Конспект НОД
«Сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море»
Тема: Создание рукописной книги.
Цель: ориентация детей на социально-успешное поведение и совместную творческую деятельность; содействие в формировании у детей графических навыков для подготовки их руки к письму.
Задачи:
1. вызвать эмоциональный отклик и повысить интерес к различным природным явлениям;
2. создать ситуацию успеха в процессе творческой деятельности каждого ребенка;
3. сплотить детей в процессе совместной деятельности;
4. выявить у детей уровень сформированности графических навыков;
5. формировать графические навыки и развивать мелкую моторики рук в процессе рисования.
6. использовать в работе с детьми компьютерные технологии
Оборудование: листы А3,фламастеры, клей, ножницы.
Наглядность: видеопроектор, планшет, компьютер, усилители, колонки, интерактивная доска, аудиозапись; образец работы, фигурки морских обитателей, мягкая игрушка «Кошка».
Форма поведения: диагностическое - развивающее занятие.
Ход занятия:
I этап: Мотивационно-ориентировачный
Воспитатель мотивирует детей к участию в занятии с помощью вступительного стихотворения на интерактивной доске (см. Приложение 1).
Мотивационная ситуация: дети мотивируются на создание книжки-самоделки через игру и рисование. Детям предлагается попробовать себя в роли иллюстратора детских книг или мультипликатора.
Демонстрация детских книг с авторскими иллюстрациями на видеопроекторе.
Актуализация: имеющегося у детей опыта в рисовании на предыдущих занятиях.
Цель деятельности: формирование у детей способности к самоорганизации и ориентации на социально-успешное поведение через художественную деятельность. Определение художественного уровня воспитанников, выявление уровня сформированности графических навыков.
II этап: Исполнительский
Замысел создать рисованную книжку через проговаривание сказки, проживание образов через движение и мимику. Через интерес и эмоциональный отклик к различным природным явлениям, помочь найти изобразительные средства для графического изображения. Проследить за особенностями поведения детей, правильности посадки. Обратить внимание на то, как держат инструменты: фломастеры, ножницы. Как работают с бумагой и клеем. По рисункам детей определить, как ребенок ориентируется на листе, использует цвет, графические навыки, соответствие (возрасту) образам.
Описание содержания
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Педагогический анализ |
1. |
Воспитатель дает инструкцию в стихах (см. Приложение 2). Звучит аудиозапись, на интерактивной доске появляется морское дно, обитатели моря, волны |
Дети садятся за столы, кладут руки на стол. |
Спины у детей ровные, руки на столе. |
2. |
Предлагается детям по сказке сделать книжку-раскладушку из 8 страниц (см. Приложение 3). На видеопроекторе появляются варианты книжек-раскладушек |
Рассматривают лист. Ориентируются по цифрам. |
Выявляется уровень владения каждого ребенка порядком счета и умением ориентировать на разграфленном листе. |
3. |
Предлагает начать работу над первой страницей по схеме (см. Приложение 4). Рассказывает о давней дружбе Солнца, моря и ветра. Показывает движение волн, голосом имитирует шум. В воздухе рисует плавные волны спокойного моря. Потом рисует волны на листе и предлагает детям рисовать на своих листах. Затем рисует ветер и дает образец детям (см. Приложение 5, фрагмент 1 и фрагмент 2). Звучит шум прибоя и волн в аудиозаписи |
За педагогом повторяют руками движение волн, в воздухе рисуют плавные волны, проговаривая: «Шу, шу, шшу».
