rainbow

Разработка внеклассного мероприятия

«Испокон века валенки славились и грели человека»

Аннотация

Разработка внеклассного мероприятия «Испокон века валенки славились и грели человека» составлена для младших школьников и направлена на воспитание  у них любви к родной культуре, к родной речи, а также на развитие творческого потенциала, как  у детей, так и у их родителей. В данном сценарии собраны такие жанры, как русские народные песни, стихотворения, пословицы, колыбельные песни, частушки, в которых речь идёт именно о валенках; имеются игры и гадания, связанные с валенками, используются инсценировки. Конечно же, для проведения такого мероприятия требуется тщательная подготовка педагогов начальной школы, детей и их родителей. Необходимо не только красочно, но и по-старинному оформить зал, чтобы дети окунулись в историю, как в сказку. 

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам воспользоваться моей разработкой. Проведя такое мероприятие, вы получите заряд бодрости и хорошего настроения. У детей  повысится мотивация, их охватит всплеск эмоций. От родителей вы услышите слова благодарности.

 

Ход внеклассного мероприятия

Ведущая:

- Дорогие ребята, родители и гости! Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в маленькую  деревеньку под названием… (Валенки)

- Правильно. Посмотрите на неё внимательно и ответьте, пожалуйста, на вопрос: чем отличается деревня «Валенки» от обычной деревни?

(Ответы детей, кругом валенки, даже буквы в её названии из валенок)


 Ведущая:

- Давайте узнаем, кто же будет нас встречать в этой необычной деревне. Для этого попросим наших малышей собрать слово из рассыпанных букв. (Группе детей из семи человек даются большие карточки с буквами, они сообща составляют слово «хозяйка» и выстраиваются в правильном порядке, чтобы можно было его прочитать, остальные дети хором читают)

(Хозяйка выходит с двумя большими украшенными валенками)

Хозяйка:

Если в доме, на работе у вас валенки в почете.
То  я вас, своих друзей, приглашаю поскорей.

Будем петь мы, и плясать, валеночки прославлять!

И я валенки надела, хоть мороз и маленький.
Приглашаю вас в деревню под названьем  «Валенки». 

(Хозяйка подаёт украшенные валенки ведущей и кланяется)

Ведущая:

- Ребята! Посмотрите, какие большие валенки! А что можно набрать в валенки? (Ответы детей: снега, воды…) 

 

- Верно. Но у нас валенки необычные… Как вы думаете, что мы можем набрать в них сегодня, посетив деревню «Валенки»? (ответы детей)

 

- Конечно, мы соберём много познавательной и полезной информации о валенках, узнаем, в каких литературных жанрах о них упоминается, и заберём этот багаж знаний с собой, и не только знаний, но и багаж общения, взаимопонимания и хорошего настроения. Один валенок будет для девочек (в виде Снегурочки), а другой – для мальчиков (в виде Деда Мороза). И помним, что один валенок без другого – никуда!

 

Хозяйка:

- И сейчас вы в этом ещё раз убедитесь.

Живут в моей деревушке  Ксюшка, Настюшка да паренёк Ванюшка…

Инсценировка. Детьми разыгрывается сценка «У колодца» 

Ксюшка и Настюшка (вместе):

Рано поутру девицы
Шли к колодцу за водицей
По деревне. Путь далек,
А колодец тот глубок.

Хозяйка:

Как к колодцу подошли, разговоры завели.

Ксюшка:

Здорово, Настюшка!

Настюшка:

Здоровенько, Ксюшка!

Ксюшка:

Как дела, подружка?!

Настюшка:

Много снега намело –
Все кругом белым-бело.
Замерзают мои ножки,
Хоть и в новеньких сапожках.

Ксюшка:

Мне завидуют соседи,
Мне завидует родня,
Потому что в эту зиму
Новый имидж у меня.

Настюшка:

Знает каждый – стар и млад,
Твои валенки – «отпад».
Теплотой своей одарят
И здоровье сохранят.

Ксюшка:

Я зимой проблем не знаю,
Валенки ношу всегда
Может быть не очень модно,
Но не мерзну никогда!

Настюшка:

Вижу я издалека,
Едет Ваня к нам сюда.
Он лошадку подгоняет –
Видно очень поспешает.

(в это время на сцену выбегают ребята и,  весело пританцовывая, поют русскую народную песню «Как на тоненький ледок») 

  

Песня «Как на тоненький ледок…»

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок!

