rainbow

Педагогический проект «Бабушкин сундук»

 

Тип проекта: познавательно-практико-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Целью проекта является формирование у детей любви и уважения к народному творчеству как к “базису культуры” на примере ознакомления с бытом и жизнью родных людей, их характером, присущим нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры региона. Дать возможность ребенку прикоснуться к народным ценностям, традициям. Расширять знания детей о многообразии видов народного творчества.

Примечание: Данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта. Данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был опробован с детьми подготовительной группы (март – апрель 2014 г).

Задачи:

1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к семье, городу, родине.

2. Познакомить детей с традиционными ремеслами.

3. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.

4. Приобщить детей к видам национального искусства живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

5. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с играми народными.

Актуальность проекта:

В настоящее время в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Итог проекта:

- создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;

- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках «Бабушкин сундучок»;

- Мастер-класс детей и родителей группы. Изготовление «саше».

Этапы реализации проекта.

1-организационный этап.

  • Цикл бесед: «Я берегу, жалею свою бабушку», «Почему я хочу быть похожим на свою бабушку», «Доброе дело – делай смело».
  • Знакомство с народным творчеством.
  • Чтение стихов про бабушку.
  • Пение песни «Про бабушку»
  • Музыкальные игры: «Плетень», «Узнай по голосу».

 

 2-внедренчиский этап.


3-итоговый этап.

  • Выставка рукотворных работ бабушек детей группы участвующих в проекте.
  • Выставка детских работ по изобразительной деятельности.
  • Мастер – класс для родителей по изготовлению «Саше».

Ожидаемые результаты

  • Формирование у детей представления о понятие «народное творчество», «Народные ремесла».      
  • Закрепление знаний детей о народных, обычаях и традициях. Знание детей народных игр.
  • Развитие познавательного интереса, мыслительную активность, воображение.
  • Умение видеть красоту разных поделок и изделий, прививать уважительное отношение к изделиям сделанным своими руками, к обычаям и традициям.


 

Мастер – класс для детей с родителями по изготовлению «Саше».

 

Цель: Воспитание толерантности по отношению к себе и семье (почитание старших в семье, этика семейного общения) у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Воспитывать неприятие к проявлению жестокости к людям старшего поколения. Развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием. Формировать умение ценить свою и чужую работу.

Предварительная работа: Организация выставки работ сделанных руками бабушек «Бабушкин сундучок»; заучивание детьми стихов о бабушке.

Ход мастер-класса:

- Добрый вечер, дорогие бабушки, родители, ребята и все наши гости! Сегодняшний вечер посвящен нашим любимым бабушкам. Наши бабушки - это кладезь мудрости и жизненного опыта. Наши бабушки – самые красивые! Наши бабушки – самые добрые! Наши бабушки – самые любимые! Наши бабушки – самые, самые! Наши дети хотят сказать бабушкам красивые и теплые слова.

Дети читают стихи о бабушка.

- А сейчас предлагаю поиграть в игру, где дети и взрослые будут приветствовать друг друга так, как приветствуют встречаясь люди в разных странах мира.

Игра «Давайте поздороваемся»

  1. Легкий поклон со скрещенными на груди руками (в Индии)
  2. Легкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (в Японии)
  3. Рукопожатие и поцелуй в обе щеки (во Франции)
  4. Потереться друг о друга носами (эскимосы)
  5. Обняться и пожать руку (в России)

- Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.

  Рассказывали бабушки: «У нас одни пятерки!»

  Друг друга поздравляли, друг другу жали руки.

  Хотя экзамен сдали не бабушки. А внуки!

Не секрет, что бабушки принимают активное участие в воспитании внуков. Народная мудрость гласит: «Бабушка-вторая мать». А еще в народе говорят, что внуков любят больше, чем детей. У каждой бабушки есть запас ласковых слов для любимых внуков.

Игра для бабушек «Назови ласково своего внука».

Бабушки по очереди называют свои внучат ласковыми именами, словами.

Игра «Сварим кашу»

- Я буду читать стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления каши, то вы должны отвечать «ДА», если не нужен - НЕТ.

Сорока-белобока решила кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла, и что взяла:

Парное молоко, куриное яйцо,

Крупу манную, капусту кочанную,

Соленый огурец, мясной холодец,

Сахар да соль, белую фасоль.

Масло топленое, рыбку соленую.

Перец болгарский, соус татарский,

Клубничное варенье, бисквитное печенье.

- Да, сладенькая каша получилась, за такую кашу нужно бабушек крепко обнять, расцеловать. У каждой бабушки много дел и забот. Предлагаю бабушкам рассказать о своих увлечениях.

Игра «Любимое занятие бабушки»

Творческая мастерская.

- Ребята, давайте сегодня вместе со взрослыми сделаем поделку своими руками.

Я предлагаю сделать «Саше». Саше - это специальные мешочки из ткани, где смешивают различные травяные сборы.

Это естественный ароматизатор одежды и белья, а также своего рода амулет (если вы верите в амулеты), и просто красивая вещица, которую совсем несложно сделать самим.

Предполагается, что история саше началась во Франции, когда возможность скрыть неприятные запахи была весьма ограничена. Ароматические саше, полные благоухающих трав, буквально спасали – их носили на шее, клали в шкафы с бельем, использовали в лечебных целях и даже для привлечения удачи, защиты от дурного глаза. Невероятные возможности ароматов просто поражают воображение – они могут активизировать различные ощущения и влиять на самочувствие, возбуждать и расслаблять, бодрить и успокаивать. Именно запахи помогают создать в доме нужную атмосферу. Самый любимый и нужный вам «душистый» интерьер можно создать самому. Любое саше, сделанное своими руками, держит аромат около месяца, но зато оно натуральное и без опасных примесей. Аромат можно поддерживать с помощью эфирного масла. Саше применяют как декоративный элемент, украшая им столы, ванную или ящики с бельем. И, что самое главное, благодаря многообразию ароматов можно создать саше на любой вкус!

Общий принцип простой — на выбранную основу (это могут быть сухие розовые лепестки или лавровый лист и мята, кофейные зерна, корица, гвоздика, шкурка апельсина) капаем по 3-4 капли эфирного масла, а после того, как они пропитаются, складываем все в мешочек. Если делаем подушечку, то для объема в мешочек добавляем кусочек ткани или синтепона.

Саше, изготовленное своими руками, может стать чудесным подарком для близких людей.

Все вместе взрослые и дети изготавливают «Саше», звучит музыка.

- Благодарю всех за уделённое время, за совместное участие в таком интересном мероприятии. На память о нашей встрече хочу подарить брошюрки по изготовлению и наполнению «Саше». 

 

 Методическое обеспечение

- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» (стр.166)

- Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С.-Пб. «Детство - Пресс». 1999.

- С. Белина, П. Ломова «Музыка и движение» (Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет). Сборник.

- Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» Москва 1997.

- Князева О.Л., Махнева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебное - методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.

- Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности» (стр.56) 

 

Автор: Монастырева Светлана Валерьевна

воспитатель по ИЗО-деятельности

МАОУ «СОШ № 5» Структурного подразделения

«Детский сад № 39» г. Краснокамск Пермского края