rainbow

Подбор дидактических игр на тему: «Формирование полноценного воспри­ятия окружающего мира посредством сенсорного развития»

 

Занятие № 1

Дидактическая игра «Огоньки разные: синие, зеленые, желтые, красные»

Цель: упражнять детей в различении и назывании основного цвета предмета (красного, зеленого, жел­того и синего), в узнавании цвета по образцу. Учить соотносить название цвета с предметом, ритмично на­носить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов,

Словарь: фонарик, огонек, зажги, здесь, там.

Материал: фонарики из бумаги четырех основных цветов (сделанные по типу елочных игрушек), разло­женные в разных местах групповой комнаты, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски (крас­ная, желтая, зеленая, синяя), кисти.

Методика проведения. Воспитатель показы­вает детям коробку и говорит: «Посмотрите, что лежит в коробке. Это фонарик. Какого цвета фонарик? Что еще есть в коробке? (Показывает.) А вот еще фонарик. Назовите его цвет. (Достает все фонарики.) Давайте поиграем с фонариками, будем их прятать, а потом находить. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его себе, подойдет ко мне и назовет какого он цвета. Брать нужно только один фонарик. Будут ис­кать их Саша, Вова, Оля». Воспитатель прячет фонарики. Дети на­ходят их, берут по од­ному и подходят к воспитателю. Речевые упражнения. Вопросы: Где нашел фона­рик? Ка­кого он цвета? Какого цвета фонарик у Вовы? Назови, у кого такой же фонарик, как у тебя. Воспи­татель: «Мы нашли много-много цветных фонариков, все они разные: синие, красные, зеленые, желтые. Под­нимем их вверх — как будто зажигаем огоньки. По­явилось много огоньков красных, синих, зеленых, желтых. Стало светло. Теперь опу­стим фона­рики. Потухли огоньки».

Сенсорные упражнения. Воспитатель обращается к ребенку: «Вова, под­ними красный фонарик, пусть все дети, у кого красный фонарик, поднимут их вверх. Теперь загорается синий фонарик!» Так зажигают фо­нарики всех цветов, потом дети опускают руки вниз — фонарики «гаснут». Воспитатель подходит к мольбер­ту, обращает внимание детей на темный лист бумаги и говорит: «Ничего не видно, нет ни одного огонька. Сейчас будем зажи­гать фонарики, будет много огонь­ков, станет светлее». Предлагает зажечь огоньки. Ребе­нок подходит к мольберту и наносит кистью «ого­нек» мазком на листе бумаги.

 

Занятие № 2

Дидактическая игра «Угадай, сколько»

Цель: научить детей различать и называть предметы, группировать одина­ковые предметы и определять их количество словом «много».

Словарь: сколько, много.

Материал: коробка с матрешками (5 —6 штук), салфетка.

Методика проведения. Воспитатель ставит на стол накрытую салфеткой ко­робку и сообщает: «Кто к нам пришел! Посмотрите! (Показывает матрешек в коробке.) Правильно, матрешки. (Начинает по одной вынимать из коробки.) Матрешка пришла, и еще матрешка пришла, и еще матрешки, и еще красивая матрешка, и вот еще матрешка! Кто пришел? Сколько матрешек? Вот сколько (показывает рукой на всех матрешек). Покажи, Оля, матрешек. Те­перь Вова по­кажет. Все покажите пальчиком матрешек». Воспита­тель показы­вает на каждую из них и говорит: «Вот матрешка, вот, вот. Вот сколько! Сколько матре­шек? Да, много матрешек. Скажи, Оля: много матрешек». Воспитатель предлагает детям поставить матрешек в коробку и говорит: «Возьми, Таня, матрешку, поставь ее в коробку, еще одну возьми. Сколько матрешек в коробке? Много матрешек поставили в коробку».

Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает каждому ребенку трех­местную матрешку. Нужно рас­крыть ее и поставить матрешек в ряд, сказать: много матрешек. Потом собрать их всех и поставить на пол­ку. Сколько мат­решек на полке? Много.

