rainbow

Конспект  НОД

«Сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море»

 

Тема: Создание рукописной книги.

Цель: ориентация детей  на социально-успешное поведение и совместную творческую деятельность; содействие в формировании у детей графических навыков для подготовки их руки к письму.

Задачи:

1. вызвать эмоциональный отклик и повысить интерес к различным  природным явлениям;

2. создать ситуацию успеха в процессе творческой деятельности каждого ребенка;

3. сплотить детей в процессе совместной деятельности;

4. выявить у детей уровень сформированности графических навыков;

5. формировать графические навыки и развивать мелкую моторики рук в процессе рисования.

6. использовать в работе с детьми  компьютерные технологии

Оборудование: листы А3,фламастеры, клей, ножницы.

Наглядность: видеопроектор, планшет, компьютер, усилители, колонки, интерактивная доска, аудиозапись; образец работы, фигурки морских обитателей, мягкая игрушка «Кошка».

Форма поведения: диагностическое - развивающее занятие.

 

Ход занятия:

I этап: Мотивационно-ориентировачный

Воспитатель мотивирует детей к участию в занятии с помощью вступительного стихотворения   на интерактивной доске (см. Приложение 1).

Мотивационная ситуация: дети мотивируются на создание книжки-самоделки через игру и рисование. Детям предлагается попробовать себя в роли иллюстратора детских книг или мультипликатора.

Демонстрация детских книг с авторскими иллюстрациями  на видеопроекторе.

Актуализация: имеющегося у детей опыта в рисовании на предыдущих занятиях.

Цель деятельности: формирование у детей способности к самоорганизации и ориентации на социально-успешное поведение через художественную деятельность. Определение художественного уровня воспитанников, выявление уровня сформированности графических навыков.

 

II этап: Исполнительский

Замысел создать рисованную книжку через проговаривание сказки, проживание образов через движение и мимику. Через интерес и эмоциональный отклик к различным природным явлениям, помочь найти изобразительные средства для графического изображения. Проследить за особенностями поведения детей, правильности посадки. Обратить внимание на то, как держат инструменты: фломастеры, ножницы. Как работают с бумагой и клеем. По рисункам детей определить, как ребенок ориентируется на листе, использует цвет, графические навыки, соответствие (возрасту) образам.

 

Описание содержания

Деятельность педагога

Деятельность детей

Педагогический анализ

1.

Воспитатель дает инструкцию в стихах (см. Приложение 2).

Звучит аудиозапись, на интерактивной доске появляется морское дно, обитатели моря, волны

Дети садятся за столы, кладут руки на стол.

Спины у детей ровные, руки на столе.

2.

Предлагается  детям  по сказке сделать книжку-раскладушку из 8 страниц  (см. Приложение 3).

На видеопроекторе появляются варианты книжек-раскладушек

Рассматривают лист. Ориентируются по цифрам.

Выявляется уровень  владения каждого ребенка порядком счета и умением ориентировать на разграфленном листе.

3.

Предлагает начать работу над первой страницей по схеме (см. Приложение 4).

Рассказывает о давней дружбе Солнца, моря и ветра. Показывает движение волн, голосом имитирует шум. В воздухе рисует плавные волны спокойного моря.

Потом рисует волны на листе и предлагает детям рисовать на своих листах.

Затем рисует ветер и дает образец детям (см. Приложение 5, фрагмент 1 и фрагмент 2).

Звучит шум прибоя и волн в аудиозаписи

За педагогом повторяют руками движение волн, в воздухе рисуют плавные волны, проговаривая: «Шу, шу, шшу».

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинают рисовать волны на своем листе на первой странице  по образцу.

Потом переходят к рисованию ветра по образцу.

Данное упражнение является и физкультминуткой и формирует навык рисования. Педагог не помогает рисовать, т.к. ему важно выявить графическую подготовку.

4.

Рассказывает и показывает пробуждение Солнца, потягивание, открытие глаз (см. Приложение 5, фрагмент3).

