rainbow

Осознанное и выразительное чтение в начальной школе

(советы и рекомендации)

 

Каждый учитель стремится к тому, чтобы наши учащиеся, выйдя из стен начальной школы, умели вдумчиво и грамотно читать. Главная задача взрослого - обеспечить полноценное восприятие текста.

В современной школе большое внимание уделяется осознанному и выразительному чтению. Это одна из основных и непростых задач в литературном чтении и в тоже время, неотъемлемая часть любого урока в начальной школе.

 

Осознанность чтения

Иногда после прочтения какого-то рассказа, отрывка, начинаешь задавать ребенку вопрос, а ученик не знает, что ответить, о чем он читал. В глазах - полная растерянность и непонимание. А может, он и не стремился понять, вникнуть в суть прочитанного, читал, но думал о чем-то другом? Из-за того, что дети не могут вдумчиво читать, выстраивать диалог с автором, не могут прослеживать цепочку событий - не могут анализировать  текст и не могут отвечать на вопросы. Это трудно, но, необходимо. Уже начиная с начальной школы, я считаю, этому надо учить детей. Здесь и приходит на помощь диалоговое чтение.

 

Диалоговое чтение

Это прием работы с текстом во время его чтения, достаточно новый приём для сегодняшней школы, это естественная беседа с автором через текст. Это чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст. Ученики ОС «Школы 2100» овладевают элементами такой методики в 1-м и 2-м классах, а в 3 - 4 классах дети учатся вести  диалог самостоятельно.

Диалоговое чтение учит ребенка видеть в тексте отношение автора к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого («медленного») чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
  • задавать свои, которые должны быть краткими, чтобы не "заболтать" текст и не отвлекаться от содержания, а способствовать его глубокому пониманию;
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
  • включать воображение.

Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста. О. В Чиндилова  и Е. В Бунеева в статье «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» пишут:  «Диалог с автором через текст и комментированное чтение обеспечивают полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей самого разного возраста».

 

Выразительное чтение

Большое внимание для развития выразительного чтения следует уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Читая выразительно, дети не совсем точно определяют остановки, которые необходимо соблюдать при чтении:

  • запятая - пауза на счет раз;
  • точка с запятой, тире, двоеточие – пауза на счет раз, два (длиннее);
  • точка, знаки вопроса, восклицательный знак – пауза на счет раз, два, три.

         С первого класса надо знакомить учащихся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Правильное дыхание - это здоровье!

Предлагаю такие упражнения для развития выразительности:

  1. Встать, расправить плечи, голову держать прямо.

Глубокий вдох на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя на счет 1-3, выдох на счет 1-5.

  1. И. П. то же.

На счет 1-2 глубокий вдох, 1 - задержка.

Выдох - плавный счет от 1 до 10, 15, 20, 25, увеличивая каждый раз.

  1. И. П. то же.

Глубокий вдох 1-3 задержка, 1 - выдох плавный на ф, с, ш (звуки берем любые).

  1. И. П. то же.

На выдохе пословица или поговорка. Длинные идут с добором воздуха.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок. Лучший голос средней силы и высоты.

 

Упражнения для развития голоса:

  • Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделать глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки  м – н – л.
  • Повторить то же, что и 1, добавляя гласные звуки.

Подобные упражнения помогают пользоваться 6 рычагами: громко - тихо, выше - ниже, быстро - медленно.

 

Упражнения для развития дикции.

Они облегчают дыхание, работу голосовых связок.

1.                Учитель:                                                            Дети:

- Кто хочет разговаривать,                               Мы будем разговаривать

Тот должен выговаривать,                               И будем выговаривать,

Всё правильно и внятно,                                   Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.                                 Чтоб было всем понятно.

2.Вдох. Пауза, произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, а затем убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче, громко (а, о, у, ы, и).

3. Произнесение согласных и гласных: ви- ве- ва- во- вы- ви.

4. Произносим тройное сочетание согласных, гласных, согласных: вдох, пауза. С активной артикуляцией звуков (е я ё ю) и т. д.

5. Работа со скороговорками, вырабатывает чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания. Прочитать скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.

 

Главное средство речевой выразительности – интонация.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому нужно учить детей нужной интонации. Предлагаю упражнения, которые способствуют развитию интонации.

Задания:

  • Прочитай текст,  передавая радость, возмущение, гордость, печаль, ласку.
  • Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию, интонацию радости, страха, гордости. Вырази удивление, огорчение и т. д.
  • Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.
  • Прочитай предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто: Артемон принес цветы Мальвине. Изменяется ли смысл, как, почему?
  • Прочитай предложение с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной.

Постепенно дети учатся выделять главное в содержании, подбирать интонацию, ставить логическое ударение, делать паузы, передавать своё отношение к прочитанному.

 

Литература

1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», Журнал «Начальная школа плюс До и После», 2012 г. (school2100.com)

 

Автор: Лобачёва Наталия Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ № 11

 г. Петропавловск - Камчатский