rainbow

Родительское собрание в смешанной группе (5-7 лет)

по теме  «Игралочка - обучалочка»

 

Цель: повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей  с нарушением зрения. Вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности.

Задачи:

Познакомить родителей:

- с особенностями  развития зрительного восприятия цвета у детей с нарушением зрения старшего возраста;

- с особенностями зрительного восприятия формы у детей с нарушением зрения старшего возраста;

- с особенностями зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения старшего возраста;

- с особенностями развития  ориентировки в пространстве и социально – бытовой ориентировки у детей с нарушением  зрения;

- с многообразием зрительных гимнастик.

 

Ход собрания:

Уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что  всех нас объединяет интерес к нашим детям. Сегодня мы хотели бы поговорить с вами об особенностях работы с детьми  старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. (1 слайд)

Зрение является мощным источником знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг. Нарушение зрения влечет за собой изменения,  в развитии зрительного восприятия, и в развитии других психических функций: мышления, памяти, внимания, речи. Дети с нарушением  зрения чаще всего испытывают неуверенность в себе, для них характерна малая двигательная активность, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности,  отмечаются затруднения в словесных обозначениях предметов,  поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Чтобы помочь нашим детям, в саду работает много специалистов. Каждый день ваши дети получают внимание тифлопедагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, муз. руководителя, физ. руководителя, врача – офтальмолога. (2 слайд)

На коррекционных занятиях учителя-дефектолога по развитию зрительного восприятия цвета  дети знакомятся с  эталонами цвета, многообразием оттенков, учатся обследовать  цветовые свойства  предметов.

В связи с этим мы используем следующие игры:  «Собери радугу»,  «Найди одинаковые оттенки», «В гостях у Солнышка и Снежной королевы», «Найди отличия по цвету».

На всех коррекционных занятиях мы развиваем не только восприятие, но и все психические процессы, используя, например, решение логических задач с опорой на представление о цвете. (3 слайд)

Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия цвета:

1. на карточке нужно найти ошибку в расположении цветов радуги.

2. найти недостающий домик и назвать цифру, под которой он находится. (4 слайд)

На занятиях по развитию зрительного восприятия формы мы знакомим детей со всеми геометрическими фигурами, учим делить их на части и собирать из этих же частей. Проводятся игры «Обследуем многоугольники», «Конус», «Разделим фигуру на части»

Также знакомим детей с объемными геометрическими телами и учим видеть их в знакомых предметах: «Соедини  предмет с фигурой».

Чтобы закрепить образы геометрических фигур, мы обучаем детей умению узнавать их не только с помощью зрения, но и на ощупь. Игра «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру».

Учим детей строить постройки из геометрических тел и рисовать схемы построек в трех проекциях: вид спереди, вид сбоку, вид сверху. «Найди свою постройку», «Исправь ошибки в конструкции» (5 слайд)

Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия формы:

1. собрать квадраты, разрезанные на части.

2. соединить предметы с похожими на них геометрическими телами и назвать их.  (6 слайд)

На занятиях по развитию зрительного восприятия величины предметов мы знакомим детей со всеми параметрами величины, добиваясь правильного их отражения в речи, например,  не путать толщину с шириной.

Развиваем умение сравнивать предметы по величине, выстраивая их в определенной последовательности: от большего к меньшему и наоборот.

Продолжаем развивать логическое мышление, решая задачи по нахождению пропущенных элементов в ряду из предметов разной величины.

Знакомим детей с законами перспективы, т.е. учим их тому, что предметы, которые находятся ближе к нам, кажутся больше, а которые дальше от нас – меньше. Например, на этой картинке допущена ошибка в изображении ближних и дальних предметов, и, к сожалению, многие дети не видят этой ошибки без  целенаправленного обучения. (7 слайд)

Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия величины:

1. подобрать к каждому домику окошко нужной величины.

2. найти двух одинаковых по размеру бабочек (способом зрительного соотнесения) (8 слайд)

У детей с  нарушением зрения значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки,  трудности при словесном обозначении пространственных положений. В ходе  нашей коррекционной работы дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения. Поэтому формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения является важной задачей родителей и педагогов детского сада, ведь чем раньше ребенок сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будет ориентироваться на плоскости, в тетради.

