rainbow

Повышение педагогической компетентности родителей

посредством использования ресурсов интерактивной доски

 

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьёй, как малой социальной группой и детским садом как общественной образовательной структурой. Сотрудничество и установление партнёрских отношений выступают в качестве фактора развития и совершенствования отдельных субъектов и системы в целом, достижения эффективных результатов деятельности.

Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьёй. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Педагогу принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Приоритетным направлением современного образования и среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски. Это комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», создавать свои проекты, а так же более эффективно осуществлять связь не только с детьми, но и со взрослыми.

Интерактив – это поочерёдное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведённого действия), где как стороны выступают педагог, родитель (ребёнок) и используемый цифровой ресурс.

Неотъемлемые составляющие ИКТ – взаимодействующие естественный и искусственный интеллекты, где первый является основополагающим. Их контакт в системе «человек-машина-человек» обеспечивает движение информации, что расценивается как информационный обмен, коммуникацию.

В результате установления отношений с помощью интерактивной доски, у участников образовательного процесса могут возникать не только общие интересы и взгляды, но и образуется единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ориентирована на гармонизацию психофизического развития ребёнка и повышение компетентности в различных областях знания и практики.

Использование интерактивной доски в работе с родителями.

  • Электронная презентация в изложении теоретического материала
  • Видеофрагменты по соответствующей теме
  • Практические упражнения:

- игры и задания, направленные на достижение успеха в общении с ребёнком

- релаксация и визуализация помогают расслабиться и сосредоточиться

Я хочу рассказать вам об использовании  практических упражнений на интерактивной доске в своей работе. Уже не первый год на базе нашего детского сада №53 «Чайка» под моим руководством  работает родительский клуб «Родители за партой», где в ходе проводимых занятий выявляются и решаются проблемы развития и воспитания  детей, имеющих ОВЗ. Комплексный подход к организации занятий позволяет наладить взаимодействие с родителями, воспитывающих «особого» ребёнка, и между ними, проработать основные психологические проблемы детско-родительских отношений.

Коллективное обсуждение помогает совместно разбираться в сложных ситуациях, возникающих при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, правильно воспринимать и понимать их поведение и поступки. Практика показывает, что если не замалчивать проблему, а обсуждать её в коллективе единомышленников под руководством специалиста, всегда можно добиться результатов и решить все вопросы.

Электронная презентация в изложении теоретического материала поможет эффективному восприятию раскрываемой темы и полной включённости родителей в обсуждение проблемы.


 

Видеофрагменты по соответствующей теме помогут родителям сравнить и сопоставить увиденное со своими ситуациями в жизни. На примере героев мультфильмов, фильмов человек начинает перебирать и события своей жизни, делать определённые выводы, пересматривать своё отношение к проблеме, и по другому на неё смотреть.

 

  •  м/ф «Необычный младший братик» (идея К. де Лаза, с. Варлей) из серии «Сказочные истории» (реж. О. Кауиссен) – о семье зайцев, у которых был зайчонок с ОВЗ.
  • м/ф «Моя жизнь» Н. Березовской. Главные герой – маленький поросёнок, который пока ещё не знает о сложности и жестокости мира.
  • м/ф «Ёжик должен быть колючим»  - не такой как все ребёнок.
  • м/ф «Контакт» - знакомство с существом отличным от меня.
  • м/ф «Волшебный мешочек», о том, как мудрый дедушка-медведь перевоспитал своего внучка – медвежонка Ивашку.
  • Фильм «Антон, тут рядом» - о мальчике, страдающим аутистическими расстройствами
  • Фильм «Тэмпл Грандин» - о девочке, имеющей аутистическое поведение, которая научилась жить в параллельных друг другу мирах.

 

Наряду с тематическими мультфильмами и фильмами можно также представлять социальные ролики: «Семейное благополучие глазами детей», «Притча о маме», «Мама».

Практические упражнения с использованием интерактивной доски позволяют легко вовлекать родителей в совместную работу, повышают интерес к рассматриваемой теме, процесс восприятия становится более простым и доступным. 

Упражнение «Что мешает слышать ребёнка

Цель: познакомить родителей с типами традиционных родительских высказываний, которые могут быть настоящими помехами на пути активного слушания ребёнка.


 

Упражнение «Создание цветка»

Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме и актуализировать их представления о воспитании «особого» ребёнка, показать роль родителя в формировании личности их «особого» ребёнка.

- Как вырастить «особого» ребёнка?

Педагог-психолог предлагает родителям поэтапно рассмотреть строение цветка и постараться нарисовать первую ассоциацию, связанную с ним с помощью интерактивной доски.

На доске участники рисуют первый элемент растения, с чего зарождается его жизнь – корни. Это та основа, которая необходима в воспитании и обучении «особого» ребёнка. Что это, как вы считаете?

- сенсомоторное развитие – фундамент общего умственного развития.

- интеллектуальное развитие (развитие высших психических функций);

- эмоционально-личностное развитие (поведение, коммуникативные навыки и социальные умения, выражение чувств, эмоций, темперамент)

Чтобы цветок зацвёл – ребёнок был успешным в силу своих способностей – ему нужны мощный стебель и сочные листья, то есть стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. Участники рисуют оставшиеся элементы цветка.

Как вырастить «особенного» ребёнка? 


  

Упражнение: «Собери чемодан»

Цель: показать родителям  набор положительных личностных свойств, которые определяют адекватные действия человека в различных ситуациях и формируют его как индивидуальность.

Педагог просит родителей «собрать» в чемодан те черты характера, которые способствуют умению видеть и понимать другого. 


Наряду с интерактивными играми немалое значение имеют упражнения на релаксацию и визуализацию в работе с родителями.

Релаксация и визуализация – это два понятия, тесно переплетающиеся между собой в работе педагога-психолога. Расслабляясь, человек погружается в атмосферу спокойствия и доверия, и чтобы этот процесс был более глубоким и эффективным, он начинает «рисовать» мыслями: воображать, фантазировать, что-то представлять, мысленно перемещаться как в пространстве, так и во времени. Всю эту цепочку действий можно назвать одним словом – визуализация.

Визуализация - это наше воображение, фантазия, это как самый удивительный сон, только наяву. Если быть точнее, то визуализация – это представление некой информации в виде картинок. Вы представляете то, что хотите иметь, и используете полученную энергию и эмоции для реализации в действительность то, что представляете.

Представления очень важны на этапе расслабления, и, чтобы достигнуть ощущение покоя и сосредоточенности человека, можно образ дать готовый, чтоб он в него уже погрузился и расслабился, нежели перебирал в голове,  на чем же ему остановится.

  • «Шум прибоя»
  • «Дыхание океана»
  • «Мелодия ночи»

Формирование активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности, поэтому очень значимо повышение педагогической компетентности родителей путём внедрения современных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Интерактивная доска является эффективным способом повышения педагогической компетентности родителей, она позволяет более доступно и наглядно раскрыть содержание рассматриваемой темы, в игровой форме провести упражнения, повысить концентрацию внимания и скорость приёма и переработки информации.

Интерактивная доска в комплексе с традиционными методами обучения дает значительный прирост в образовательном процессе, а сфера ее применения может быть ограничена только фантазией. 

Автор: Варламова Лариса Николаевна

педагог-психолог

МБУ детский сад № 53 «Чайка»

г. Тольятти  Самарской области