Повышение педагогической компетентности родителей
посредством использования ресурсов интерактивной доски
В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьёй, как малой социальной группой и детским садом как общественной образовательной структурой. Сотрудничество и установление партнёрских отношений выступают в качестве фактора развития и совершенствования отдельных субъектов и системы в целом, достижения эффективных результатов деятельности.
Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьёй. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Педагогу принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Приоритетным направлением современного образования и среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски. Это комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», создавать свои проекты, а так же более эффективно осуществлять связь не только с детьми, но и со взрослыми.
Интерактив – это поочерёдное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведённого действия), где как стороны выступают педагог, родитель (ребёнок) и используемый цифровой ресурс.
Неотъемлемые составляющие ИКТ – взаимодействующие естественный и искусственный интеллекты, где первый является основополагающим. Их контакт в системе «человек-машина-человек» обеспечивает движение информации, что расценивается как информационный обмен, коммуникацию.
В результате установления отношений с помощью интерактивной доски, у участников образовательного процесса могут возникать не только общие интересы и взгляды, но и образуется единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ориентирована на гармонизацию психофизического развития ребёнка и повышение компетентности в различных областях знания и практики.
Использование интерактивной доски в работе с родителями.
- игры и задания, направленные на достижение успеха в общении с ребёнком
- релаксация и визуализация помогают расслабиться и сосредоточиться
Я хочу рассказать вам об использовании практических упражнений на интерактивной доске в своей работе. Уже не первый год на базе нашего детского сада №53 «Чайка» под моим руководством работает родительский клуб «Родители за партой», где в ходе проводимых занятий выявляются и решаются проблемы развития и воспитания детей, имеющих ОВЗ. Комплексный подход к организации занятий позволяет наладить взаимодействие с родителями, воспитывающих «особого» ребёнка, и между ними, проработать основные психологические проблемы детско-родительских отношений.
Коллективное обсуждение помогает совместно разбираться в сложных ситуациях, возникающих при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, правильно воспринимать и понимать их поведение и поступки. Практика показывает, что если не замалчивать проблему, а обсуждать её в коллективе единомышленников под руководством специалиста, всегда можно добиться результатов и решить все вопросы.
Электронная презентация в изложении теоретического материала поможет эффективному восприятию раскрываемой темы и полной включённости родителей в обсуждение проблемы.
Видеофрагменты по соответствующей теме помогут родителям сравнить и сопоставить увиденное со своими ситуациями в жизни. На примере героев мультфильмов, фильмов человек начинает перебирать и события своей жизни, делать определённые выводы, пересматривать своё отношение к проблеме, и по другому на неё смотреть.
Наряду с тематическими мультфильмами и фильмами можно также представлять социальные ролики: «Семейное благополучие глазами детей», «Притча о маме», «Мама».
Практические упражнения с использованием интерактивной доски позволяют легко вовлекать родителей в совместную работу, повышают интерес к рассматриваемой теме, процесс восприятия становится более простым и доступным.
Упражнение «Что мешает слышать ребёнка?»
Цель: познакомить родителей с типами традиционных родительских высказываний, которые могут быть настоящими помехами на пути активного слушания ребёнка.
Упражнение «Создание цветка»
Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме и актуализировать их представления о воспитании «особого» ребёнка, показать роль родителя в формировании личности их «особого» ребёнка.
- Как вырастить «особого» ребёнка?
Педагог-психолог предлагает родителям поэтапно рассмотреть строение цветка и постараться нарисовать первую ассоциацию, связанную с ним с помощью интерактивной доски.
На доске участники рисуют первый элемент растения, с чего зарождается его жизнь – корни. Это та основа, которая необходима в воспитании и обучении «особого» ребёнка. Что это, как вы считаете?
- сенсомоторное развитие – фундамент общего умственного развития.
- интеллектуальное развитие (развитие высших психических функций);
- эмоционально-личностное развитие (поведение, коммуникативные навыки и социальные умения, выражение чувств, эмоций, темперамент)
Чтобы цветок зацвёл – ребёнок был успешным в силу своих способностей – ему нужны мощный стебель и сочные листья, то есть стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. Участники рисуют оставшиеся элементы цветка.
Как вырастить «особенного» ребёнка?
Упражнение: «Собери чемодан»
Цель: показать родителям набор положительных личностных свойств, которые определяют адекватные действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.
Педагог просит родителей «собрать» в чемодан те черты характера, которые способствуют умению видеть и понимать другого.
Наряду с интерактивными играми немалое значение имеют упражнения на релаксацию и визуализацию в работе с родителями.
Релаксация и визуализация – это два понятия, тесно переплетающиеся между собой в работе педагога-психолога. Расслабляясь, человек погружается в атмосферу спокойствия и доверия, и чтобы этот процесс был более глубоким и эффективным, он начинает «рисовать» мыслями: воображать, фантазировать, что-то представлять, мысленно перемещаться как в пространстве, так и во времени. Всю эту цепочку действий можно назвать одним словом – визуализация.
Визуализация - это наше воображение, фантазия, это как самый удивительный сон, только наяву. Если быть точнее, то визуализация – это представление некой информации в виде картинок. Вы представляете то, что хотите иметь, и используете полученную энергию и эмоции для реализации в действительность то, что представляете.
Представления очень важны на этапе расслабления, и, чтобы достигнуть ощущение покоя и сосредоточенности человека, можно образ дать готовый, чтоб он в него уже погрузился и расслабился, нежели перебирал в голове, на чем же ему остановится.
Формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности, поэтому очень значимо повышение педагогической компетентности родителей путём внедрения современных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Интерактивная доска является эффективным способом повышения педагогической компетентности родителей, она позволяет более доступно и наглядно раскрыть содержание рассматриваемой темы, в игровой форме провести упражнения, повысить концентрацию внимания и скорость приёма и переработки информации.
Интерактивная доска в комплексе с традиционными методами обучения дает значительный прирост в образовательном процессе, а сфера ее применения может быть ограничена только фантазией.
Автор: Варламова Лариса Николаевна
педагог-психолог
МБУ детский сад № 53 «Чайка»
г. Тольятти Самарской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)