Начинают рисовать волны на своем листе на первой странице по образцу. Потом переходят к рисованию ветра по образцу. |
Данное упражнение является и физкультминуткой и формирует навык рисования. Педагог не помогает рисовать, т.к. ему важно выявить графическую подготовку. |
4. |
Рассказывает и показывает пробуждение Солнца, потягивание, открытие глаз (см. Приложение 5, фрагмент3). На интерактивной доске прорисовывается Солнце, звучит аудиозапись. |
Повторяют движения Солнца при пробуждении. Дети рисуют солнце по образцу с лучами и мордашкой. |
Этим этапом снижается напряжение и скованность. Рисунок ребенка используется для диагностики. |
5. |
Переходит ко 2 странице. Рассказывает об игре в мяч моря и Солнца, обида ветра. Проигрывается ситуация с воображаемым мячом (см. Приложение 5, фрагмент 4). На планшете демонстрируется игра с мячами, звучит энергичная музыка. |
Дети включаются в игру.
Ловят и бросают мяч педагогу, друг другу.
|
Обращается внимание на движение рук то бросающих, то ловящих воображаемый мяч. |
6. |
Рисует на 2 странице волны, солнце, отблески. Предлагает детям повторять за ним или рисовать то, что они захотят сами на 2 странице. |
Повторяют или рисуют свое видение под спокойную музыку |
Диагностируются умения проводить горизонтальные линии. |
7. |
Обращает внимание к странице 3. Рассказывает о гневе ветра, высоких волнах и испугавшемся солнце. Шторм, капли из моря убегают на небо. Рассказ сопровождают мимикой, жестами, звукоподражаниями (см. Приложение 5, фрагмент 5). |
Гудят (ууу (море)). Закрывают ладонями глаза (Солнце). Разбушевавшееся море показывают руками, всем телом. Приседают и силой подпрыгивают (капли). Демонстрируется на видеопроекторе ливень, шторм, море, небо |
Важно, чтобы дети не заигрались и остановились вовремя, для того, чтобы перейти к следующему этапу. |
8. |
Рисует на доске на 3 странице шторм капли, порывы ветра. |
Дети заполняют 3 страницу своими рисунками. |
Линии могут быть отрывистыми и длинными. |
9. |
Рассказывает о туче и ударах ветра, молнии и громе, дожде. Сопровождает движениями. |
Повторяют важность тучи, удары ветра и грома, звукоподражание. Звучит аудиозапись. |
Важно, что дети не кричали, их эмоциональный отклик был адекватен ситуации занятия. |
10. |
Рисует на 4 странице тучу в слезах. Гром и молнии, дождь. Рассказывает о стихании бури и таянии от слез тучи, о согревании Солнцем земли, ручейках, которые бежали к морю (см. Приложение 5, фрагмент 6). |
Заполняют рисунком 4 сектор. Бегают, изображая ручьи. Демонстрируется на планшете и видеопроекторе картины разлившихся рек. Звучит аудиозапись журчащих ручейков |
Дети используют различные приемы изображения. |
11. |
Заполняют 5 страницу волнами, ручьями, пестрым берегом (см. Приложение 5, фрагмент 7). |
Рисуют на 5 странице любой момент рассказа. |
Надо следить за временем рисования. |
12. |
Обращает внимание на 6 страницу. Рассказывает о рыбаках, сетях и улове. Движениями демонстрирует больших и маленьких рыбок. Рисует рыбок в воздухе, а затем на поверхности стола пальцем (см. Приложение 5, фрагмент 8). |
Повторяют за педагогом движения рук и пальцев. Рисуют рыб в воздухе, а затем на поверхности стола, на интерактивной доске. |
Фиксируется внимание детей на фигурке морских обитателей у доски. |
13. |
Рисует сети, в них разных рыб и рыбок (6 страница). |
Дети могут повторить или рисовать свой сюжет. |
Воспитатель помогает затруднившимся детям в рисовании рыб. |
14. |
