rainbow

Прохождение экологической тропы осенью

 

Программное содержание:

  • Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  • Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень, осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу.
  • Наблюде­ние за птицами.
  • Рассматривание деревьев, растущих на участке.
  • Ри­сование деревьев.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает Старичок Лесовичок.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок Лесовичок.

Дети здороваются.

Старичок Лесовичок. Сегодня, ребята, для вас раскроются  некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Старичок Лесовичок. Раз вы такие любознательные, то я приглашаю вас в мое царство, где вы  узнаете много нового и интересного.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Раз, два, три - к березе беги! Дети бегут к березе.

Дети, а как вы узнали, что это береза? (Отве­ты детей.)

Правильно, только у березы ствол белого цвета.

Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Кроме листьев на березе растут сережки, в ко­торых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.)

Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.)

Правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе.  А вы, знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.)

Это астры. Астры бывают разных  видов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель.Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.)

Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.)

Клумба, на которой растут аст­ры, круглой формы.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше по экологичес­кой тропинке.

Воспитатель.Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)

Посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)

В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму — это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей эколо­гической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Воспитатель показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же.

Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).

Затем воспитатель поднимает кленовый лист и говорит: «По­дул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде останавливаются.

Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).

Старичок Лесовичок. Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Старичок Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

 

Автор: Кочеткова Светлана Александровна

воспитатель ГБОУ СОШ № 121

дошкольное отделение 28 А г. Москвы