На интерактивной доске прорисовывается Солнце, звучит аудиозапись.

Повторяют движения Солнца при пробуждении. Дети рисуют солнце по образцу с лучами и мордашкой.

Этим этапом снижается напряжение и скованность. Рисунок ребенка используется для диагностики.

5.

Переходит ко 2 странице. Рассказывает об игре в мяч моря и Солнца, обида ветра.

Проигрывается ситуация с воображаемым мячом (см. Приложение 5, фрагмент 4).

На планшете демонстрируется игра с мячами, звучит энергичная музыка.

Дети включаются в игру.

 

Ловят и бросают  мяч педагогу, друг другу.

 

Обращается внимание на движение рук то бросающих, то ловящих воображаемый мяч.

6.

Рисует на 2 странице волны, солнце, отблески.

Предлагает детям повторять за ним или рисовать то, что они захотят сами на 2 странице.

Повторяют или рисуют свое видение под спокойную музыку

Диагностируются умения проводить горизонтальные линии.

7.

Обращает внимание к странице 3.

Рассказывает о гневе ветра, высоких волнах и испугавшемся солнце. Шторм, капли из моря убегают на небо. Рассказ сопровождают мимикой, жестами, звукоподражаниями (см. Приложение 5, фрагмент 5).

Гудят (ууу (море)).

Закрывают ладонями глаза (Солнце). Разбушевавшееся море показывают руками, всем телом. Приседают и силой подпрыгивают (капли).

Демонстрируется на видеопроекторе  ливень, шторм, море, небо

Важно, чтобы дети не заигрались и остановились вовремя, для того, чтобы перейти к следующему этапу.

8.

Рисует на доске на 3 странице шторм капли, порывы ветра.

Дети заполняют 3 страницу своими рисунками.

Линии могут быть отрывистыми и длинными.

9.

Рассказывает о туче и ударах ветра, молнии и громе, дожде. Сопровождает движениями.

Повторяют важность тучи, удары ветра и грома, звукоподражание.

Звучит аудиозапись.

Важно, что дети не кричали, их эмоциональный отклик был адекватен ситуации занятия.

10.

Рисует на 4 странице тучу в слезах. Гром и молнии, дождь.

Рассказывает о стихании бури и таянии от слез тучи, о согревании Солнцем земли, ручейках, которые бежали к морю (см. Приложение 5, фрагмент 6).

Заполняют рисунком 4 сектор.

Бегают, изображая ручьи.

Демонстрируется на планшете и видеопроекторе  картины разлившихся рек.

Звучит аудиозапись журчащих ручейков

Дети используют различные приемы изображения.

11.

Заполняют 5 страницу волнами, ручьями, пестрым берегом (см. Приложение 5, фрагмент 7).

Рисуют на 5 странице любой момент рассказа.

Надо следить за временем рисования.

12.

Обращает внимание на  6 страницу.

Рассказывает о рыбаках, сетях и улове. Движениями демонстрирует больших и маленьких рыбок. Рисует рыбок в воздухе, а затем на поверхности стола пальцем (см. Приложение 5, фрагмент 8).

Повторяют за педагогом движения рук и пальцев. Рисуют рыб в воздухе, а затем на поверхности стола, на интерактивной доске.

Фиксируется внимание детей на фигурке морских обитателей у доски.

13.

Рисует сети, в них разных рыб и рыбок (6 страница).

Дети могут повторить или рисовать свой сюжет.

Воспитатель помогает затруднившимся детям в рисовании рыб.

14.

Рассказ о славном ужине и коте Ваське. Демонстрирует мягкую игрушку и пластмассовую рыбку (см. Приложение 5, фрагмент 9).

Изображают довольного объевшегося кота. Мяукают, Мурлычат.

На видеопроекторе картины котов.

Отслеживается время, чтоб не слишком затянуть.

15.