Припев:

Ах, зима, ты зима,
Белоснежная пришла!

Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.

(мальчик-герой  Ваня изображает танец на лошадке)

Припев:

Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.

(Ваня изображает падение с лошадки)

Припев:

Две подружки увидали,
Ваню быстренько подняли.

(девочки-водоноски поднимают Ваню)

Припев.

Ксюшка:

Ты Ванюша не ушибся?

Настюшка:

Ты Ванюша не замерз?

Ванюша:

Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко.
И не страшен мне мороз –
Парень я удаленький.
Мой секрет, девчата, прост –
Приобрел я валенки.

Ксюшка:

Пока Ваню поднимали,
А воды-то не набрали.

Ванюша:

Ты, сестрица, не грусти,
Наберем сейчас воды.

(Набирает девочкам воды из колодца, девочки отдают  ему оба коромысла на плечи, берут его под руки и радостно напевают песню)


Ксюшка и Настюшка:

Рано поутру девицы
Возвращалися с водицей.
По деревне. Путь далек,
Да Ванюша им помог.

Ведущая:

- Скажите-ка, ребята, что мы возьмём с собой, посмотрев эту инсценировку?

- дети в деревне ходят в валенках;

- валенки тёплые, и в них не холодно в морозную погоду;

- девочки увидели, что мальчик упал, и подбежали на помощь, проявили сострадание;

- мальчик помогает девочкам набрать воды и донести вёдра;

- делаем вывод, что в этой деревне живут добрые дети, они помогают друг другу.

Хозяйка:

Теплые удобные валенки мои.

Сделаны из шерсти, шерсть  у них внутри.

Я надела валенки и пошла гулять…

Под песенку да в валенках хочется плясать…

- Эй, ребята, выбегайте песню дружно запевайте!

 

Песня «Валенки»

Очень долго ждали мы 
Прихода матушки зимы.
Детям хочется опять
В теплых валенках гулять

Припев:

Валенки, валенки!
До чего же хороши.
Мы зимой их обуваем
И гуляем от души.

Белый снег кружит и веет,
И кругом все замело.
А мы валенки наденем
Нам и сухо и тепло.

Припев:

В теплых валенках зимой
Мы с горы катаемся,
Нам не хочется домой -
Поздно возвращаемся.

Припев:

(последние две строчки в припеве дети  ещё раз кричат с радостью)

Хозяйка:

Я прошу вас — тише, тише!

Кажется, шаги я слышу,

Открою ворота и  погляжу.

Кто же там… ?

(в ворота входит Зима)


Дети:

- Это зимушка-зима!

Хозяйка:

-Дорогие ребятушки!

Кто зиме бесстрашный друг,

Становитесь  скорей в круг.

(проводится игра  в кругу, первоклассники выучили заранее данную игру с учителем, поэтому хором напевают ответы, все дети имитируют движения)

Зима:

Я зима – студеная, вьюжная,
С ледяными ветрами дружная.

Дети:

А у нас ребята удаленьки,
Мы наденем шубки да валенки.

Зима:

А я встречусь вам на дороженьке,
Заморожу рученьки, ноженьки.

Дети:

А мы все в ладошки захлопаем,
Дружно на дорожке затопаем.

Зима:

А снегом замету все дорожки,
Не пройдут тогда ваши ножки.

Дети:

А мы снег лопатами разгребем
И дорожки мётлами разметем.

Дети:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Вьюги тоже не боимся –
Бегаем и веселимся!

(дети разбегаются и веселятся)

Зима:

Раз меня вы не боитесь,
Бегайте и веселитесь!
Поспешу тогда к другим,
Рученьки и ноженьки заморожу им.

(Зима выходит из зала, дети садятся на свои места) 

Хозяйка:

- Ох, и весело в деревне-то на улице у нас.

Ведущая:

- А что, ребята, мы с собой берём сейчас?

- мороз не страшен тому, кто тепло одет;

- чтобы не замёрзнуть зимой, надо двигаться, работать;

- в песне поётся о том, что дети очень любят.

Хозяйка:

Кто-то к нам ещё идёт…

Ребятишек хоровод!

Гости дорогие! Милости прошу…

В избу проходите, чаем угощу.

(гости на пороге избушки с поклоном обращаются к хозяйке)

 

Гости:

– Здравствуй, Хозяюшка!
– Живи, изба, здорово!
– Живи, изба, богато!
– Дай Бог тому, кто в этом дому!

