rainbow

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств

языка и развитию самостоятельной развёрнутой  фразовой речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей

направленности для детей с ТНР по теме: «Славный День Победы»

 

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Программные задачи:

Обучающие:

1.   Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ.

2. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

3. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.

4. Продолжать учить создавать коллективную композицию, воспитывая навыки сотворчества (согласовывать свои действия с действиями других детей).

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к памяти воинов участвующих и погибших в годы ВОВ.

2. Воспитывать любовь к Родине.

3. Воспитывать аккуратность, творчество.

Предварительная работа:

1. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов и мультфильмов.

2. Заучивание стихов, песен о войне.

3. Экскурсия в Сквер Победы, к памятникам города и района.

Материал к занятию:

- Слайды с иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

- Фонограммы военных песен.

- «Фронтовое письмо».

- Схема складывания цветка на магнитной доске, указка.

Для выполнения аппликации: на каждого подносы, ножницы в футлярах, клеящий карандаш, заранее вырезанные круги разных диаметров.

 

Ход занятия:

Показ слайдов о войне (Слайд 2).

- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ...

- Тем, кто навеки, безымянный пропал в  фашистском плену, посвящается наше занятие.

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна славных ветеранов.

А цветущая весна дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Вы узнали этот день?

Педагог: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

Дети: Ко Дню Победы.

Педагог: (Слайд  3) Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет Великой Победы.

Педагог: Кто расскажет, что это за праздник?

Дети:  9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. В этот день люди радуются и с горечью и слезами вспоминают тех, кто погиб на полях сражений.

Педагог: Скажите ребята, война какая? (подбор прилагательных):

- Жестокая, кровавая, страшная, суровая…

Нет в нашей стране семьи, которую бы  война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают героев войны. Скажите ребята, наши солдаты какие? (подбор прилагательных):

- Мужественные, справедливые, добрые, сильные, стойкие, бесстрашные, выносливые…

9 Мая поздравляют ветеранов той великой войны (Слайд  4).

Педагог: Как вы думаете, за что  наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы был мир, чтобы дети спокойно жили, учились.

Педагог: Ребята, а как в нашем городе помнят о героях, которые отдали за мирное небо самое дорогое – свою жизнь?

Дети: В  нашем городе есть много памятников и памятных мест. Люди  приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Памятник  автомобилистам, сквер памяти всем погибшим в годы ВОВ, мемориал погибшим в годы войны и труженикам тыла.

Стена памяти, памятник героям - лётчикам и памятник знаменитой Катюше, эту машину выпускали в годы войны на нашем заводе им. Колющенко.

Стела в честь погибших в годы войны, Памятник Скорбящим матерям. И группа памятников знаменитому танку Т-34 и героям танкистам. Этот легендарный танк также выходил с конвейера нашего завода ЧТЗ. И город наш в годы войны потому и называли Танкоград (Слайд 5, 6, 7).

Дети: В нашем городе есть улицы…, названные в честь героев войны, Героев Советского Союза… Георгия Константиновича Жукова, Семёна Константиновича Тимошенко - великих полководцев войны, Михаила Фёдоровича Кантария – одного из первых кто водрузил советский флаг над Рейхстагом, Александра Матвеевича Матросова – совершившего подвиг, закрыв собой фашистский дот, легендарной лётчицы Надежды Поповой и многих других героев (Слайд 8).

Педагог:  Между тяжёлыми  боями были короткие минуты отдыха (Слайд 9, 10).

На привале солдаты отдыхали, танцевали, писали письма, приводили себя и свою форму в порядок, пели песни и даже играли в шахматы.

Знаменитой на весь мир стала песня «Катюша». Давайте споём 1-ый  куплет песни «Катюша».

Педагог:

Ребята, обратите внимание, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольное и без марки, адрес написан прямо на треугольнике.

Педагог: Вот такие письма приходили с фронта (Слайд 11).

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха…

Интересно, о чём же они писали…

Стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Педагог: Во время войны  многие женщины и девушки тоже уходили  на фронт,

Они не могли сидеть дома и ждать… (Слайд 12, 13)

Женщины  геройски воевали на ровне с мужчинами – снайперами, оказывали помощь раненым бойцам, воевали в партизанских отрядах, летали на боевых самолётах, были радистками.

Стихотворение Е.Трутневой «Фронтовая сестричка»

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком солдат.

Шепчет сестричка: «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

 

Физкультминутка:

Прежде чем продолжить наше занятие немного отдохнем.

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую — к груди,

Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)

А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)

Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

 

Педагог:

Многие дети участвовали в боях за Родину, и отдавали свою жизнь.   Родина и весь советский народ  помнит своих маленьких героев (Слайд 14, 15).

Не только на фронте, но и в тылу на заводах и в колхозах, взрослые и дети ковали Победу – поставляя на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины, продукты питания и одежду.

Д/и «Один и много»

Один снаряд – много снарядов,

Один патрон – много патронов,

Один боеприпас – много боеприпасов,

Один танк – много танков,

Одна машина – много машин,

Одна мина – много мин,

Одна пушка – много пушек,

Один пулемёт – много пулемётов,

Один автомат – много автоматов,

Один пистолет – много пистолетов,

Одна винтовка – много винтовок,

Одна шинель – много шинелей,

Одна гимнастёрка – много гимнастёрок.

Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы», приближая великий день (Слайд 16, 17).

Педагог: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания

Педагог: 9 мая великий праздник и в этот день 70 лет назад, во всех городах нашей Родины радовались и взрослые и дети, и солдаты и мирные жители. Повсюду в небо взмывали праздничные салюты (Слайд 18).

И до наших дней дошла эта замечательная традиция – салют 9 мая. Сегодня в этот знаменательный день проводятся: митинги,  военные парады, возложения венков и цветов (Слайд 19).

Ребята, давайте подумаем, а как ещё можно поздравить и порадовать ветеранов в этот день?

Дети: Можно рассказать стихи,  спеть песни, нарисовать рисунки.

Педагог: А я предлагаю подарить нашим ветеранам  праздничный салют.

Практическая часть - дети выполняют композицию «Салют».

Педагог:  По схеме напоминает детям последовательность складывания цветка из кругов (3 круга разного диаметра). Дети складывают бумажные цветы по схеме, и приклеивают на приготовленный фон.

По мере того, как почти все дети наклеят цветы, воспитатель читает:

Пышные букеты

В небе расцветают

Словно искры света,

Лепестки сверкают,                  

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми

Каждый раз всё новыми.

А потом рекою

Золотой текут,

Что это такое?

Все дети: Праздничный салют!

Педагог: Я вам предлагаю посмотреть, какой салют был 9 мая 1945 года (Презентация «Салют, Победа!»).

Педагог: 

«Великий день»

Сегодня праздник у страны –

Великий день победы!

И утром к вечному огню

Пойду я вместе с дедом.

И для меня в календаре

Три дня есть самых главных:

Мой день рожденья, Новый год и День Победы славной.

И будет вечером салют

Из тысячи орудий,

И будет громкое: «Ура!»

И рады будут люди!

 

Итог занятия:

Педагог: Что нового вы сегодня узнали, что понравилось вам на занятии?

Приложение

Автор: Ермоленко Анжелика Валерьевна

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – ДС № 261»

г. Челябинска Челябинской области­­­­­­