rainbow

Формирование активной познавательной позиции

студентов колледжа в процессе обучения

 

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию среднего профессионального образования является развитие субъективности обучающихся в многообразной познавательной деятельности, способствующей их личностному росту, что стимулирует потребность в самообразовании и проявляется в активной познавательной позиции. Продуктивность развития субъективности обучающихся в образовательном процессе колледжа во многом определяется степенью развития его познавательного потенциала.

Познавательный потенциал включает в себя потребности и мотивы познания, интеллектуальные способности, познавательную позицию субъекта познавательные ресурсы (Орлов А.А.).

Субъективность личности обучающегося понимаем как способность (умение) его к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, самообразованию и саморазвитию. Она является основополагающей качественной характеристикой и результатом формирования активной познавательной позиции обучаемого, выражающейся в его активности, самостоятельности, способностях и ответственности в личной и гражданской жизнедеятельности.

В 2013-2015 годах я провела исследование познавательной позиции обучающихся I и II курса специальностей «Агрономия» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья» ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова». Основная задача исследования: установить взаимосвязь между познавательными возможностями и познавательной потребностью, мышлением, интеллектуальными способностями студента.

Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Познавательная потребность», «Познавательный интерес», «Любовь к задачам», «Ваш темперамент», «Доминант мышления и поведения», «Определение личностных потребностей учащихся». «Поставить соответствие» (уровень словесно-логического мышления), «Правое или левое» (особенности характера), «Окружность или прямая» (оригинальность мышления)

В ходе исследования получены следующие результаты:

  • У большинства студентов завышенная самооценка;
  • Преобладает шаблонное мышление;
  • Познавательная потребность выражена умеренно;
  • Уровень словесно-логического мышления средний;
  • Преимущественно преобладает сочетание типов темперамента холерик-флегматик.

Как видно, у студентов преобладает репродуктивное мышление, что является огромным недостатком современного образования. Обучающимся на всех этапах обучения говорят, что надо делать и как, совершенно забывая, что  они – формирующиеся личности, имеющие право на собственное мнение.

Важно не порицать обучающегося за его индивидуальность и все ее проявления. Педагогу нового века необходимо лишь направлять развитие учащегося, помогать ему обрести себя в этом мире.

Подлинно развивающим, субъективно-ориентированным образованием может стать только образование, создающее условия для проявления и развития творчески-созидательного потенциала обучающегося для его самореализации. Необходимо дать возможность студентам высказываться, выражать собственное мнение,  планировать деятельность по изучению той или иной темы/дисциплины, ощутить себя личностью, способной и готовой мыслить, формировать адекватную самооценку.

Таким образованием может выступать образование на основе диалогового  проектного обучения. Возможно широкое использование таких методов, как дискуссия, диспут, беседа, ролевые и дидактические игры, метод учебного, научно-исследовательского и социального проектов и др.

Начало личностно-ориентированному образованию в нашей стране уже положено, но ему еще предстоят большие перемены.

 

Автор: Грибова Ольга Александровна

методист, преподаватель

ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж

имени И.С. Ефанова» г. Тулы Тульской области