Осознанное и выразительное чтение в начальной школе
(советы и рекомендации)
Каждый учитель стремится к тому, чтобы наши учащиеся, выйдя из стен начальной школы, умели вдумчиво и грамотно читать. Главная задача взрослого - обеспечить полноценное восприятие текста.
В современной школе большое внимание уделяется осознанному и выразительному чтению. Это одна из основных и непростых задач в литературном чтении и в тоже время, неотъемлемая часть любого урока в начальной школе.
Осознанность чтения
Иногда после прочтения какого-то рассказа, отрывка, начинаешь задавать ребенку вопрос, а ученик не знает, что ответить, о чем он читал. В глазах - полная растерянность и непонимание. А может, он и не стремился понять, вникнуть в суть прочитанного, читал, но думал о чем-то другом? Из-за того, что дети не могут вдумчиво читать, выстраивать диалог с автором, не могут прослеживать цепочку событий - не могут анализировать текст и не могут отвечать на вопросы. Это трудно, но, необходимо. Уже начиная с начальной школы, я считаю, этому надо учить детей. Здесь и приходит на помощь диалоговое чтение.
Диалоговое чтение
Это прием работы с текстом во время его чтения, достаточно новый приём для сегодняшней школы, это естественная беседа с автором через текст. Это чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст. Ученики ОС «Школы 2100» овладевают элементами такой методики в 1-м и 2-м классах, а в 3 - 4 классах дети учатся вести диалог самостоятельно.
Диалоговое чтение учит ребенка видеть в тексте отношение автора к героям, к ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого («медленного») чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста. О. В Чиндилова и Е. В Бунеева в статье «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» пишут: «Диалог с автором через текст и комментированное чтение обеспечивают полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей самого разного возраста».
Выразительное чтение
Большое внимание для развития выразительного чтения следует уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Читая выразительно, дети не совсем точно определяют остановки, которые необходимо соблюдать при чтении:
С первого класса надо знакомить учащихся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Правильное дыхание - это здоровье!
Предлагаю такие упражнения для развития выразительности:
Глубокий вдох на счет 1-5 (про себя). Задержка дыхания про себя на счет 1-3, выдох на счет 1-5.
На счет 1-2 глубокий вдох, 1 - задержка.
Выдох - плавный счет от 1 до 10, 15, 20, 25, увеличивая каждый раз.
Глубокий вдох 1-3 задержка, 1 - выдох плавный на ф, с, ш (звуки берем любые).
На выдохе пословица или поговорка. Длинные идут с добором воздуха.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок. Лучший голос средней силы и высоты.
Упражнения для развития голоса:
Подобные упражнения помогают пользоваться 6 рычагами: громко - тихо, выше - ниже, быстро - медленно.
Упражнения для развития дикции.
Они облегчают дыхание, работу голосовых связок.
1. Учитель: Дети:
- Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать
Тот должен выговаривать, И будем выговаривать,
Всё правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
2.Вдох. Пауза, произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, а затем убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче, громко (а, о, у, ы, и).
3. Произнесение согласных и гласных: ви- ве- ва- во- вы- ви.
4. Произносим тройное сочетание согласных, гласных, согласных: вдох, пауза. С активной артикуляцией звуков (е я ё ю) и т. д.
5. Работа со скороговорками, вырабатывает чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания. Прочитать скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь.
Главное средство речевой выразительности – интонация.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому нужно учить детей нужной интонации. Предлагаю упражнения, которые способствуют развитию интонации.
Задания:
Постепенно дети учатся выделять главное в содержании, подбирать интонацию, ставить логическое ударение, делать паузы, передавать своё отношение к прочитанному.
Литература
1. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», Журнал «Начальная школа плюс До и После», 2012 г. (school2100.com)
Автор: Лобачёва Наталия Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ № 11
г. Петропавловск - Камчатский
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)