Педагогический проект «Бабушкин сундук»
Тип проекта: познавательно-практико-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Целью проекта является формирование у детей любви и уважения к народному творчеству как к “базису культуры” на примере ознакомления с бытом и жизнью родных людей, их характером, присущим нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры региона. Дать возможность ребенку прикоснуться к народным ценностям, традициям. Расширять знания детей о многообразии видов народного творчества.
Примечание: Данное содержание может варьироваться исходя из интересов и возможностей детей, возрастной группы, времени года, а также исходя из приоритетной направленности самого проекта. Данный проект включен в вариативную часть образовательной программы ДОУ, был опробован с детьми подготовительной группы (март – апрель 2014 г).
Задачи:
1. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к семье, городу, родине.
2. Познакомить детей с традиционными ремеслами.
3. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через разные виды деятельности.
4. Приобщить детей к видам национального искусства живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
5. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с играми народными.
Актуальность проекта:
В настоящее время в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. Знакомство с русской народной культурой и направлено на формирование нравственных и духовных качеств.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Итог проекта:
- создание фотоальбома «Чудеса из сундука»;
- выставка поделок и рисунков детей и родителей в разных техниках «Бабушкин сундучок»;
- Мастер-класс детей и родителей группы. Изготовление «саше».
Этапы реализации проекта.
1-организационный этап.
2-внедренчиский этап.
3-итоговый этап.
Ожидаемые результаты
Мастер – класс для детей с родителями по изготовлению «Саше».
Цель: Воспитание толерантности по отношению к себе и семье (почитание старших в семье, этика семейного общения) у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Воспитывать неприятие к проявлению жестокости к людям старшего поколения. Развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием. Формировать умение ценить свою и чужую работу.
Предварительная работа: Организация выставки работ сделанных руками бабушек «Бабушкин сундучок»; заучивание детьми стихов о бабушке.
Ход мастер-класса:
- Добрый вечер, дорогие бабушки, родители, ребята и все наши гости! Сегодняшний вечер посвящен нашим любимым бабушкам. Наши бабушки - это кладезь мудрости и жизненного опыта. Наши бабушки – самые красивые! Наши бабушки – самые добрые! Наши бабушки – самые любимые! Наши бабушки – самые, самые! Наши дети хотят сказать бабушкам красивые и теплые слова.
Дети читают стихи о бабушка.
- А сейчас предлагаю поиграть в игру, где дети и взрослые будут приветствовать друг друга так, как приветствуют встречаясь люди в разных странах мира.
Игра «Давайте поздороваемся»
- Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки: «У нас одни пятерки!»
Друг друга поздравляли, друг другу жали руки.
Хотя экзамен сдали не бабушки. А внуки!
Не секрет, что бабушки принимают активное участие в воспитании внуков. Народная мудрость гласит: «Бабушка-вторая мать». А еще в народе говорят, что внуков любят больше, чем детей. У каждой бабушки есть запас ласковых слов для любимых внуков.
Игра для бабушек «Назови ласково своего внука».
Бабушки по очереди называют свои внучат ласковыми именами, словами.
Игра «Сварим кашу»
- Я буду читать стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления каши, то вы должны отвечать «ДА», если не нужен - НЕТ.
Сорока-белобока решила кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла, и что взяла:
Парное молоко, куриное яйцо,
Крупу манную, капусту кочанную,
Соленый огурец, мясной холодец,
Сахар да соль, белую фасоль.
Масло топленое, рыбку соленую.
Перец болгарский, соус татарский,
Клубничное варенье, бисквитное печенье.
- Да, сладенькая каша получилась, за такую кашу нужно бабушек крепко обнять, расцеловать. У каждой бабушки много дел и забот. Предлагаю бабушкам рассказать о своих увлечениях.
Игра «Любимое занятие бабушки»
Творческая мастерская.
- Ребята, давайте сегодня вместе со взрослыми сделаем поделку своими руками.
Я предлагаю сделать «Саше». Саше - это специальные мешочки из ткани, где смешивают различные травяные сборы.
Это естественный ароматизатор одежды и белья, а также своего рода амулет (если вы верите в амулеты), и просто красивая вещица, которую совсем несложно сделать самим.
Предполагается, что история саше началась во Франции, когда возможность скрыть неприятные запахи была весьма ограничена. Ароматические саше, полные благоухающих трав, буквально спасали – их носили на шее, клали в шкафы с бельем, использовали в лечебных целях и даже для привлечения удачи, защиты от дурного глаза. Невероятные возможности ароматов просто поражают воображение – они могут активизировать различные ощущения и влиять на самочувствие, возбуждать и расслаблять, бодрить и успокаивать. Именно запахи помогают создать в доме нужную атмосферу. Самый любимый и нужный вам «душистый» интерьер можно создать самому. Любое саше, сделанное своими руками, держит аромат около месяца, но зато оно натуральное и без опасных примесей. Аромат можно поддерживать с помощью эфирного масла. Саше применяют как декоративный элемент, украшая им столы, ванную или ящики с бельем. И, что самое главное, благодаря многообразию ароматов можно создать саше на любой вкус!
Общий принцип простой — на выбранную основу (это могут быть сухие розовые лепестки или лавровый лист и мята, кофейные зерна, корица, гвоздика, шкурка апельсина) капаем по 3-4 капли эфирного масла, а после того, как они пропитаются, складываем все в мешочек. Если делаем подушечку, то для объема в мешочек добавляем кусочек ткани или синтепона.
Саше, изготовленное своими руками, может стать чудесным подарком для близких людей.
Все вместе взрослые и дети изготавливают «Саше», звучит музыка.
- Благодарю всех за уделённое время, за совместное участие в таком интересном мероприятии. На память о нашей встрече хочу подарить брошюрки по изготовлению и наполнению «Саше».
Методическое обеспечение
- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» (стр.166)
- Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С.-Пб. «Детство - Пресс». 1999.
- С. Белина, П. Ломова «Музыка и движение» (Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет). Сборник.
- Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» Москва 1997.
- Князева О.Л., Махнева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебное - методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.
- Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности» (стр.56)
Автор: Монастырева Светлана Валерьевна
воспитатель по ИЗО-деятельности
МАОУ «СОШ № 5» Структурного подразделения
«Детский сад № 39» г. Краснокамск Пермского края
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)