Рассказ о славном ужине и коте Ваське. Демонстрирует мягкую игрушку и пластмассовую рыбку (см. Приложение 5, фрагмент 9). |
Изображают довольного объевшегося кота. Мяукают, Мурлычат. На видеопроекторе картины котов. |
Отслеживается время, чтоб не слишком затянуть. |
15. |
Рисует на 7 странице или довольного кота, или скатерть с тарелкой и рыбой. |
Дети заполняют свой 7 сектор про ужин семей и кота. |
Рисунок не должен быть детальным. |
16. |
Обращает внимание на 8 страницу книги. Завершает рассказ о спокойной звездно-лунной ночи. Рисует звезды и месяц в воздухе и листе (см. приложение 5, фрагмент 10). |
Повторяют рисование в воздухе и на интерактивной доске месяца и звезд, а затем в секторе. |
По завершению этапа дети самостоятельно убирали фломастеры и карандаши. |
17. |
Рассказывает о сборке книжки. Просит детей разрезать лист по горизонтали, намазать клеем выделенный сектор и соединить 5 и 6 страницы. Сложить полоску гармошкой. |
Вырезают по линии, помазывают клеем в секторе 5 выделенный участок, склеивают. Сгибают книжку гармошкой. |
По ходу каждой деятельности дети вспоминают технику безопасности при работе ножницами и с клеем. |
18. |
Демонстрирует свою книжку детям. |
Демонстрирует каждый свою книжку. Звучит радостная музыка |
Похвалу получает каждый ребенок. |
III этап: Рефлексивно – оценочный (см. Приложение 6)
Выявляются мнения детей о работе по созданию книги и впечатления от услышанного рассказа. Совместно с детьми выявляются трудности при работе по созданию книги. Анализируется степень выполнения графического задания.
Вопросы для рефлексии см. Приложение 6.
Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии и хвалит за успешное выполнение всех заданий.
Воспитатель: «Все вы молодцы, вы успешно справились с заданием»!
Проводит игру «Море волнуется раз» (см. Приложение 7).
Работы детей сканируются и переносятся на видеопроектор для демонстрации родителям
Приложение 1
1. Мотивационно-орентировочный этап:
Здравствуйте. Ну как дела?
Рада видеть вас всегда.
Вы не умеете писать.
Зато умеете рисовать,
Нам откроется страна,
Где дружат Солнце, Ветер и вода,
Там мы будем рисовать,
А после книжку рисовать.
Приложение 2
Все на парты поглядите,
Ножницы, клей, фломастеры найдите.
Лист на клетки разделен.
Его тоже в путь возьмем.
Приложение 3
В каждом квадрате будем рисовать,
По линии отрезать, и странички согнем
И в подарок маме отнесем.
Первая страничка открывается,
Сказка начинается.
Чтобы сказку нам создать.
За мною надо повторять.
Приложение 4
Схема для рисования книги
1страница |
2 страница |
3 страница |
4 страница |
5 страница |
6 страница |
7 страница |
8 страница |
Приложение 5
1 страница
1.Фрагмент.
Было это давным-давно. Так давно, что даже наши бабушки и дедушки не помнят точного времени тех событий. Тогда на земле все было по-другому, люди понимали язык зверей и птиц, море могло говорить по душам с солнцем или играть с ветром в прятки. А однажды случилось, что рано утром море было спокойное. Одна волна медленно шла за другой к берегу. Волны шептали друг другу: Шуу, шшшуу.
2.Фрагмент.
Ветерок, как известно, большой озорник. Он подлетел к морю и стал тихо на него дуть. Море улыбнулось ветру и приветствовало его: «Чух, чух, чух, чууу, чух, чих- чух -чах. Какой прекрасный наступает день! Ух, чух, чих». «Уф, уффу-уу. Великолепное утро погожего дня – уф»,- рассмеялся ветер и полетел над морем.
3. Фрагмент.
Солнце неохотно выглянуло из-за горизонта, расправило один лучик, второй, третий. Открыло один глаз, второй. Поднялось над морем и засияло во всю.
2 страница
4. Фрагмент.