Немаловажной задачей для  детей с нарушением зрения является умение ориентироваться в помещениях детского сада, уметь «читать» схемы. 

А также мы развиваем пространственное мышление в заданиях на  составление изображения из частей сперва по расчлененному, а затем и по нерасчлененному образцу.

Знакомим детей с листом бумаги в клетку, для чего используем игры на передвижение по клеточкам, развиваем умение отсчитывать клетки, передвигаясь в заданном направлении.

В дальнейшем дети учатся выполнять графические диктанты в тетрадях в клетку, выполняя узор по инструкции педагога. (9 слайд)

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации  зависит от умения правильно пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире.

Для развития зрительного восприятия мы на занятиях по СБО:

- знакомим детей с предметами окружающей действительности.

- учим детей узнавать предметы не только в цветном, но и в черно-белом, т.е. контурном изображениях.

- учим находить рельефные изображения на ощупь.

- развиваем прослеживающую функцию глаз с помощью игр-лабиринтов.

- развиваем внимание при нахождении фрагментов рисунка. (10 слайд)

Задания родителям:

1. определить, следы каких животных вы видите на экране.

2. посмотреть на карточку  и назвать диких животных, которые спрятались в лесу. (11 слайд)

При зрительной работе наши дети быстро утомляются, а зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Поэтому ни одно наше занятие не обходится без зрительной гимнастики.  Для этого мы обучаем  детей различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, ведь без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!  Для этого мы  используем:

- тренажеры на развитие прослеживающей функции глаз.

- для снятия зрительного напряжения проводим гимнастики с использованием предметов, за которыми нужно проследить глазами.

- для укрепления глазодвигательных мышц используются различные лабиринты.

Задание родителям: выполнить зрительную гимнастику.

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.

Смотрим вверх и смотрим вниз,

Смотрим вдаль и смотрим вблизь.

И десяток раз моргнем

И зажмуримся потом.

Если глазки устают –

Упражнения спасут. (12 слайд)

В нашем детском саду существует компьютерный класс, где установлены  специальные развивающие программы, предназначенные именно  для детей с нарушениями зрения.  Один раз в неделю дети по подгруппам посещают  этот класс.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

- быстроту реакции,

- мелкую моторику,

- визуальное воспроизведение объектов,

- логическое мышление,

- память и внимание,

- зрительно моторную координацию. (13 слайд)

Дорогие родители, наша работа не будет успешной без вашей помощи. Все вы знаете правила, которые помогут вашим детям добиться успехов при лечении, и мы хотели бы еще раз напомнить вам эти простые правила:

Правильное ношение очков. Система отмены очков сложная, поэтому родители и педагоги не имеют права отменять, решать, носить очки или нет. Предоставьте это специалисту. Если ребенок чувствует дискомфорт, обращайтесь к офтальмологу.

Окклюзия. Важный момент в лечении глаз. Она необходима при лечении амблиопии, при разной остроте зрения глаз ребенка и других нарушениях. Режим окклюзии должен строго соблюдаться не только в детском саду, но и за его пределами.

Рабочее место в домашних условиях  для ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, находиться недалеко от окна и уж ни в коем случае нельзя разрешать ребенку рисовать или просматривать картинки в книгах в плохо освещенном месте.

Для снятия зрительного напряжения рекомендуется смена видов деятельности, например: просмотр телевидения чередовать с рассматриванием природы за окном. А также выполнять несложные зрительные гимнастики, например, проследить глазами за каким-либо предметом, который держит ребенок в руке, либо этот предмет держите вы.(14 слайд)

А теперь мы предлагаем вам оценить нашу встречу: насколько полезной, интересной она была. На подносе лежат фишки, возьмите одну и положите ее в одну из коробочек красного, желтого или  зеленого цвета.

Красная коробочка: вам было интересно, материал был представлен в доступной форме, что-то вы возьмете на вооружение.

Зеленая коробочка: было интересно, но многое оказалось не понятным для вас.

Желтая коробочка: информация была  мало доступной или неинтересной для вас.

Спасибо за внимание! (15 слайд)

Приложение

 

Авторы: Ермакова Елена Евгеньевна

учитель-дефектолог,

Зорина Ирина Борисовна

учитель-дефектолог,

МБУ «Детский сад № 5 «Филиппок»»

г.о. Тольятти Самарской области