Рисует на  7 странице или довольного кота, или скатерть с тарелкой и рыбой.

Дети заполняют свой 7 сектор про ужин семей и кота.

Рисунок не должен быть детальным.

16.

Обращает внимание на 8 страницу книги.

Завершает рассказ о спокойной звездно-лунной ночи. Рисует звезды и месяц в воздухе и листе

(см. приложение 5, фрагмент 10).

Повторяют рисование в воздухе и на интерактивной доске месяца и звезд, а затем в секторе.

По завершению этапа дети самостоятельно убирали фломастеры и карандаши.

17.

Рассказывает о сборке книжки.

Просит детей разрезать лист по горизонтали, намазать клеем выделенный сектор и соединить  5 и 6 страницы. Сложить полоску гармошкой.

Вырезают по линии, помазывают клеем в секторе 5 выделенный участок, склеивают. Сгибают книжку гармошкой.

По ходу каждой деятельности дети вспоминают технику безопасности  при работе ножницами и с клеем.

18.

Демонстрирует свою книжку детям.

Демонстрирует каждый свою книжку.

Звучит радостная музыка

Похвалу получает каждый ребенок.

III  этап: Рефлексивно – оценочный (см. Приложение 6)

Выявляются мнения детей о работе по созданию книги и впечатления от услышанного рассказа. Совместно с детьми выявляются трудности при работе по созданию книги. Анализируется степень выполнения графического задания.

Вопросы для рефлексии см. Приложение 6.

Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии и хвалит за успешное выполнение всех заданий.

Воспитатель: «Все вы молодцы, вы успешно справились с заданием»!

Проводит игру «Море волнуется раз» (см. Приложение 7).

Работы детей сканируются и переносятся на видеопроектор для демонстрации родителям

 

Приложение 1

1. Мотивационно-орентировочный этап:

Здравствуйте. Ну как дела?

Рада видеть вас всегда.

Вы не умеете писать.

Зато умеете рисовать,

Нам откроется страна,

Где дружат Солнце, Ветер и вода,

Там мы будем рисовать,

А после книжку рисовать.

                                                                                                               Приложение 2

Все на парты поглядите,

Ножницы, клей, фломастеры найдите.

Лист на клетки разделен.

Его тоже в путь возьмем.                                                     

Приложение 3

В каждом квадрате будем рисовать,

По линии отрезать, и странички согнем

И в подарок маме отнесем.

Первая страничка открывается,

Сказка  начинается.

Чтобы сказку нам создать.

За мною надо повторять.

                                                                                                           Приложение 4

Схема для рисования книги

1страница

2 страница

3 страница

4 страница

5 страница

6 страница

7 страница

8 страница

 

Приложение 5

1 страница

1.Фрагмент.

Было это давным-давно. Так давно, что даже наши бабушки и дедушки не помнят точного времени тех событий. Тогда на земле все было по-другому,  люди понимали язык зверей и птиц, море могло говорить по душам с солнцем или играть с ветром в прятки. А однажды случилось, что рано утром море было спокойное. Одна волна медленно шла за другой к берегу. Волны  шептали друг другу: Шуу, шшшуу.

2.Фрагмент.

Ветерок, как известно, большой озорник. Он подлетел к морю и стал тихо на него дуть. Море улыбнулось ветру и приветствовало его: «Чух, чух, чух, чууу, чух, чих- чух -чах. Какой прекрасный наступает день! Ух, чух, чих». «Уф, уффу-уу. Великолепное утро погожего дня – уф»,- рассмеялся ветер и полетел над морем.

3. Фрагмент.

Солнце неохотно выглянуло  из-за горизонта, расправило один лучик, второй, третий. Открыло один глаз, второй. Поднялось над морем и засияло во всю.

2 страница

4. Фрагмент.

