rainbow

Конспект

занятия по нравственному воспитанию

в подготовительной группе детского сада

 

"Детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия".

                                                    В.А. Сухомлинский

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.

Тема: "Нижний Новгород - мой родной город"

Цель: формирование у детей первичных представлений о Нижнем Новгороде

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей о родном городе, стимулировать интерес

 к изучению родного города;

- воспитывать любовь к родному городу, краю, уметь видеть прекрасное, гордиться им;

- расширить и закрепить знания детей о родном городе;

- развивать познавательную мотивацию, зрительную память;

- обогащать словарный запас детей.

Оборудование и материалы:

- демонстративный материал:

            фотографии родного города

            изображение герба города

            карта Нижнего Новгорода

- запись песен: 

            "Нижний Новгород",

            "С чего начинается Родина",

            "На большом воздушном шаре"

- магнитофон, компьютерная презентация "Нижний Новгород".

Ход занятия:

Звучит музыка "С чего начинается Родина". Дети входят в группу и встают около доски с картой Нижнего Новгорода.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами живем в одном из самых красивых городов России. Как он называется? (ответы детей)

- Правильно, у нашего города старинное название Нижний Новгород. Сегодня мы поговорим о нашем городе. Он стоит на слиянии двух рек. Кто знает каких рек? (ответы детей)

- Мы называем его Родиной.

- Что мы родиной зовем?

Ребенок: - Дом, где мы с тобой растем,

                и березки у дороги, по которой мы идем.

Воспитатель: - Что мы родиной зовем?

Ребенок: - Солнце в небе голубом, и душистый

                золотистый, хлеб за праздничным столом.

Воспитатель: - Что мы родиной зовем?

Все дети: - Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам присесть и вспомнить пословицы и поговорки, сложенные народом о Родине.

1.Одна у человека мать - одна у него и Родина.

2. Нет в мире краше, чем Родина наша.

3. Человек без Родины, что соловей без песни.

4. За морем теплее, а на Родине светлее.

5. Везде хорошо, а дома лучше.

6. Всякому мила своя сторона.

7. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

8. Земля, на которой родился золотая.

9. Своя земля - и в горе мила.

10. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.

11. Та земля мила, что меня родила.

12. Своя земля и в кулачке родная.

13. В чужой сторонушке и солнце не так светит.

Воспитатель: - Мудрые слова о Родине. Наша Родина - это наш город Нижний Новгород. Красивый, современный, с интересной историей, о котором сложено много красивых стихов.

1 ребенок: Город мой любимый, город мой родной.

                   Ты зеленый летом, осенью цветной.

                   Чистый, белоснежный ты стоишь зимой.

                   А весной ты нежный. Я горжусь тобой.

2 ребенок: Пусть ты не столица, но люблю тебя.

                   И знакомых лица радуют меня.

                   На большой планете городов не счесть.

                   На реке, ты, Волге - самый лучший есть.

Воспитатель: - Замечательные слова о городе звучат и в песне "Нижний Новгород", которую мы сейчас исполним.

(под аккомпанемент музыкального работника, дети исполняют песню)

Воспитатель: - Ребята, предлагаю нам отправится в путешествие по Нижнему Новгороду, но пешком трудно. Город очень большой, и самое интересное мы так и не увидим.

- На чем же мы отправимся в путь? (предложения детей)

- Автобус - долго.

- Метро - на поверхности много интересных мест и станции построены еще не везде.

- Самолет - быстро и высоко.

- А вот на воздушном шаре очень удобно, полетим медленно, спокойно. Но перед тем как отправиться в путь надо составить маршрут путешествия. Отметим на карте те места, которые мы хотели бы посетить и узнать о них новое.

Воспитатель: - Где вы хотите побывать, ребята? (флажками обозначают места)

Воспитатель: - Ребята, все вы умеете фантазировать? Тогда представьте, какая корзина воздушного шара нам нужна. Строить ее мы будем из строительного материала. (воспитатель показывает модули)

(Дети из модулей строят "корзину", внутрь ставят стульчики. Над стульчиками висят разноцветные шары. Дети берут их в руки, садятся на стульчики.)

(звучит песня "На большом воздушном шаре")

Воспитатель: - Все готово. Пора отправляться в путь. Сидите на местах спокойно и внимательно смотрите. Полетели... (включается презентация)

         Детский сад "Солнышко"

Воспитатель: - Ребята, это наш детский сад. Что вы можете рассказать про место, где расположен детский сад? (ответы детей)                   

         Площадь Минина и Пожарского

Воспитатель: - Путешествие продолжается, и мы приближаемся к центральной площади города - площади Минина и Пожарского.

На площади Минина находится памятник Кузьме Минину - Нижегородскому купцу, который обратился к людям для сбора денег на борьбу с врагом. Призвал людей объединиться и пойти защищать Москву от коварных врагов. Предложил он  московскому воеводе Дмитрию Пожарскому возглавить народное ополчение. Дружина пришла из нашего города в Москву и прогнала чужеземных захватчиков. Это было очень давно - 400 лет назад. Но люди помнят об этом, и мы гордимся своим отечеством.

Воспитатель: На площади находится главная историческая достопримечательность - Нижегородский кремль.

Кремль - главный символ города, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный кремль на Дятловых горах, построенный взамен дерево-земляным укреплениям. Ни разу он не был захвачен противником.

Кремль -  самое популярное место прогулок нижегородцев и гостей города.

         Дмитриевская башня

У кремля 12 башен. Главная - это Дмитриевская. Эта башня в давние времена была центром обороны кремля.