 

Занятие № 3

Раскладывание различных по цвету предметов на две группы

Цель: учить детей группировать однородные пред­меты, резко отличающиеся по цвету (красный - синий, желтый - черный, оранжевый - фиолетовый, зеле­ный - белый).

Словарь: такой, одинаковый, разный.

Материал: шарики восьми цветовых тонов.

Методика проведения. Воспитатель обраща­ется к детям и говорит, что скоро будет праздник, красивыми гирляндами они будут украшать группу. Воспитатель показывает гирлянду и поясняет, что на ней много разноцвет­ных шариков: красных, оранже­вых, желтых, зеленых, фиолетовых, черных, белых. В коробке у нее такие же шарики (они пере­мешаны произвольно). За­тем вынимает из коробки шарик крас­ного цвета и кладет его в одну сторону, синего - в другую. Показав детям желтый шарик, спрашивает: «Где лежит шарик желтого цвета, куда положить еще один?» Затем прикладывает к жел­тому черный и го­ворит: «Шарики разные, этот желтый, а этот черный, а те­перь положу желтый к жел­тому, вот они и одина­ковые». Воспитатель берет из коробки оранжевый шарик и предла­гает ребенку найти такой же, отме­тить, что они одинаковые, затем приложить к оранже­вому фиолетовый - ша­рики разные. Так несколько раз дети подбирают одинаковые ша­рики, затем с помощью вос­питателя - разные, резко контрастные по цвету.

Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает детям самим подобрать шарики одинакового, затем разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Для этого ребенок должен по­дойти к фланелеграфу, взять из коробочки плос­костной шарик, приложить его к яр­кой нитке: рядом с красным шариком приложить синий, с синим - желтый, с желтым - черный и т. д. «Правильно разложили шарики. Шариков много, но все они разные» или «Красивая гир­лянда из красных и синих шариков».

 

Занятие № 4

Дидактическое упражнение «Подбери шарики по цвету»

Цель: учить различать и называть зеленый цвет. Упражнять в выборе одного цвета из трех.

Словарь: один, много.

Материал: одна зеленая коробка с красными, си­ними и зелеными шариками; коробочки белые, оран­жевые, фиолетовые (количество их вдвое больше, чем количество детей).

Методика проведения. Лошадка в тележке привозит большую зеленую ко­робку и много малень­ких. Воспитатель раздает детям по две коробки. За­тем раскрывает большую ко­робку и показывает малы­шам много разных шариков: «Посмотрите, дети, у меня в руке зеленый шарик. Давайте скажем: зеленый. Это зеленый шарик. Подойди, Оля, возьми у меня из ко­робки зеленый шарик, положи его к себе в маленькую коробочку, теперь по­дойди, Нина, и возьми красный шарик, положи в свою коробочку. Какого цвета у тебя шарик? Пра­вильно, красного. А коробочка? Найди еще зеленый шарик и положи его в другую коробку. Какие еще шарики остались в коробке? Какого цвета короб­ка?» (Шарики синие, коробка зеленая.) Задание повторяется, но теперь уже в зеленой коробке остаются только зеленые шарики. Дети называют: «Зеленая коробка, зеленые шарики».

Сенсорные упражнения. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из трех цветов один и опустить его в коробку с круглым отверстием. «В красную ко­робку опустил зеленый шарик», «Шарик круглый, отверстие круглое, шарик зеленого цвета, а коробка красная», «Шарик зеленого цвета, а коробка си­няя», «Шарик зе­леного цвета, коробка тоже зеленая». По ходу занятия воспи­татель поощряет детей за правильные ответы и действия.

 

Занятие № 5

Дидактическая игра «Цветные бантики»

Цель: учить детей группировать близкие по цвето­вому сочетанию предметы (красный - оранжевый, синий - фиолетовый), продолжать формировать пред­ставления о цвете.

