rainbow

Дети зазеркалья

 

Вопрос адаптации ребенка в жизни всегда стоит наиболее остро как для родителей, так и для педагогов. Любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает опасения. Порой взрослые стремятся подстроить малыша под общие стандарты, как они считают, для его же удобства. В подобную «переделку» и попадают леворукие дети.

По своему жизненному опыту смею заметить, будучи леворуким ребёнком, я столкнулась с рядом бытовых проблем. Благодаря своей первой учительнице, которая настоятельно рекомендовала моим родителям не подвергать ребёнка стрессу,  меня переучивать не стали!

К сожалению, в настоящее время вопрос леворуких детей и их психических особенностей мало изучен. По сей день факт остаётся фактом, левшей гораздо меньше, чем праворуких, в связи с этим таким детям не уделяется особого внимания.

По мере взросления число левшей сокращается, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом, вследствие того, что бытовой мир приспособлен под правую руку. Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой.

Но педагогам и родителям важно помнить о том, что изменить его биологическую суть нельзя!

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, снижение работоспособности. Головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижение аппетита.

Возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. У разнополых детей невроз может проявляться по-разному.

Как ведут себя мальчики: расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство.

Как ведут себя девочки: для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, неуверенность. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными.

У некоторых детей страхи кратковременны, и, если нет новых стрессов, могут исчезнуть. Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы.

Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, замечания родителей делают свое дело.

Общаясь с переученными левшами, с особым интересом слушаю о наболевшем, очень уж эмоционально они передают все тонкости, чувства, переживания.

Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее!

 

Рассмотрим виды левшевства:

Первый вид - генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид - это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.

Третий вид - это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие).

 

Как же выявить леворукость?

Только с 4 - 4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной или другой руки. Тут самое время понаблюдать за двигательной активностью ребенка.

Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики, собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Можно использовать специальные игровые задания. Часть из них - бытовые, часто используемые - дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку. Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.

Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.

Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.

Первое задание - рисование. Перед малышом кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не нужно торопить его. После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можно успокоить малыша: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся», подбодрить, сказать, что он делает все правильно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше - более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов. Пока ребенок рисует, взрослый обращает внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш (правильно, удобно, или нет), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание - «Построй домик из спичек (палочек)». Ведущая рука та, которая используется более активно.

Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.

Пятое задание - вырезать ножницами по контуру рисунок из любой открытки (цветок, зайчика, узор). Ведущей считается более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10—15 штук) малыш должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.

Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2 - 3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный, и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант - составление цепочки из скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.

Девятое задание - игра «Построй из кубиков дом». Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков тоже чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно предложить конструктор, мозаику.

И последнее, что необходимо будет учитывать при выявлении ведущей руки - данные о семейном левшестве!

Для того, чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу (см. таблицу).

При выраженном предпочтении левой руки знак плюс (+) ставится в столбец «левой рукой», при предпочтении правой - в столбец «правой рукой». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец «обеими руками».

Если в семье есть леворукие родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец «левой рукой», если нет - в столбец «правой рукой». Например, в моей семье леворукой была мать мамы, а сейчас я воспитываю леворукую дочь.

Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце «левой рукой», то ребенок, скорее всего, леворук.

Таблица

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

Действие выполняется

обеими руками

Действие выполняется преимущественно

левой рукой

Рисование

 

 

 

Открывание спичечного коробка

 

 

 

Построение домика из спичечного коробка

 

 

 

Игра в мяч

 

 

 

Вырезание ножницами по контуру рисунка

 

 

 

Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок

 

 

 

Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек)

 

 

 

Развязывание узелков

 

 

 

Построение домика из кубиков

 

 

 

Семейное левшество/правшество

 

 

  

 

Такого рода задания не всегда наиболее достоверно позволяют определить ведущую руку, тогда можно использовать дополнительные задания.

Дополнительные задания:

Сложить фигуры из спичек.

Наколоть, нанизать (на стержень, иголку, шнурок) пуговицы, бусины.

Почистить обувь щеткой.

Намотать нитку на катушку.

Перелить воду из одного сосуда в другой.

Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.

Отвинтить гайку (рукой, ключом).

Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

Разложить (раздать) карточки.

Проколоть дырочки (5-6 ударов).

Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

Продеть нитку в иголку.

Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.

Достать бусинку ложкой из стакана.

Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Закрыть, открыть молнию на сумке.

Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

 

Какой бывает леворукость?

Если у ребенка не было осложнений в развитии, а в семье (даже среди дальних родственников) есть леворукие, то, скорее всего, можно говорить о генетически закрепленной или «наследственной» леворукости. Если же в семье не было леворуких, и в истории развития ребенка есть осложнения, то скорее всего, у него «компенсаторная» леворукость.

Очень важно это разделение!

  • Это поможет объективно оценить состояние и поведение ребенка.
  • Подскажет взрослым, как вести себя с крохой, учитывая его возможности и особенности. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей. Не из-за леворукости, а потому что у них есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

 

Леворукий еще не левша

Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек.

Однако спортивные тренеры учитывают эти качества.

Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов и не представляет сугубо практической ценности.

Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости!

Самое главное ВАЖНО исходить из индивидуальных, психических и возрастных особенностей детей.

Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Нужно помнить, что успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких!

 

Характеристики левшей

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый: основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» психической деятельности.

Второй: подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Третий: левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэрол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие. Все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, по сути, они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали.

Имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Говорят, что левши - исключительно творчески одаренные и неординарные личности, привносящие в этот мир свою изюминку.

 

Строго запрещено:

  • переучивать левшу,
  • ругать за неусидчивость, медлительность, отсутствие старания,
  • акцентировать внимание на том, что ребёнок не такой. Эта информация не должна носить отрицательный характер,
  • предъявлять к письму левши те же требования, что и для праворуких. Безотрывное письмо, так же как и наклон почерка (как влево, так и вправо) им не даётся.

 

Необходимо:

  • создайте благоприятный психологический климат (дома, в детском саду, в школе),
  • левши – неоднородная группа, а множество подгрупп: подход должен быть индивидуальным,
  • помните о зеркальности восприятия ребёнка, поэтому те действия, которые правше вы бы показали, находясь рядом, на одной линии, левше показывайте, находясь напротив,
  • организовать рабочее место: свет должен падать справа, расположение на столе зеркальное,
  • помогать в учёбе, в быту.

У леворуких есть не только минусы, но и явные плюсы. Спорт – для всех хорош. И левши не исключение. Плавание улучшает координацию движений, а теннис и фехтование немало леворуких спортсменов вывели в чемпионы.

Отметьте в календаре 13 августа – международный День левшей: пусть у ребёнка будет на один личный праздник больше!

 

Список литературы

1. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Нужно ли переучивать левшу и какие могут быть последствия в связи с этим. М., Вентана-Граф, 2001.

2. Татьяна Пятница: Мой ребенок - левша. Диагностика и обучение леворуких детей. Серия: Мир вашего ребенка. Издательство: Феникс, 2011 г.

3. Крупенчук О.И. Леворукий ребенок. Готовим руку к письму 5-6 лет. Издательство: Литера. Серия: Готовимся к школе. 2008.

4. С. Чижова. Если ребёнок левша. Эксмо. Москва, 2007.

5. Журнал для родителей и педагогов. Мой кроха и я. «В семье растёт левша» 2006.


 

Автор: Кузнецова Наталия Валентиновна

 педагог-психолог, руководитель

 МБДОУ «Детский сад № 7»

 г. Нижнего Новгорода Нижегородской области