rainbow

В гости к Старичку Лесовику

(экологическая тропа зимой)

 

Программное содержание:

  • Расширять представления детей о зимних явлениях в природе.
  • Учить наблюдать за объектами природы в зимний период.
  • Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

 

Материал:

  • Объекты экологической тропы.
  • Старичок Лесовичок в зим­ней одежде.
  • Угощение для птиц.

 

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних пейзажей.
  • Наб­людение за птицами.
  • Рассматривание деревьев.
  • Рисование зимних пейзажей.

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к Старичку Лесовичку. Посмотрим, что изменилось с приходом зимы на эко­логической тропе.

Дети выходят на улицу. Их встречает Старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок. Здравствуйте дети, узнали меня? Я Старичок Лесовичок.

Воспитатель. Дети, а вы заметили, что изменилось у дедушки с тех пор, как мы расстались? Конечно, он оделся по сезону: в теплую одежду.

Старичок Лесовичок. На улице стало морозно, и я оделся теплее. Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Правильно, о зиме! Стало холодно! Солнце реже появляется, све­тит, да не греет. По небу плывут темные тучи, идет снег.

Старичок Лесовичок приглашает детей прогуляться по экологической тропинке и внимательно посмотреть, какие вокруг произошли изме­нения.

Воспитатель. Дети, а где же клумба с цветами?

Педагог обобщает ответы детей: «На клумбе цветов нет, лишь опавшие семена находятся в земле, и они надежно укрыты снегом. Весной, когда солнце пригреет, растает снег, семена прорастут, на клумбе снова будут цвести цветы».

 

Воспитатель. Перед нами пень. А как вы думаете, где жи­тели этого пня? (Ответы детей.)

Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят.

 

Дети, а какие еще есть растения на экологической тропе?

Конечно, красавица бе­реза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза бе­лоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза — очень кра­сивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описы­вает это удивительное дерево:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель. Поэт очень красиво и образно описал березу в этом стихотворении.

 

Воспитатель. Дети, посмотрите, на тропинке есть дере­во, на котором зимой висят ягоды. (Показывает на рябину.) Какое это дерево?

Правильно, это рябина. Обратите внимание, как краси­во выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.

 

А как вы думаете, для кого это здесь развешены кормушки?

Люди смастерили кор­мушки и подкармливают птиц в зимний период. Зимой птицам осо­бенно трудно найти корм, он замерз или находится под снегом.

Ка­кие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Ответы детей.)

Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить са­лом; воробьев, голубей и ворон — хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей — ягодами рябины.

 

Далее мы отправляемся к елочкам. Как вы думаете, елочки сбросили свои хвоинки? (Отве­ты детей.)

Правильно, зимой на елках остаются зеленые иголки. Елочки зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зеленая красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом. В лесу под елкой часто медведь устраивает себе берлогу. Зимой мед­ведь спит в берлоге.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Как на горке люд».

Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.

Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)

И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны.)

И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)

И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)

А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)

Тише, тише — не шуметь! (Грозят пальцем.)

Старичок Лесовичок. Ребята, мне пора отправляться по своим делам. Когда вы вернетесь в группу, нарисуйте наиболее понравив­шийся и запомнившийся объект экологической тропы: березу, елку, кормушку или что-то еще.

До свидания, до новых встреч на эколо­гической тропе.

Дети прощаются.

 

Автор: Кочеткова Светлана Александровна

воспитатель ГБОУ СОШ № 121

дошкольное отделение 28 А г. Москвы