Словарь: оранжевый, фиолетовый, привязать, найти.

Материал: банты четырех цветов (красного, оран­жевого, синего, фиолето­вого), куклы в платьях та­кого же цвета.

Методика проведения. Воспитатель показы­вает детям сидящих на столе ку­кол, предла­гает по­смотреть, как они одеты: «Сегодня мы с вами будем оде­вать кукол в нарядную одежду. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? Правильно, красного. Для кукол у меня в коробке лежат банты. Каж­дой кукле нужно подобрать бантик такого цвета, как и платье. К красному платью подобрать красный бантик, к синему - синий, к фиолетовому - фиоле­то­вый и т. д. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к платью куклы соответствующего цвета бантик. Объясняет детям, что банты подобраны правильно и их можно завязать. Предлагает: «По­дойди, Саша, подбери к платью куклы такой же бант». Если ребенок неправильно выпол­няет задание (например, к оранжевому платью прикладывает красный бант, к синему - фиолетовый), то воспитатель объясняет, что бант подобран непра­вильно и кукла не хочет его завязывать.

Сенсорные упражнения. Каждому ребенку можно предложить четыре куклы, вырезан­ные из картона, и цветные бантики. Если ребенок затрудня­ется пра­вильно выполнить задание, воспитатель сам подбирает и «привязы­вает» по два бантика кукле, а остальные бантики предлагает найти и «привя­зать» самостоя­тельно.

При повторном проведении занятия можно предло­жить детям подобрать куклам соответствующего цвета корзинки, чашечки.

 

Занятие № 6

Дидактическое упражнение «Догони шар, кубик»

Цель: учить соотносить формы предметов различной величины (большой, маленький), вкладывать в отвер­стия шар и куб, кольцо и квадрат.

Словарь: вложи, опусти, квадрат, кольцо.

Материал: корзинка с цветными формами, яркая коробка с отверстиями со­ответствую­щих форм (квад­рат, круг). Кубик и кольцо прячутся, а шарик их «догоняет».

Методика проведения. Воспитатель обращает внимание на форму предме­тов, которые лежат в кор­зинке, уточняет, как с ними можно играть. Прово­дится обследование форм, закрепляется название цвета. Воспитатель предла­гает найти на цветной коробке та­кое же по форме отверстие, как шарик «У шарика круглое окошко, у кубика - квадратное. Наши фор­мы - куб, шарик и кольцо - будут играть в догонял­ки, каждый из них может спрятаться только в своем окошке: шарик в круглом окошке, кубик в квадратном, кольцо в своем большом, круглом окошке. Побежало кольцо в свое окошко и спряталось. Нет кольца. Теперь прячется кубик, спрятался, шарик побежал до­гонять, подкатился к круглому окошку, прыг, спря­тался. Догнал кубик, а кубик - кольцо».

 

Занятие № 7

Дорожки широкие и узкие из кирпичиков

Цель: закреплять умение детей строить широкие и узкие дорожки, раскла­дывая кирпичики на столе длинной стороной друг к другу, а также используя различные способы их соединения в зависимости от назначения дорожки. Продолжать учить играть с построй­кой. Активизировать употребление в речи слов, определяющих величину и название стро­ительных де­талей.

Словарь: дорожка узкая, длинная, широкая.

Материал: кирпичики (один набор на стол), боль­шие и маленькие машины, матрешки.

Методика проведения. Воспитатель говорит: «Дети, у вас на столе стоят машины. Они большие и маленькие. Для них нужно построить дорогу. Что мы строили в прошлый раз? Какие дорожки строили для кукол? Внимательно посмотрите на машинки и скажите: одинаковой ли они величины? Скажи, Саша, какую дорогу нужно построить для твоей боль­шой машины? Какую дорогу по ширине нужно постро­ить для маленькой машины? Из чего будем строить? Как можно построить узкую дорогу?» Дети отвечают, воспитатель помогает малышам ответить на вопросы. Воспитатель: «Дети, постройте на столе разные дорож­ки для машины: и узкие, и широкие. Строить можно по-разному, в зависимости от того, как располагать кирпичики».