         Герб

Воспитатель: - Ребята, а теперь посмотрите на самый верх её зелёной крыши. Что вы видите? (Оленя)

- Как он выглядит? (Сильный, гордый)

- Ребята, олень просто красавец. Так выглядит герб нашего города. На нём изображён благородный олень - он является символом благородства, чистоты, и величия, жизни, мудрости и справедливости.

Воспитатель: - Ребята, кто  знает, что такое герб?

- Это такой знак, который есть у каждого города и у каждой страны. Герб - это тоже самое, что и название города. В далекие времена не все люди умели читать, а вот понять, что нарисовано на картине, мог каждый. Поэтому, если человек видя оленя, нарисованного на щите, то он сразу догадывался, что пришёл в Нижний.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам игру "Собери герб" - дети собирают герб из разрезных частей в единое целое (музыкальное сопровождение).

         Коромыслова башня

История башен кремля разная. Об одной из них расскажет ребенок, ранее изучивший ее историю.

Ребенок: - Было это очень дано, в 12 веке. Девушка спускалась к речке Почайне за водой с вёдрами на коромысле. Вдруг она увидела чужих людей - врагов. Те на неё напали. Схватила она коромысло и бросилась за ними. Но силы были не равны. Девушка погибла. Но шум услышала стража и прогнала врагов.

Воспитатель: - Девушку с честью похоронили в основании башни, которая уже в те дни строилась. Положили с ней коромысло - как оружие воина. А удивлённые враги, вернувшиеся в лагерь сказали "Если женщины такие в Нижнем, то какие должны быть мужики". Поэтому башня называется - Коромыслова.

         Вечный огонь

Воспитатель: - На территории кремля горит Вечный огонь в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне.

         Фонтан

Воспитатель: - Это самый старинный фонтан. Давным-давно в нашем городе не было водопровода. Люди носили воду в ведрах из речек и родников. А потом придумали, как поднять воду на гору, и построили фонтан. Воду пить из фонтана нельзя. Она не такая чистая. Лучше полюбуйтесь её алмазными брызгами. Вечером фонтан ещё  красивее: струи воды в нём подсвечиваются и как по волшебству становятся цветными.

         Памятник В. Чкалову

Воспитатель: - Ребята, а сейчас побываем на одном из самых красивых мест Нижнего Новгорода. Смотрите, на краю откоса стоит памятник - Валерию Чкалову - знаменитому летчику испытателю. Авторы памятника как раз изобразили В. Чкалова в момент подготовки к полёту.

Он поднимал в небо совсем-совсем новый самолет и летал на нём, чтобы понять, исправно ли он работает, не опасно ли на нём летать. Такие лётчики назывались испытателями.

Конечно, было немножко страшно. Но смелый человек не тот, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх.

         Чкаловская лестница

Воспитатель: - Ребята, на самой кромке откоса мы видим лестницу. Это самая длинная лестница в нашем городе. Ступень здесь 442. Сама лестница называется Чкаловской, потому что начинается у самого памятника. Ведёт она к набережной великой русской реке Волге.

         Катер "Герой"

Воспитатель: - Ребята, спускаясь по лестнице мы увидим катер. Это - памятник боевому катеру, который называется "Герой". Установили его в честь победы в Великой Отечественной Войне. Катер участвовал в нескольких войнах. Целых 90 лет проработал он на Волге.

Винт этого катера украшен ленточками и цветами. Эта традиция началась давным-давно. Однажды  в день своей свадьбы сюда приехали жених и невеста. Им захотелось поделиться своей радостью со всеми, кто был рядом, и тогда они украсили памятник цветами и ленточками. Чтобы их "совместное плавание" было счастливым. 

         Вид на стрелку

Воспитатель: - А теперь продолжаем путь - мы перелетаем через реку Волгу и с левой стороны видим Окский мост, где встречаются  две реки Волга и Ока - это стрелка. 

         Нижегородская ярмарка

Воспитатель:  - Вот последний пункт нашего путешествия - Нижегородская ярмарка, которая была перенесена в город в 1817 году. Нижний Новгород называют "Карманом России", благодаря Нижегородской Ярмарке. Сюда  из разных  городов России и других стран приезжали купцы. На кораблях и баржах привозили самые разные товары. И сейчас на ярмарке проходят выставки, заключаются договора на поставку товара.

Совсем недавно проходила выставка-продажа народных промыслов. Нижегородская область представляла хохломскую, городецкую роспись.

Воспитатель: Как прекрасен Нижний на рассвете:

                      Волга водами в тиши журчит.

                      В предрассветном сумеречном свете

                      Солнце на златых крестах блестит.

Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся домой в детский сад. Ветер поменял направление, попутный для нас. Пока мы летим, предлагаю вам вспомнить всё, что мы узнали.

Блиц опрос:

1. Как называется город, в котором мы живём?

2. Назовите главную площадь города?

3. Что изображено на гербе Нижнего Новгорода?

4. Назовите фамилию знаменитого летчика-испытателя?

5. Почему Нижний Новгород называют карманом России?

6. Как называются жители Нижнего Новгорода?

Воспитатель: - Молодцы, сразу видно, что вы любите свой город. Вот  и прилетели мы в наш родной детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Наше знакомство с Нижним Новгородом и его достопримечательностями на этом не закончено.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю нарисовать тот уголок родного города, который вам нравится больше всего.

(Дети рисуют, затем оформляется выставка "Уголок родного города)                                       

 

                   Автор: Листова  Наталья Александровна

воспитатель  МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Советского района г. Нижнего Новгорода