Хозяйка:

Проходите! Приглашаем!

Валенки мы прославляем!

(гости проходят в дом и садятся на лавки)

Хозяйка:

Гости дорогие, знаете ли вы,  для чего нужны валенки?

Гость 1:

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки.

Гость 2:

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в сад, потом домой.

Гость  3:

Если есть еще калошки –
Не промокнут ваши ножки.
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.

Гость 4:

В теплых валенках, подшитых
Бродит в доме домовой,
Охраняет сон хозяев,
Охраняет их покой.

Гости все вместе закликают:

В теплых валенках, подшитых
Топ да топ за печкой он.
Стережет свою избушку,
Ребятишек любит он.
Сегодня он не будет спать,
Хочет с нами поиграть.

(на цыпочках подходят к печке, Домовой выскакивает  из-за печки, дети пугаются и разбегаются врассыпную, Домовой выходит на середину – у него подмышкой валенки большого размера)


Домовой:

Домовой я хоть куда,
Не смотрите на года.
Быстро в валенках хожу –
Я вас всех опережу!
Смелый кто из вас,
Вставайте!
В валенках быстрей
Шагайте!

Хозяйка:

- Не бойтесь, ребятки, моего Домового, выходите-ка по одному на весёлую беготню.

Игра с Домовым

(Эстафета в больших валенках: Домовой в обычных валенках бегает, а  ребёнок, который с ним соревнуется, бегает в больших, 46-го размера, валенках. Домовой, по сценарию, часто поддаётся сопернику, имитируя свою старость)

 

Домовой:

Видно, стар я стал, детишки,
Коль от вас я отстаю.
Ходить быстро не сумел я,
Я вам песенку спою.

Песенка Домового

Я домовой, я домовой.
Я охраняю ваш покой.
Да я за печкою сижу,
И целый день на вас гляжу!
В дом приношу лишь счастье,
Гоню от вас напасти.
В доме будет мир, покой,
Коль за печкой домовой!

Хозяйка:

Домовой, сядь, отдохни,
На девчонок погляди.

(выбегают девочки для исполнения частушек)

Настюшка:

Мы про валенки частушки

Замечательны  споём.

Ксюшка:

Чтобы все про нас узнали,
Как в деревне мы живем!

Хозяйка:

Девчата мои маленьки,
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят –
Всех в округе удивят!


Частушки

Настюшка:

Мы девчонки-хохотушки,
Пропоем сейчас частушки.
Не большие – маленькие,
Все про русские валенки!

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Ксюшка:

Я соседа попрошу,
Свалять новы валенки.
Гулять буду в них зимой,
По сугробам маленьким.

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Хозяйка:

Вот и зимушка пришла,
Наступили холода.
А я валенки обула –
И пойду я хоть куда.

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Настюшка:

Не судите вы о моде
Валенки всегда нужны.
Ведь в морозную погоду
Лучше всех сапог они!

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Ксюшка:

Снова валенки обую,
Да пойду я в них гулять.
Призываю всех подружек

Зимой валенки таскать.

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Хозяйка:

Моя подружка Валенька
Чуть повыше валенка.
В Валенки обуется
И собой любуется!

Все вместе:

Валенки, валенки,
Хороши да маленьки,
Теплые, хорошие,
Самые пригожие.

Все вместе:

Мы и пели, и плясали, и  ногами топали.
А теперь попросим вас, чтобы вы похлопали!

(аплодисменты, шумно в зале; из берлоги, находящейся около деревни, вылез мальчик в костюме медвежонка и зарычал)


Медвежонок:

Р-р-р-р

Что за люди шумные

Живут в этом селении?

Разбудили вы Мишутку

Своим громким пением…

Я сейчас как зарычу…

(пугает)

Как ногами застучу…

(пугает, топает)

Хозяйка:

Ты, Мишутка, не сердись.

И на нас сейчас не злись.

А кто знает,

Почему медведь зимой спит,

Выходите скорей сюда.

Хороводом мы пойдём

И про Мишеньку споём.

(дети в хороводе исполняют песню «Почему медведь зимой спит», герой медвежонок находится в центре круга, он может приплясывать, переваливаться с боку на бок или имитировать движения на слова песни, а может просто ходить со всеми в хороводе)

Хозяйка:

- Это, конечно, шуточная песня. А кто скажет, почему медведь спит зимой по-настоящему, и может ли он проснуться зимой? (ответы детей)

Хозяйка:

Мишка, Мишка, не зевай,

И за нами  повторяй.

