rainbow

Организация системы занятий по коррекции речевых нарушений детей 

через развитие  и коррекцию двигательных умений

В нашем дошкольном отделении мы уже много лет работаем с детьми с общим недоразвитием речи.

О проблемах таких детей давно известно. Они быстро пресыщаются любым видом деятельности, наблюдается заторможенность и вялость. Утомление сказывается на поведении детей, их самочувствии, им трудно сохранять работоспособность, многие проявляют двигательное беспокойство, нетерпеливость. Практически у всех воспитанников отмечается низкий уровень речевой и двигательной памяти и понимания словесных инструкций, контроля за собственной деятельностью, часто дети не замечают своих ошибок, теряют конечную задачу, легко отвлекаются,  их внимание неустойчивое.      

При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Дети с общим недоразвитием речи  отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно–временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Недостаточная  координация отмечается во всех  видах моторики – общей, мимической и артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются тяжёлая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов, изменён мышечный тонус, поэтому особое внимание необходимо уделить упражнениям на осанку и активное расслабление и напряжение мышц.  Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребёнком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса.

Таким образом, мы решили организовать систему интегрированных  физкультурно-речевых занятий, где объединили темы «Речь с движением» (логопедические задания) и «Оздоровительная гимнастика» (различные физические  упражнения: бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры – эстафеты, игры с мячом и др.).

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления  коррекционно-педагогической работы по пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно  при условии тесной взаимосвязи в работе воспитателя коррекционной группы и воспитателя по физической культуре.

Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи.

Двигательная  деятельность детей связана с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.   

Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Установлено, что на формирование речи влияют: моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В систему нашей работы входит: изучение  комплексно-тематического плана логопедической группы, продумывание форм работы, подбор  материалов для развития движений и физических упражнений, способствующих  развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов, решение задач речевого, психического  и физического развития детей силами специалистов детского сада, которые будут решаться в ходе образовательной деятельности (развитие речи детей через движения).

Структура занятий строится так, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие дыхания, координацию речи с движением, загадки, потешки, прибаутки, считалки,  подвижные, хороводные игры, игры на развитие коммуникативной компетентности, специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий. Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Перед вводной частью проводится пальчиковое упражнение или пальчиковая игра объединенная сюжетом с лексической темой логопедического занятия (тема логопедического занятия «Овощи», пальчиковая игра на физкультурном занятии «Соберём урожай»).

Дыхательные упражнения в образном оформлении («Дровосек», «Дятел», «Строители»), чтобы детям были более понятны их действия при  вдохе и выдохе.

Речедвигательная гимнастика.  Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые позволяют  выполнять  упражнения в определенном ритме, координируя речь и движения.  Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания). Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Оздоровительная гимнастика. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц.  Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.

Подвижные игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании, в сочетании с текущей логопедической работой являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений.

Более подробное описание опыта нашей работы в этом направлении мы надеемся освещать в дальнейшем.

 

Заключение.

Не секрет, что движение это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

Речь и движения очень тесно связаны и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Таким образом, проведение  физкультурно-речевых занятий, как средства коррекционно-развивающей работы обеспечивает развитие и коррекцию двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевыми патологиями, содействует устранению речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого ребенка, позволяет более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в организации двигательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

 

Литература:

1. Буренина А.И.  Описание музыкально-ритмических композиций (к методике «Ритмическая мозаика»). СПб., 1993

2. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб., «Дельта», 1997

3. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР  4 – 7 лет. – СПб., «Детство-пресс», 2005

4. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007

5. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 – лет. – М. «Просвещение», 2006

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999

 

Авторы: Савина Наталья Васильевна

воспитатель коррекционной группы,

Федотенко Елена Алексеевна

воспитатель по физической культуре

Дошкольное отделение (СП 2)

ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского»

 г. Москвы Московской области