rainbow

Обеспечение результативности и качества образования посредством речевых игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО

 

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребёнка, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями, это период, в который закладываются основы учебной деятельности. Приобщение к этому процессу в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Задача педагога перенести радость детей от процесса игры в радость учения. Учение должно быть желанным. Знания нужны как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) и физическое развитие, что предусматривается ФГОС ДО и реализуется посредством образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является владение детьми устной речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной является коммуникативная функция. Целью общения может быть как поддержание разговора, обмен информацией, воздействие на собеседника, так и само сообщение. Все эти составляющие коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком.

Трудности в овладении словарным запасом родного языка, его грамматическим строем ограничивают возможности ребёнка в познании окружающего мира, а значит, препятствуют осуществлению полноценного развития.

В дошкольном возрасте любая деятельность начинает развиваться в процессе игры. А использование именно речевых игр способствует тому, что у детей появляется исследовательский интерес, формируются логические структуры мышления, появляется устойчивое внимание, что играет огромную роль в познании действительности, а в дальнейшем поможет концентрироваться на занятиях в школе. Словесные игры приучают детей слушать и слышать, сопоставлять то, что они услышали.

 Речевые игры не  только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей. При использовании на  занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что тоже является положительным результатом.

Таким образом, реализация образовательных областей будет более успешной, если изучение идёт в форме простых и понятных рифмовок, песен, стихов. А заучивание их наизусть тренирует память, развивает воображение, мышление ребёнка. Эти навыки помогут детям в таком сложном для них периоде жизни, как переход из дошкольников в систему начального школьного образования. Усвоение и переработка информации, умение воспринимать и анализировать услышанное, запоминать и делать выводы очень важно особенно на начальных ступенях образования и обеспечение его результативности и качества.

 

Литература

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Перепелкин  А.В. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движений и речи. – Учитель, 2014.

 

Автор: Бабич Алена Владимировна

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР - ДС № 73»

г. Челябинска Челябинской области