Солнце замело всю землю теплым, ласковым  светом. Море и солнце стали играть в мячики. Солнце кидало в море лучики, а море возвращало их в виде золотого отблеска. Они так заигрались, что совершенно забыли про ветерок, которому тоже хотелось поиграть в солнечные мячики. Он подлетал с разных сторон. Но на него не обращали никакого внимания. Рассердившись, ветер стал дуть на море. Сначала не сильно, а потом сильнее и сильнее.

3 страница

5. Фрагмент.

Но солнцу и морю было не до ветерка. Ветер разозлился не на шутку и подул во всю мощь. По морю заходили высокие волны. Одна волна стала наскакивать на другую. Море  загудело: «Ууу, ууу, ооу, уо,ооу, уух». Солнышко испугалось, даже глаза закрыло от ужаса. А ветер дул не переставая. Начался шторм. Кругом все стонало и ухало. Из моря стали выпрыгивать капельки. Они стремились подняться вверх, на небо, там им казалось будет спокойнее.

4 страница

6. Фрагмент.

Капельки поднялись к небу, образовалась большая фиолетовая туча. Она важно плыла по небу очень довольная собой  и заварившейся кутерьмой. Плыла, плыла да наткнулась на ветер. Ветер со своей силы ударил тучу по боку. Загремел гром, засверкала молния. Туча расплакалась от обиды. «Кап-кап, кап-кап», стали падать капельки. Дождинки лились все крупнее и падали все чаще. А ветер не унимался. «Бум, бум, БАМ, тарабам», - стучал он по туче. Туча разрыдалась во всю. А дождь лил, как из ведра. Море, грохотало. Ветер выл, как голодный волк зимой, а туча заливалась слезами.

5 страница

7. Фрагмент.

Первым опомнился ветер. Ему стало стыдно, и он поспешил спрятаться в дупло стоящего на берегу дуба. Море стало успокаиваться. Буря на море постепенно улеглась. Туча, выплакав все слезы, растаяла. На небе снова показалось солнышко и засияло ярче прежнего. Земля, умытая дождем, легко дышала, только  море чуточку ворчало еще, но скорее ласково, чем сердито. По берегам к морю побежали веселье звонкие ручейки. Спешили, обгоняя друг друга, чтобы успеть добраться до моря. Пока солнце всех их не высушило. «Море дзинь, динь. Мы вольемся в великое море. Динь, динь, тинь, тинь!», - радовались ручейки.

6 страница

8. Фрагмент.

На берег вышли рыбаки с ребятишками. Они повторно стали готовить сети. Взрослые отправились в море на ловлю рыбы. А дети остались играть на берегу, ожидая родителей. Улов выдался богатым.

7 Страница

9. Фрагмент.

Славный ужин приготовили мамы. Все наелись, даже  коту Мурзику досталась большая рыба. Он довольный сел на лавку и начал умывать лапку, мордашку, мурлыча: «Мур - мяу, Мур –мяу спасибо, очень вкусно».

8 страница

10. Фрагмент.

Скоро спустился вечер, за ним пришла теплая ночь. На небе появился светлоокий месяц. Его окружили звезды. Месяц и звезды, как в зеркало, смотрелись в гладь притихшего моря и пели чудесную песню о том, как прекрасен мир, интересна жизнь, как много хорошего на земле, море, небо, как славно дружить и любить друг друга.

 

Приложение 6

III этап: Рефлексивно - оценочный

Вот и сказка завершилась

У всех книжка получилась?

(ответы)

Кому трудно было рисовать?

Прошу ручки поднять.

А кому ножницы держать

И полоски вырезать?

У всех получилась гармошка?

А кто устал немножко?

 

Приложение 7

Чтоб усталость отогнать,

Надо дети поиграть.

В конце книжки посмотрите.

И эту фигуру изобразите.

Начинается  морская игра

«Море волнуется раз, море волнуется два: дети изобретают фигуру. За угаданную фигуру получают маленький приз».

 

Автор: Винокурова Ольга Германовна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»»

 г. Нижнего Новгорода Нижегородской области