Родительское собрание в смешанной группе (5-7 лет)
по теме «Игралочка - обучалочка»
Цель: повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушением зрения. Вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности.
Задачи:
Познакомить родителей:
- с особенностями развития зрительного восприятия цвета у детей с нарушением зрения старшего возраста;
- с особенностями зрительного восприятия формы у детей с нарушением зрения старшего возраста;
- с особенностями зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения старшего возраста;
- с особенностями развития ориентировки в пространстве и социально – бытовой ориентировки у детей с нарушением зрения;
- с многообразием зрительных гимнастик.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что всех нас объединяет интерес к нашим детям. Сегодня мы хотели бы поговорить с вами об особенностях работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. (1 слайд)
Зрение является мощным источником знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг. Нарушение зрения влечет за собой изменения, в развитии зрительного восприятия, и в развитии других психических функций: мышления, памяти, внимания, речи. Дети с нарушением зрения чаще всего испытывают неуверенность в себе, для них характерна малая двигательная активность, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, отмечаются затруднения в словесных обозначениях предметов, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Чтобы помочь нашим детям, в саду работает много специалистов. Каждый день ваши дети получают внимание тифлопедагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, муз. руководителя, физ. руководителя, врача – офтальмолога. (2 слайд)
На коррекционных занятиях учителя-дефектолога по развитию зрительного восприятия цвета дети знакомятся с эталонами цвета, многообразием оттенков, учатся обследовать цветовые свойства предметов.
В связи с этим мы используем следующие игры: «Собери радугу», «Найди одинаковые оттенки», «В гостях у Солнышка и Снежной королевы», «Найди отличия по цвету».
На всех коррекционных занятиях мы развиваем не только восприятие, но и все психические процессы, используя, например, решение логических задач с опорой на представление о цвете. (3 слайд)
Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия цвета:
1. на карточке нужно найти ошибку в расположении цветов радуги.
2. найти недостающий домик и назвать цифру, под которой он находится. (4 слайд)
На занятиях по развитию зрительного восприятия формы мы знакомим детей со всеми геометрическими фигурами, учим делить их на части и собирать из этих же частей. Проводятся игры «Обследуем многоугольники», «Конус», «Разделим фигуру на части»
Также знакомим детей с объемными геометрическими телами и учим видеть их в знакомых предметах: «Соедини предмет с фигурой».
Чтобы закрепить образы геометрических фигур, мы обучаем детей умению узнавать их не только с помощью зрения, но и на ощупь. Игра «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру».
Учим детей строить постройки из геометрических тел и рисовать схемы построек в трех проекциях: вид спереди, вид сбоку, вид сверху. «Найди свою постройку», «Исправь ошибки в конструкции» (5 слайд)
Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия формы:
1. собрать квадраты, разрезанные на части.
2. соединить предметы с похожими на них геометрическими телами и назвать их. (6 слайд)
На занятиях по развитию зрительного восприятия величины предметов мы знакомим детей со всеми параметрами величины, добиваясь правильного их отражения в речи, например, не путать толщину с шириной.
Развиваем умение сравнивать предметы по величине, выстраивая их в определенной последовательности: от большего к меньшему и наоборот.
Продолжаем развивать логическое мышление, решая задачи по нахождению пропущенных элементов в ряду из предметов разной величины.
Знакомим детей с законами перспективы, т.е. учим их тому, что предметы, которые находятся ближе к нам, кажутся больше, а которые дальше от нас – меньше. Например, на этой картинке допущена ошибка в изображении ближних и дальних предметов, и, к сожалению, многие дети не видят этой ошибки без целенаправленного обучения. (7 слайд)
Родителям предлагается самим выполнить задания по развитию зрительного восприятия величины:
1. подобрать к каждому домику окошко нужной величины.
2. найти двух одинаковых по размеру бабочек (способом зрительного соотнесения) (8 слайд)
У детей с нарушением зрения значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, трудности при словесном обозначении пространственных положений. В ходе нашей коррекционной работы дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения. Поэтому формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения является важной задачей родителей и педагогов детского сада, ведь чем раньше ребенок сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будет ориентироваться на плоскости, в тетради.
