rainbow

Организация кружковой работы по профилактике плоскостопия

 

Что такое плоскостопие?

Свод нормально сформированной стопы должен служить пружиной, облегчающей ходьбу, прыжки, бег. Каждый пробовал прыгать, но не каждый знает, что прыжки у людей с плоскостопием не получаются, или получаются совсем не так, как у людей с нормально развитым сводом стопы. Для эксперимента можно попробовать долгое время попрыгать на одних пятках. При этом эксперименте вы скоро ощутите боль в суставах, мышцах голени и бедра, позвоночнике, начинает болеть голов. Этот опыт доказывает, что для нормальной жизнедеятельности функция амортизации стопы нам очень нужна.

Если посмотреть на стопу с внутреннего края, можно увидеть, что она поднята, как арка. Это и есть амортизатор, образующийся сложной системой натяжения связок, мышц стопы и голени.


Как ни странно, именно цивилизация и обувь стали причиной того, что стопа человека теряет необходимые пружинистые функции. Если ребёнок с детства имеет неправильную обувь, неудобную и не фиксирующую стопу, у него есть много шансов получить плоскостопие в будущем.

 

Диагностика плоскостопия у ребенка.

Если родители заметили, что ребёнок часто устаёт, начинает хромать при ходьбе, стаптывает обувь на одну сторону, ножки ставит на внутреннюю часть стопы или же наружную, сутулится, то, скорее всего, у ребёнка формируется плоскостопие. При этих симптомах нужно сразу же обратиться к врачу – ортопеду, потому что профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться как можно раньше.

Врач, проведя определённые диагностические процедуры, определит, есть ли у ребёнка плоскостопие, определить степень плоскостопия, а также даст рекомендации по исправлению формирующего плоскостопия.

Для диагностики плоскостопия порой достаточно бывает одного осмотра у врача, метод прост: намазать ступни ребёнка жирным кремом и поставить его на белый лист бумаги. При нормальном своде стопы внутренний край отпечатка не оставляет до середины или даже больше, образуя выемку. При плоскостопии стопа будет обрисована вся или почти вся, до внутреннего края.
Для определения степени плоскостопия врач применяет измерение стопы и несложные расчёты, а также рентгенологическое исследование.

Лечение плоскостопия.

Сразу же при постановке диагноза «плоскостопие», с ребёнком нужно начинать занятия по исправлению этого дефекта стопы. Медикаментозно плоскостопие не лечится, ребёнку нужны физические упражнения, специальный комплекс гимнастики, массаж стоп и голеней, закаливание и физиопроцедуры. В особенно тяжёлых случаях, при значительных нарушениях осанки и деформации костей ног прибегают к хирургической коррекции свода стопы.

Упражнение по коррекции свода стопы для каждого ребёнка подбираются индивидуально. В основном, эта ходьба босиком по крупной гальке, ходьба на носочках, катание стоп по мячикам.  Рисование пальцами – один из самых любимых способов рисования малышей. Пальчиковая техника позволяет создавать оригинальные рисунки. Для развития моторики и мелких мышц такой способ просто находка.

Профилактика и лечение плоскостопия у ребёнка должны начинаться с того периода, когда малыш только начинает ходить. Нужно помнить о том, что в большинстве случаев плоскостопие формируется в результате неправильных действий родителей по уходу за ребёнком, неправильно подобранной обуви, поэтому задача родителей – уделить большое внимание этому вопросу и приложить усилия, чтобы свод стопы малыша сформировался правильно, и подарить ему радость движения на всю жизнь.

 

Актуальность опыта

1. Высокий процент заболеваемости плоскостопием у детей дошкольного возраста:

- 2012-2013 - 22 ребенка – 18.6%

- 2013-2014 – 31 ребенок – 26.3%

- 2014-2015 – 20 детей - 12,2%

2. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, вызванных плоскостопием.

3. Ограничение двигательной активности.

Цель опыта:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи опыта:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Использование нетрадиционных инновационных технологий в профилактике плоскостопия.

3. Проведение квалифицированной диагностики с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

 

Работа над опытом ведётся третий год поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием опорно-двигательного аппарата детей и действительным до момента выявления результативности опыта.  

 

Формы работы:

 

Автор: Золотько Галина Владимировна

 МБДОУ № 52 «Березка»

пгт Пироговский Мытищинского р-на Московской области