rainbow

Программа оздоровления детей «Здоровый малыш»

 

Раздел 1

1.1. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения здоровья. Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Совместная работа  медицинского, педагогического персонала и родителей по укреплению здоровья детей.

1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы:

- Федеральный закон №273-ФЗ, от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15.05.2013 №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13

- Устав образовательного учреждения;

- Программа «Детство». 

1.3. Ожидаемые результаты:

- Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

- Снижение уровня заболеваемости.

1.4. Объекты программы:

- Дети дошкольного образовательного учреждения.

- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

- Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

Раздел 2

Основные принципы программы:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению здоровья  детей.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности  - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Раздел 3

Основные направления программы

Профилактическое:

- Обеспечение благоприятного течения адаптации;

- Выполнение сангигиенического режима;

- Проведение обследований детей и выявление патологий;

- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

- Составление индивидуальных планов оздоровления;

- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий  и методик;

- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских  кадров.

- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное:

- Оказание медицинской помощи заболевшим детям.

- Проведение профилактического лечения ЧБД.

- Проведение  медицинских осмотров детей дошкольных групп по плану.

- Проведение профилактических и оздоровительных  мероприятий в соответствии с годовым планом.

- Наблюдение за детьми, состоящими на диспансерном учете.

- Наблюдение за детьми на физкультурных занятиях.

- Наблюдение за детьми во время купания в бассейне в период  ЛОК.

- Наблюдение за детьми во время проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий.

 

Раздел 4

Обеспечение реализации основных направлений программы.

4.1. Техническое и кадровое обеспечение.

1.  Приобретение необходимого оборудования:

- медицинского: массажная кушетка.

- спортивного: малые тренажеры, массажные мячи.

2. Осуществление ремонта (по мере выделения денежных средств): медицинского блока (изолятор), пищеблока,  игровых площадок, оборудование спортивной площадки МАФами, реконструкция летнего бассейна.

3. Пополнение среды нестандартным оборудованием: объемными модулями, чудо-ковриками (тренажеры Заикина), зрительно-телесными тренажерами (В.Г. Базарного), аппарата Хелпера.

4. Введение дополнительных услуг: хореография, занимательная психология.

5. Обеспечение условий  для предупреждения травматизма в ДОУ:  соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ.

6. Проводить постоянную  работу по повышению профессионального уровня младшего медицинского персонала.

4.2 Скринг-программа:

 

4.3. Организационно–методическое и психолого-педагогическое обеспечение.

- Разработка программы оздоровления и осуществление контроля над выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно – психическим развитием детей.

- Разработка модели внедрения здоровье сберегающих методик в УВП.

- Поиск, изучение и внедрения эффективных технологий и методик оздоровления: психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного.

- Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей.

- Проведение специальных занятий (ОБЖ, ритмика).

- Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятия, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно – гигиенические условия).

- Продолжение работы по совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.

- Участие в научно–практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей. 

4.4. Формы и методы оздоровления детей.

Обеспечение здорового ритма жизни:

- Щадящий режим (адаптационный период.)

- Гибкий режим,

- Организация микроклимата и стиля жизни группы.

Физическое развитие:

- Проведение третьего физкультурного занятия на воздухе;

- Утренняя гимнастика;

- Подвижные и динамические игры;

- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие);

- Спортивные игры;

- Занятия в спортивных секциях;

- Занятия хореографией;

- Терренкур (дозированная ходьба);

- Пешие прогулки (турпоходы);

- Гигиенические и водные процедуры;

- Умывание;

- Мытье рук;

- Местный душ в период ЛОК;

- Игры с водой;

- Обеспечение чистоты среды;

- Посещение бассейна в период ЛОК.

Свето-воздушные ванны:

- Проветривание помещений (в том числе сквозное);

- Сон при открытых фрамугах;

- Прогулки на свежем воздухе (в том числе комнатные);

- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

- Активный отдых;

- Развлечения, праздники;

- Игры-забавы;

- Дни здоровья;

- Каникулы (январь);

- Диетотерапия;

- Рациональное сбалансированное  питание;

Свето- и цветотерапия:

- Обеспечение светового режима;

- Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса;

- Музтерапия:

- Музсопровождение режимных моментов;

- Музоформление фона занятий;

- Музтеатральная деятельность;

- Пение (в том числе звуковое).

Спецзакаливание:

- Босоножье

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и полу навеса

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5-45 мин

Ходьба и бег по ковру босиком

5-30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу, бег босиком по полу

5-30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5-30 мин

- Игровой массаж;

- Обширное умывание;

- Дыхательная гимнастика;

- Пропаганда ЗОЖ:

- Чтение художественной литературы;

- Курс лекций и бесед о здоровье.

- Спецзанятия.

4.5. Лечебно - оздоровительные мероприятия:

- Коктейль «Воздушный».

- Витаминный напиток (шиповник, клюква, напиток «Золотой шар»).

- Лечебный сеанс «Родничок» (полоскание горла настоем трав – эвкалипт, шалфей, календула, ромашка).

- Лимонно – чесночная настойка.

- Целебная пилюля «Неболейка» (дибазол);

- Эликсир «Бодрость» (витамин С);

- «Волшебная приправа» (фитоциды – лук, чеснок);

- Физиопроцедура «Свежесть» (кварцевание помещений в сочетании с проветриванием);

- Лечебный сеанс «Морской прибой» (полоскание рта «Морской водой» - ½ ч. л. соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода).

- «Волшебная капля» (экстракт элеуторакокка);

- Зеленый салат «Весна».

4.6. Обеспечение экологической безопасности.

- Режим пребывания на солнце;

- Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасности среды (фильтры очистители воды, озеленение территории).

4.7. Стоматологическая профилактика.

- Осмотр стоматологом;

- Санация полости рта;

- Гигиена полости рта.

4.8. Вакцинопрофилактика.

- Вакцинация, специфическая профилактика.

4.9. Нормализация психологического климата.

- Духовное и нравственное воспитание;

- Индивидуальные и групповые занятия с психологом.

 

Раздел 5

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

- Проведение цикла лекций;

- Ответы на вопросы в консультативном пункте «Теплый дом»;

- «Телефон доверия»;

- Участие родителей в оздоровительном процессе;

- Участие в работе семейного клуба «Здоровая семья».

- Анкетный тест – опрос родителей;

- Наглядная пропаганда;

- Развитие санитарно – просветительской работы.

 

Автор: Абакумова Елена Евгеньевна

заместитель заведующего

МБ ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 6 «Светлячок»

г.о. Краснознаменск Московской области