Солнце замело всю землю теплым, ласковым светом. Море и солнце стали играть в мячики. Солнце кидало в море лучики, а море возвращало их в виде золотого отблеска. Они так заигрались, что совершенно забыли про ветерок, которому тоже хотелось поиграть в солнечные мячики. Он подлетал с разных сторон. Но на него не обращали никакого внимания. Рассердившись, ветер стал дуть на море. Сначала не сильно, а потом сильнее и сильнее.
3 страница
5. Фрагмент.
Но солнцу и морю было не до ветерка. Ветер разозлился не на шутку и подул во всю мощь. По морю заходили высокие волны. Одна волна стала наскакивать на другую. Море загудело: «Ууу, ууу, ооу, уо,ооу, уух». Солнышко испугалось, даже глаза закрыло от ужаса. А ветер дул не переставая. Начался шторм. Кругом все стонало и ухало. Из моря стали выпрыгивать капельки. Они стремились подняться вверх, на небо, там им казалось будет спокойнее.
4 страница
6. Фрагмент.
Капельки поднялись к небу, образовалась большая фиолетовая туча. Она важно плыла по небу очень довольная собой и заварившейся кутерьмой. Плыла, плыла да наткнулась на ветер. Ветер со своей силы ударил тучу по боку. Загремел гром, засверкала молния. Туча расплакалась от обиды. «Кап-кап, кап-кап», стали падать капельки. Дождинки лились все крупнее и падали все чаще. А ветер не унимался. «Бум, бум, БАМ, тарабам», - стучал он по туче. Туча разрыдалась во всю. А дождь лил, как из ведра. Море, грохотало. Ветер выл, как голодный волк зимой, а туча заливалась слезами.
5 страница
7. Фрагмент.
Первым опомнился ветер. Ему стало стыдно, и он поспешил спрятаться в дупло стоящего на берегу дуба. Море стало успокаиваться. Буря на море постепенно улеглась. Туча, выплакав все слезы, растаяла. На небе снова показалось солнышко и засияло ярче прежнего. Земля, умытая дождем, легко дышала, только море чуточку ворчало еще, но скорее ласково, чем сердито. По берегам к морю побежали веселье звонкие ручейки. Спешили, обгоняя друг друга, чтобы успеть добраться до моря. Пока солнце всех их не высушило. «Море дзинь, динь. Мы вольемся в великое море. Динь, динь, тинь, тинь!», - радовались ручейки.
6 страница
8. Фрагмент.
На берег вышли рыбаки с ребятишками. Они повторно стали готовить сети. Взрослые отправились в море на ловлю рыбы. А дети остались играть на берегу, ожидая родителей. Улов выдался богатым.
7 Страница
9. Фрагмент.
Славный ужин приготовили мамы. Все наелись, даже коту Мурзику досталась большая рыба. Он довольный сел на лавку и начал умывать лапку, мордашку, мурлыча: «Мур - мяу, Мур –мяу спасибо, очень вкусно».
8 страница
10. Фрагмент.
Скоро спустился вечер, за ним пришла теплая ночь. На небе появился светлоокий месяц. Его окружили звезды. Месяц и звезды, как в зеркало, смотрелись в гладь притихшего моря и пели чудесную песню о том, как прекрасен мир, интересна жизнь, как много хорошего на земле, море, небо, как славно дружить и любить друг друга.
Приложение 6
III этап: Рефлексивно - оценочный
Вот и сказка завершилась
У всех книжка получилась?
(ответы)
Кому трудно было рисовать?
Прошу ручки поднять.
А кому ножницы держать
И полоски вырезать?
У всех получилась гармошка?
А кто устал немножко?
Приложение 7
Чтоб усталость отогнать,
Надо дети поиграть.
В конце книжки посмотрите.
И эту фигуру изобразите.
Начинается морская игра
«Море волнуется раз, море волнуется два: дети изобретают фигуру. За угаданную фигуру получают маленький приз».
Автор: Винокурова Ольга Германовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»»
г. Нижнего Новгорода Нижегородской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)