Игра – физминутка про валенки

(ребёнок в роли медвежонка стоит  в центре круга и повторяет движения за детьми)


В валенках пойдём все вместе,

Раз, два, три.

В валенках прыжки на месте,

Раз, два, три.

В валенках в сугроб ныряем,

Раз, два, три.

В валенках мы убегаем,

Раз, два, три.

В валенках потопаем.

Раз, два, три.

В валенках похлопаем,

Раз, два, три.

В валенках  в снежки играем,

Раз, два, три.

В валенках не замерзаем,

Раз, два, три.

В валенках  найдём дорогу,

Раз, два, три.

В валенках иди  в берлогу,

Раз, два, три.

(медвежонок заходит в берлогу и прячется)

Хозяйка:

Валенки свои снимай

Да в кроватку полезай…

А мы…

Чтоб медведю вернуть сон,

Колыбельную споём.

(выходит девочка, хорошо исполняющая колыбельные песни)

Баю-баю-6аиньки,
Скатаем Мишке валенки!
Валенки по ножкам, 
Бегать по дорожкам. 

К бабушке по прянички, 
К дедушке по яблочки.

Будет наш Мишутка спать,

Будет глазки закрывать.

(Медвежонок за берлогой-ширмой громко и протяжно зевает)

Хозяйка:

До весны заснул проказник…

Ну а, мы продолжим праздник!

Давайте все закроем глаза и послушаем ещё одну колыбельную «Купим сыну валенки». А теперь открыли глазки. Улыбнулись. Потянулись. Вправо, влево повернулись, ножками потопали, ручками похлопали….

Ведущая:

- Какие знания и правила мы возьмём, ребята на заметку?

- в деревне под названьем «Валенки» народ весело живёт и частушки поёт;

- есть много частушек о валенках, о том, как в них зимой тепло и хорошо;

- но  в деревне, которая находится рядом с лесом, опасно шуметь – можно зверя разбудить;

- чтобы усыпить кого-либо, можно спеть колыбельную;

- оказывается, и колыбельные есть про валенки;

- узнали о том, почему медведь спит зимой;

- всем нравятся хороводные песни и игры.

Хозяйка:

- Настало время послушать народную мудрость, связанную с валенками. Сейчас ребята нам назовут пословицы и поговорки о валенках.

(выходят дети, говорят по очереди пословицы и объясняют их смысл)

Пословицы

С умного по шерстинке – дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Ведущая:

- Хороша и полезна мудрость народная. На ус наматываем да в валенки свои закладываем. Да, ребята?

Хозяйка:

- Уважаемые взрослые, вспомните:
Кто, невзирая на риск и огонь,
В трудный час для советских солдат
Несмотря на угрозу и холод.
Петь про валенки песню был рад?

Взрослые: Русланова.

Хозяйка:

- Верно, это Лидия Андреевна Русланова. Эту певицу знали и любили все, за умение проникнуть в душу каждого, кто ее слушал. В годы войны знаменитая исполнительница была на передовой, часто попадая под нешуточные бомбежки, артобстрелы, дарила уставшим бойцам свою звонкую песню.

Помнит и моя деревенька эту певицу, помнит и задушевную песню  в её исполнении. Давайте и вы её послушаете. Желающие могут потанцевать под эту русскую народную песню.

(звучит песня, можно включить слайды, на которых изображены люди в валенках в военное время)

Хозяйка:

- Ой, вы люди добрые, хорошо сейчас сплясали.

Ведущая:

- Дорогие ребята,  какой мы вывод сделаем, и что постараемся запомнить?

- узнали немного о Руслановой и познакомились с песней «Валенки» в её исполнении;

- в трудное военное время не только валенки согревали людей, но и задушевные песни о них радовали наших солдат;

- в валенках, оказывается, удобно и плясать.

Хозяйка:

А теперь приглашаю к завалинке

Тех,  кто украсил свои валенки.

(детям и родителям заранее было дано задание: украсить валенки любым способом, группа детей демонстрирует свои украшенные валенки)

Хозяйка:

- Полюбуйтесь, какие валенки  у наших девчат и парней.

Покажитесь, покружитесь да потопайте скорей.

