rainbow

Творчество для детей дошкольного возраста

 

Кто-то скажет – да, и чем раньше, тем лучше; кто-то будет остерегаться давать в руки малышу какие-либо инструменты и отсрочит обучение до школьного возраста, а кто-то, сознайтесь, просто не хочет возиться с малышом и обучать его премудростям рукоделия.

Творчество – понятие неограниченное, в нем нет правил, законов, зато есть полная свобода для фантазии и деятельности. Творческий процесс помогает ребенку почувствовать себя самостоятельным.

Творчество обладает целительным действием, дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, события, одновременно являясь средством обогащения опыта. Детям просто необходимо находиться в состоянии творчества. В процессе творчества ребенок развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и ищет свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и взаимозависимости, совершенствует навыки работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью и т.п.

Почему же большинство людей утрачивают этот волшебный дар творческого видения и восприятия мира?

Камнем преткновения для многих родителей бывает то, что они считают, что маленький ребенок в дошкольном возрасте не может сделать ничего существенного.

Вот если бы он сел, взял кисть и написал «Утро в сосновом лесу» или сделал сразу картину в технике квиллинг, или бисерное колье. Вот тогда ему стоит посещать творческие занятия, а так какие-то каракули, приклеивает какие-то бумажки и говорит, что это цветы. Смею утверждать, что это случается с теми, чьи родители мало обращали внимание на развитие творческих способностей своего ребенка. Детские шедевры никогда не будут равны шедеврам взрослым в силу возрастных особенностей детей.

А, между тем, творческое развитие детей — наша святая обязанность. И те родители, которые думают, что обучение ребенка творчеству — пустая трата времени, глубоко заблуждаются.

Развивать творческие способности детей — это не значит растить будущих художников, дизайнеров и музыкантов. Это значит развивать способность ребенка мыслить. Ребенок учится думать, не теряться в трудных ситуациях, творчество помогает ребенку проявиться, быть уверенным в себе. И это важно для каждого маленького человека, да и для взрослых…

Ребенок — это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Поэтому очень важно найти занятие, которое придется ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально.

Начинать творить можно с самых малых лет, малыши трех лет с удовольствием занимаются любым видом творчества – рисованием (карандашами, мелками или краской), лепкой, аппликацией, составлением композиций и изготовлением поделок из бумаги или природного материала. Поощряйте стремление ребенка к творческим занятиям - они способствуют всестороннему развитию малыша, закрепляют многие полезные навыки и просто доставляют ему радость. Рисуйте и лепите вместе с ребенком. Польза совместного творчества с детьми не вызывает сомнения – это и развитие детской фантазии, креативности, и эмоциональное единение во время совместных занятий. Многие творческие задания требуют выполнения тонких действий (рисование, лепка или нанизывание бусин), а стало быть, они стимулируют развитие мелкой моторики. А когда ребенок видит результат своего творчества, это дает ему сразу множество положительных эмоций – гордость своими достижениями, уверенность в себе, желание дальше заниматься творчеством. К тому же красивая поделка может стать прекрасным украшением дома или подарком для родственников. Очень важно относиться к дальнейшей судьбе поделок серьезно, чтобы малыш чувствовал уважение к своим творениям. Маленькому ребенку совершенно необходимы постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Поэтому не убирайте готовые шедевры, а создайте собственную галерею, которой смогут любоваться ваши друзья и близкие.

Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.

Также творчество способствует развитию у детей восприятия. Дети запоминают увиденные объекты, образно представляют их и воспроизводят их в материальной форме.

Совершенствуется мышление. Например, рисование позволяет развивать в детях способность к сравнению (установление сходств и различий), обобщению (установление общих признаков), анализу, абстрагированию, конкретизации, классификации. В целом, обретаемые в процессе творческой деятельности разнообразные знания, способствуют расширению жизненного и культурного кругозора детей.

Дети, занимаясь творчеством, также развивают свою память. Память состоит из процесса запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Дети запоминают образы, а затем воспроизводят их с разной степенью точности по отношению к реальным объектам и событиям.

Таким образом, занимаясь творческой деятельностью, у детей развиваются такие процессы как внимание, восприятие, мышление, воображение, память, речь.

 

Автор: Демкина Галина Ивановна

МАДОУ «Детский сад № 89 комбинированного вида»

 г. Саранска Республики Мордовия