rainbow

Детско-родительский образовательный проект

«Проектирование Мини-музея мяча в ДОУ»

«Мяч – мой друг»

 

«Всё воспитание - в примере нашей жизни,
 которой всегда подражает ребёнок»
/Л.Н.Толстой/

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта:  один учебный год.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников, инструктор по       физической культуре.

Образовательные области:    «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», « Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность темы: Примером педагогического проектирования в ДОУ может являться организация мини-музеев  -  а это, прежде всего, создание развивающей среды в ДОУ как средства активизации познавательных интересов, воспитания   положительных черт личности, общей культуры, а в данном случае и развития двигательных способностей дошкольников. Музей - отличное средство интеграции физического воспитания и интеллектуального развития дошкольников, ведь музей - это не просто собрание и демонстрация экспонатов, а активно действующая система с развивающими целями, интересным планом и реальными мероприятиями (экскурсиями, занятиями,         досугами, встречами с интересными людьми и т.д.).

Новизна: организация музеев в дошкольных учреждениях в последние годы не редкость, но создание музея мяча  -  явление единичное.

Цели проекта: реализация комплексного подхода к развитию ребёнка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников.

Задачи проекта:

- привлекать внимание детей и их родителей к физической культуре и спорту;

- знакомить с содержанием и правилами спортивных игр с мячом;

- развивать технику владения элементами спортивных игр с мячом;

- формировать волевые качества, чувство стремления к победе и уверенности;

- содействовать развитию эстетического и художественного вкуса;

- подготовить детей к школе и  к тренировкам в спортивных секци­ях  города;

- приобщать к историческому наследию спортивных достижений своей Родины и мирового Олимпийского движения.

 

Предполагаемый результат:

- дети должны получить знания, умения, опыт, развивающие их нравственно, эстетически, физически;

- дети научатся создавать мини-музеи и бережно относится к экспонатам;

- у детей должно быть сформировано понимание того, что заботиться о своём здоровье - значит помогать Родине, потому что сильные, смелые, ловкие - это лучшие защитники Родины в будущем;

- должно быть воспитано чувство гордости и любви к спортивным достижениям спортсменов своей «малой Родины»;

- должно быть обеспечено оздоровление и физическое развитие детей в соответствии с их возрастной физиологией.

Этапы реализации проекта

Этапы

Направления и формы работы

Сроки

Подготовительный

 - разработка вопросника для проведения диагностики оценки уровня знаний детей по данной теме;

 - первичная диагностика

 - просмотр и изучение литературы;

 - использование информационных технологий;

 - беседа с детьми;

 - сбор экспонатов мячей.

сентябрь,

октябрь

Основной

 - создание экспозиций мини-музея мяча;

 - оформление демонстрационных материалов;

 - подготовка детей-экскурсоводов;

 - проведение экскурсий;

 - знакомство с содержанием и правилами спортивных игр с мячом;

 - сбор материалов об Олимпийских играх и спортсменах - чемпионах;

 - КВН «Зимние Олимпийские игры»;

 - оформление фотостраничек.

ноябрь,

декабрь,

январь,

февраль

Заключительный

 - итоговая диагностика;

 - оформление фотоматериалов, методических пособий, картотек;

 - выставка рисунков детей «Я дружу с мячом»

март,

апрель

 

Направление «Эволюция мяча» 

Методическая работа: оформление справочных материалов «История возникновения мяча»;

экспозиция разновидностей мячей; оформление демонстрационного материала «Мячи для разных видов спорта»; исторические   сведения о зарождении и развитии спортивных игр с мячом;

Работа с детьми: сбор экспонатов различных мячей и организация мини - музея;

Работа с воспитателями: консультации о требованиях, предъявляемых к           экспонатам музея; изготовление информационных табличек; разработка и проведение цикла познавательных бесед.

Работа с родителями: участие в организации мини - музея мяча; оформление демонстрационного материала.

Экспонаты Мини-музея

В мини-музее мяча «все можно брать, во все играть». Предметы экспозиции  были размещены на столах, установленных на высоте, доступной для дошкольников. 

Направление «Мяч в игре и мяч-игрушка»

 

Методическая работа: оформление картотеки спортивных игр с мячом и их правил для дошкольников «Школа мяча» и «Русские народные подвижные игры с мячом»; подборка стихов, загадок, пословиц о мяче и спорте.

  

Работа с детьми: разучивание различных подвижных игр с мячом; выставка рисунков в уголке  творчества «Я дружу с мячом»; фотостенд «Гости музея»;

Направление «Настольно-дидактические игры о спорте»

Методическая работа: собрать с помощью родителей  различные настольные игры с мячом: мини-теннис, футбол, баскетбол, бильярд, хоккей, картины из пазлов и мозаики, миниатюрные электронные игры и игры для развития мелкой моторики; изготовить нестандартное оборудование своими руками: «Минифутбол» - настольная игра.

   Работа с воспитателями: принять участие в смотре конкурсе по теме «Образовательные области «Физическое развитие» и Здоровье», проводимом в детском саду; пополнить и изготовить дидактические игры: «Спортлото», «Узнай вид спорта», «Гимнастика в схемах и картинках», «Найди и выполни упражнение».

 

Направление «Я болею за Россию!»

Методическая работа: собрать материал об Олимпийских играх; изготовить демонстрационный материал – атрибутику Олимпиад: флаг, факелы, кольца, девиз; фотоальбом  «Наша гордость» (о выпускниках детского сада, успешно занимающихся в спортивных секциях города).


Работа с детьми:          беседы о спортивных достижениях российских и марийских спортсменов; КВН «Зимние олимпийские игры.

Работа с родителями: оформление совместно с детьми фото страничек «Мой любимый  вид спорта» и «Мой спортивный кумир».


Диагностика

Уровень знаний детей по теме                    Вопросы диагностики

 

 

  • Как ты понимаешь, что такое музей?
  • Что ты знаешь о том, какие раньше были мячи?
  • Какие мячи для разных видов спорта ты знаешь?
  • Что ты знаешь об Олимпийских играх?
  • Каких ты знаешь спортсменов и спортивные команды, прославивших нашу Родину?

 

Выводы

1. Предположение специалистов ДОУ о том, что мини-музей мяча будет играть положительную роль в познавательном развитии и физической подготовке воспитанников, полностью подтвердилось.

2. Была решена одна из важных задач в свете решения  современных ФГТ  -  развивать и обогащать речь детей, повышать их эрудицию и интеллект.

3. Успешно выполнена концептуальная задача развития мини-музея -  предоставить всем детям возможность самим создать экспозицию мячей,  выбрать наиболее полюбившийся вид спорта и создать предпосылки для успешного обучения этому виду в общеобразовательных школах и спортивных секциях города.

4. Практическая значимость проекта заключается в том, что основные методические рекомендации и результаты работы могут быть использованы воспитателями ДОУ в организации  работы со старшими дошкольниками. 

 

Авторы: Полевщикова Марина Ивановна

заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе,

Петунина Ирина Ивановна

инструктор по физкультуре

ФГКДОУ «Детский сад «Вишенка»

г. Йошкар-Ола Республики Марий-Эл