rainbow

Воспитательское занятие в 1 классе «В царстве Берендея»

 

Цели занятия: обобщить знания учащихся об охране природы; повторить приметы ясной и пасмурной погоды; закрепить знания о растительности и животном мире леса;

развивать любознательность, находчивость, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование: карточки с вопросами, карточки с рисунками, маршрутные листы, грамоты и призы.

Форма проведения: игровой час.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

Класс заранее разделен на шесть команд. (Возможно провести игру между классами по параллели.) Созданы шесть этапов игры: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Охрана природы», «Бюро погоды». На каждом этапе есть ведущий и жюри из трех человек.

 

II. Сообщение темы и целей игры.

Воспитатель: Ребята, перед нашим занятием нам в класс пришла телеграмма от лесного царя Берендея. Он в своем лесу опечален – многие люди не знают правил поведения в лесу. Из-за этого лесорубы грозятся вырубить весь лес, он обращается к вам за помощью: нужно вспомнить правила поведения в лесу и ответить на вопросы лесорубов. Если вы ответите на все вопросы, то поможете сохранить лес царя Берендея. Поиграем с лесниками?

Чтобы получить билет на нашу игру, каждая команда должна отгадать загадку.

Загадки:

Кудри в речку опустила,

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

 

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

(Лиственница)

 

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна)

Воспитатель знакомит школьников с условиями игры, раздает маршрутные листы. На маршрутном листе указаны названия этапа, номера заданий, набранные баллы. Внизу – общий итог. На каждом этапе команда выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить деревья, кустарники и т. д.

 

III. Проведение игры по этапам.

Этап «Зеленый друг»

Вопросы:

  • Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник)
  • Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
  • Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
  • Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб)
  • В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый)
  • Какие съедобные грибы растут в наших лесах?
  • Какие лекарственные растения растут в наших лесах?
  • Водятся ли в наших лесах медведи?
  • Перечислите съедобные ягоды наших лесов.

Практическая работа:

– Определите названия деревьев по листьям.

  

Ответы: 1. Липа. 2. Дуб. 3. Осина. 4. Береза. 5. Клен. 6. Рябина.

Этап «Лесная аптека»

Вопросы:

  • Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
  • Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Лист подорожника)
  • Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту)
  • Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)

Практическая работа:

– Определите названия данных лекарственных растений.


Ответы: 1. Одуванчик. 2. Подорожник. 3. Мать-и-мачеха.

Этап «Остроглаз»

Вопросы:

  • У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-родители суют корм в раскрытый клюв)
  • На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дятел весной пил березовый сок)
  • Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонницы, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии)
  • Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику)
  • Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле)
  • Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита дерева от поломок)
  • У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки)
  • Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки)

Практическая работа:

– По контуру определите названия птиц.

 

Ответы: 1. Скворец. 2. Голубь. 3. Ворона. 4. Воробей. 5. Ласточка. 6. Ворона.

Этап «Маленькие тайны природы»

  • Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую)
  • Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение)
  • Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)
  • Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

Этап  «Бюро погоды»

  • Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все это признаки ухудшения погоды.)

  • Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточка и стрижи летают высоко.

Комары-толкуны толкутся столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(Все это признаки хорошей, ясной и сухой погоды.)

Этап  «Охрана природы»

  • Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные)
  • Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места)
  • Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)
  • Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния)
  • Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить)
  • Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

IV. Подведение итогов игры.

1-й ученик: Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята:

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк и малинник густой.

2-й ученик: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Где найдешь еще такой!

3-й ученик: От старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось,

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

V. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что вы справились с коварными вопросами лесорубов, вспомнили правила поведения в лесу. Лесной царь Берендей благодарит вас за помощь и шлет вам свои гостинцы.

А наше занятие окончено.

Автор: Дымова Марина Юрьевна 

ГОКУ СКШ № 1 

 г. Черемхово  Иркутской области