Немаловажной задачей для детей с нарушением зрения является умение ориентироваться в помещениях детского сада, уметь «читать» схемы.
А также мы развиваем пространственное мышление в заданиях на составление изображения из частей сперва по расчлененному, а затем и по нерасчлененному образцу.
Знакомим детей с листом бумаги в клетку, для чего используем игры на передвижение по клеточкам, развиваем умение отсчитывать клетки, передвигаясь в заданном направлении.
В дальнейшем дети учатся выполнять графические диктанты в тетрадях в клетку, выполняя узор по инструкции педагога. (9 слайд)
Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации зависит от умения правильно пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире.
Для развития зрительного восприятия мы на занятиях по СБО:
- знакомим детей с предметами окружающей действительности.
- учим детей узнавать предметы не только в цветном, но и в черно-белом, т.е. контурном изображениях.
- учим находить рельефные изображения на ощупь.
- развиваем прослеживающую функцию глаз с помощью игр-лабиринтов.
- развиваем внимание при нахождении фрагментов рисунка. (10 слайд)
Задания родителям:
1. определить, следы каких животных вы видите на экране.
2. посмотреть на карточку и назвать диких животных, которые спрятались в лесу. (11 слайд)
При зрительной работе наши дети быстро утомляются, а зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Поэтому ни одно наше занятие не обходится без зрительной гимнастики. Для этого мы обучаем детей различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, ведь без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя! Для этого мы используем:
- тренажеры на развитие прослеживающей функции глаз.
- для снятия зрительного напряжения проводим гимнастики с использованием предметов, за которыми нужно проследить глазами.
- для укрепления глазодвигательных мышц используются различные лабиринты.
Задание родителям: выполнить зрительную гимнастику.
Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз,
Смотрим вдаль и смотрим вблизь.
И десяток раз моргнем
И зажмуримся потом.
Если глазки устают –
Упражнения спасут. (12 слайд)
В нашем детском саду существует компьютерный класс, где установлены специальные развивающие программы, предназначенные именно для детей с нарушениями зрения. Один раз в неделю дети по подгруппам посещают этот класс.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
- быстроту реакции,
- мелкую моторику,
- визуальное воспроизведение объектов,
- логическое мышление,
- память и внимание,
- зрительно моторную координацию. (13 слайд)
Дорогие родители, наша работа не будет успешной без вашей помощи. Все вы знаете правила, которые помогут вашим детям добиться успехов при лечении, и мы хотели бы еще раз напомнить вам эти простые правила:
Правильное ношение очков. Система отмены очков сложная, поэтому родители и педагоги не имеют права отменять, решать, носить очки или нет. Предоставьте это специалисту. Если ребенок чувствует дискомфорт, обращайтесь к офтальмологу.
Окклюзия. Важный момент в лечении глаз. Она необходима при лечении амблиопии, при разной остроте зрения глаз ребенка и других нарушениях. Режим окклюзии должен строго соблюдаться не только в детском саду, но и за его пределами.
Рабочее место в домашних условиях для ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, находиться недалеко от окна и уж ни в коем случае нельзя разрешать ребенку рисовать или просматривать картинки в книгах в плохо освещенном месте.
Для снятия зрительного напряжения рекомендуется смена видов деятельности, например: просмотр телевидения чередовать с рассматриванием природы за окном. А также выполнять несложные зрительные гимнастики, например, проследить глазами за каким-либо предметом, который держит ребенок в руке, либо этот предмет держите вы.(14 слайд)
А теперь мы предлагаем вам оценить нашу встречу: насколько полезной, интересной она была. На подносе лежат фишки, возьмите одну и положите ее в одну из коробочек красного, желтого или зеленого цвета.
Красная коробочка: вам было интересно, материал был представлен в доступной форме, что-то вы возьмете на вооружение.
Зеленая коробочка: было интересно, но многое оказалось не понятным для вас.
Желтая коробочка: информация была мало доступной или неинтересной для вас.
Спасибо за внимание! (15 слайд)
Авторы: Ермакова Елена Евгеньевна
учитель-дефектолог,
Зорина Ирина Борисовна
учитель-дефектолог,
МБУ «Детский сад № 5 «Филиппок»»
г.о. Тольятти Самарской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)