Программа оздоровления детей «Здоровый малыш»
Раздел 1
1.1. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения здоровья. Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Совместная работа медицинского, педагогического персонала и родителей по укреплению здоровья детей.
1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон №273-ФЗ, от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15.05.2013 №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13
- Устав образовательного учреждения;
- Программа «Детство».
1.3. Ожидаемые результаты:
- Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
- Снижение уровня заболеваемости.
1.4. Объекты программы:
- Дети дошкольного образовательного учреждения.
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Раздел 2
Основные принципы программы:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению здоровья детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Основные направления программы
Профилактическое:
- Обеспечение благоприятного течения адаптации;
- Выполнение сангигиенического режима;
- Проведение обследований детей и выявление патологий;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
- Составление индивидуальных планов оздоровления;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное:
- Оказание медицинской помощи заболевшим детям.
- Проведение профилактического лечения ЧБД.
- Проведение медицинских осмотров детей дошкольных групп по плану.
- Проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в соответствии с годовым планом.
- Наблюдение за детьми, состоящими на диспансерном учете.
- Наблюдение за детьми на физкультурных занятиях.
- Наблюдение за детьми во время купания в бассейне в период ЛОК.
- Наблюдение за детьми во время проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий.
Раздел 4
Обеспечение реализации основных направлений программы.
4.1. Техническое и кадровое обеспечение.
1. Приобретение необходимого оборудования:
- медицинского: массажная кушетка.
- спортивного: малые тренажеры, массажные мячи.
2. Осуществление ремонта (по мере выделения денежных средств): медицинского блока (изолятор), пищеблока, игровых площадок, оборудование спортивной площадки МАФами, реконструкция летнего бассейна.
3. Пополнение среды нестандартным оборудованием: объемными модулями, чудо-ковриками (тренажеры Заикина), зрительно-телесными тренажерами (В.Г. Базарного), аппарата Хелпера.
4. Введение дополнительных услуг: хореография, занимательная психология.
5. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ: соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ.
6. Проводить постоянную работу по повышению профессионального уровня младшего медицинского персонала.
4.2 Скринг-программа:
4.3. Организационно–методическое и психолого-педагогическое обеспечение.
- Разработка программы оздоровления и осуществление контроля над выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно – психическим развитием детей.
- Разработка модели внедрения здоровье сберегающих методик в УВП.
- Поиск, изучение и внедрения эффективных технологий и методик оздоровления: психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного.
- Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей.
- Проведение специальных занятий (ОБЖ, ритмика).
- Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятия, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно – гигиенические условия).
- Продолжение работы по совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
- Участие в научно–практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.
4.4. Формы и методы оздоровления детей.
Обеспечение здорового ритма жизни:
- Щадящий режим (адаптационный период.)
- Гибкий режим,
- Организация микроклимата и стиля жизни группы.
Физическое развитие:
- Проведение третьего физкультурного занятия на воздухе;
- Утренняя гимнастика;
- Подвижные и динамические игры;
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие);
- Спортивные игры;
- Занятия в спортивных секциях;
- Занятия хореографией;
- Терренкур (дозированная ходьба);
- Пешие прогулки (турпоходы);
- Гигиенические и водные процедуры;
- Умывание;
- Мытье рук;
- Местный душ в период ЛОК;
- Игры с водой;
- Обеспечение чистоты среды;
- Посещение бассейна в период ЛОК.
Свето-воздушные ванны:
- Проветривание помещений (в том числе сквозное);
- Сон при открытых фрамугах;
- Прогулки на свежем воздухе (в том числе комнатные);
- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
- Активный отдых;
- Развлечения, праздники;
- Игры-забавы;
- Дни здоровья;
- Каникулы (январь);
- Диетотерапия;
- Рациональное сбалансированное питание;
Свето- и цветотерапия:
- Обеспечение светового режима;
- Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса;
- Музтерапия:
- Музсопровождение режимных моментов;
- Музоформление фона занятий;
- Музтеатральная деятельность;
- Пение (в том числе звуковое).
Спецзакаливание:
- Босоножье
Группа |
Виды ходьбы и дозировка |
|||
Теплый период |
Время |
Холодный период |
Время |
|
Ранний возраст |
Ходьба и бег по одеялу и полу навеса |
5-30 мин |
Ходьба и бег по ковру в носках |
5-30 мин |
Младшая группа |
Ходьба и бег по теплому песку, траве |
5-45 мин |
Ходьба и бег по ковру босиком |
5-30 мин |
Средняя группа |
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту |
5-60 мин |
Ходьба босиком по ковру и в носках по полу, бег босиком по полу |
5-30 мин |
Старшая группа |
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту |
5-90 мин |
Ходьба и бег босиком по комнатному полу |
5-30 мин |
- Игровой массаж;
- Обширное умывание;
- Дыхательная гимнастика;
- Пропаганда ЗОЖ:
- Чтение художественной литературы;
- Курс лекций и бесед о здоровье.
- Спецзанятия.
4.5. Лечебно - оздоровительные мероприятия:
- Коктейль «Воздушный».
- Витаминный напиток (шиповник, клюква, напиток «Золотой шар»).
- Лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав – эвкалипт, шалфей, календула, ромашка).
- Лимонно – чесночная настойка.
- Целебная пилюля «Неболейка» (дибазол);
- Эликсир «Бодрость» (витамин С);
- «Волшебная приправа» (фитоциды – лук, чеснок);
- Физиопроцедура «Свежесть» (кварцевание помещений в сочетании с проветриванием);
- Лечебный сеанс «Морской прибой» (полоскание рта «Морской водой» - ½ ч. л. соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода).
- «Волшебная капля» (экстракт элеуторакокка);
- Зеленый салат «Весна».
4.6. Обеспечение экологической безопасности.
- Режим пребывания на солнце;
- Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасности среды (фильтры очистители воды, озеленение территории).
4.7. Стоматологическая профилактика.
- Осмотр стоматологом;
- Санация полости рта;
- Гигиена полости рта.
4.8. Вакцинопрофилактика.
- Вакцинация, специфическая профилактика.
4.9. Нормализация психологического климата.
- Духовное и нравственное воспитание;
- Индивидуальные и групповые занятия с психологом.
Раздел 5
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Проведение цикла лекций;
- Ответы на вопросы в консультативном пункте «Теплый дом»;
- «Телефон доверия»;
- Участие родителей в оздоровительном процессе;
- Участие в работе семейного клуба «Здоровая семья».
- Анкетный тест – опрос родителей;
- Наглядная пропаганда;
- Развитие санитарно – просветительской работы.
Автор: Абакумова Елена Евгеньевна
заместитель заведующего
МБ ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 6 «Светлячок»
г.о. Краснознаменск Московской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)