Сенсорные упражнения. Обследование образца по­стройки — широкой и узкой дорожки. Самостоятельное выполнение заданий детьми на основе прошлого опыта. По ходу выполнения задания воспитатель фиксирует вни­мание на последовательности действий, проч­ности соединения кирпичиков. Обыгрывание постройки транс­портными игрушками ма­лых форм.

 

Занятие № 8

Постройка по замыслу

Цель: учить детей самостоятельно строить уже зна­комые постройки на ос­нове ранее усвоенных действий. Доводить начатое до конца, уметь связно рассказать о выполненной постройке.

Материал: образцы построенных дорожек (широ­ких и узких, трамвайной линии и железной дороги), транспортные игрушки, сюжетные фигурки.

Методика проведения. Воспитатель говорит: «Дети, у меня на столе постро­ены разные дорожки: для машин, матрешки, трамваев, электровоза. Каждый сам может построить какую-нибудь дорожку или ли­нию. А когда выполните задание, нужно будет рас­сказать, что построено».

Сенсорное упражнение. Каждый строит самостоя­тельно. Воспитатель кон­тролирует соответствие по­строек замыслу детей, аккуратность выполнения зада­ния. В конце занятия спрашивает; «Что построили? Из каких деталей строили? Как сделали широкую дорожку? Для кого предназначена узкая до­рожка? Кто построил трамвайную линию? Для чего? На что похожи трам­вайные рельсы? (На две узкие дорожки.)

На каком расстоянии расположены рельсы друг от друга? (Воспитатель уточняет: кирпичики надо ставить так, чтобы между рельсами сохранялось одинаковое расстояние.) Возь­мите все кирпичики и покажите на них узкую короткую сторону, а затем длинную. С ка­кой игрушкой хочешь играть?» Обыгрывание построек. Складывание строительных дета­лей в коробки.

 

Занятие № 9

Постройка ворот с применением различных деталей

Цель: сформировать представления детей о том, что ворота могут быть раз­ной конструкции. Научить пла­нировать постройку на плоскости стола. Упражнять в самостоятельном выборе способа постройки, учить украшать свою постройку, используя образец.

Словарь: столбы, перекрытия.

Материал: три образца ворот, разнообразные игрушки, наборы строитель­ного материала.

Методика проведения. Воспитатель показы­вает детям несколько ворот, из изготовленных из картона, различной величины. Обращает внимание на об­щую их форму, затем по­казывает ворота, построенные на сто­ле. Обследова­ние образца. Затем обращается к детям: «Одинаковые ли у меня ворота? Чем они отличаются? Из каких деталей построены пер­вые ворота? Посмот­рите на эти ворота и скажите, какие у них общие детали. (Столбы есть у всех ворот.) Из одинаковых ли деталей изготовлены столбы? (У одних ворот они сде­ланы из кирпичиков, у других - из кубиков, у третьих -основание из кирпичиков, а столбы из трех куби­ков; перекрытие из длинной пластины.) Посмотрите, как я украсила ворота: на перекладину первых ворот я поставила кубик, вторых - призму, на третьи ворота с обеих сторон перекладины поставила по одному красному кубику. Сейчас каждый из вас будет строить ворота для куколок, птички, машины. Ворота должны быть прочными, устойчивыми, поэтому ку­бики следует плотно прикладывать друг к другу». Воспитатель спрашивает у детей, какие ворота они будут строить, из каких деталей.

Сенсорные упражнения. Закрепить представления, о форме строительных деталей, учить правильно от­бирать детали для одного из вариантов ворот, контро­лировать качество прикладывания кубиков и кирпичи­ков друг к другу. Использовать дополнительные детали.

 

Автор: Букина Татьяна Валерьевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Росток»»

 г. Братска Иркутской области