Молодцы. Какие  валенки у вас!

Все вам похлопают сейчас.

Садитесь, ребята.

- Посмотрите, как в моей деревне украшены заборы да лавки. Что за  умельцы  так постарались? Думаю, вы догадались! 


Тут и мышки, и лошадки, и вазочки, и медвежатки, есть валенки расшитые, есть обклеенные. В общем, все валенки рукодельные.

Прошу посмотреть, насладиться,

Чудо - работами  подивиться.

Спасибо большое скажем

Родителям  милым нашим.

Поклон вам до земли.

А рисунки, какие хорошие, нарисовали наши дети! Валенки, хоть и нарисованные, а душу всё равно греют!

Хозяйка:

- А кто знает  про гадание, связанное  с валенком. Кто может рассказать? (можно и взрослым ответить, если дети будут затрудняться, хотя некоторые из ребят знают)

- Верно. На Рождество или на Крещение девушки могли выйти на улицу и перекинуть валенок через крышу дома или через забор. Куда покажет носок валенка, оттуда и жених ей будет.

(если зал просторный и есть устойчивый забор-декорация, то можно провести игру «Куда покажет валенок»)

А ещё раньше так бывало: наденет валенки невеста и бежит на свидание к милому. Лишь бы эти валенки не спрятала её маменька.

(девочка поёт песню «Валенки»)

Песня «Валенки»

Мой дружочек меня ждёт

Каждый вечер у ворот.

Но в такие холода

Мне без валенок беда.

Чтобы к милому пойти,

Надо валенки найти.

O-ooo!

Надо валенки найти.

Припев:

Валенки, валенки

Прячет моя маменька.

Всё-равно я их найду,

На свидание пойду.

Говорят, любить зимой -

Значит, дома быть одной.

На морозе стынет кровь.

Не согреет и любовь.

Но не буду я страдать,

Только б валенки достать.

O-ooo!

Только б валенки достать.

Припев:

Разговоров не боюсь.

С милым в валенках пройдусь.

Пусть морозец горячей,

Сердцу только веселей.

Буду в валенках ходить,

Буду милого любить.

O-ooo!

Буду милого любить.

Припев.

Хозяйка:

Хорошо Настюшка пела,
Остальные все сидели.
Пора ножки поразмять,
Да в игру им поиграть!

Игра «Кто быстрее возьмет валенок»

(дети под музыку ходят по круг, в центре круга лежат валенки, их на один меньше, чем участников игры, по окончании музыки, надо быстро взять валенок.)

Хозяйка:

Ох, и  удалые вы ребята. Молодцы.

Есть ещё игра для вас,

Называется «Сбей фигуру»

(ставятся три валенка  в виде фигуры треугольника, их нужно сбить своим валенком с определённого расстояния)

Ведущая:

- Давайте, ребята решим, что нужно положить в наши валенки-сундуки?

- из валенок получаются разные предметы, валенки интересно украшать вместе с родителями;

- у девушек есть такая традиция, как гадание, по валенку можно найти суженого;

- раньше валенки матушка могла спрятать, чтобы запретить дочке идти на свидание, если ей не нравится её жених, например;

- с валенками есть интересные игры: народные и современные;

- приятно слушать хорошие русские песни, от них душа поёт.

Хозяйка:

Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилась.
Издавна Россия наша
Валенками славилась.

Ведущая:

Спасибо, хозяйка, за тепло, за уют.
Всем весело было на празднике тут.

Хозяйка:

Но пришла пора прощаться
И домой всем возвращаться.

Ведущая:

- Домой мы отправимся с драгоценным даром, которым мы наполнили эти чудесные большие валенки. Дар – это память, о том, что сейчас мы увидели и услышали, что вспомнили и что узнали впервые. Давайте будем ценить то, что создано до нас, давайте будем хранить память о том, что хранилось веками, давайте будем  с вами культурными и просвещенными людьми.

Ребёнок 1:

Валенки мы не забудем,
Все зимой ходить в них будем!

Ребёнок 2:

Дар в душе мы сохраним

И другим передадим!

Хозяйка:

- Я и деревенька «Валенки» прощаемся с вами. До свидания, гости дорогие!

Ведущая:

- До новых встреч!

Звучит музыка, дети уходят…


 

Автор: Боровая Ирина Владиславовна 

учитель начальных классов 

МКОУ «Байкальская СОШ» 

 Болотинского района Новосибирской области