rainbow

Приобщение детей дошкольного возраста

к устному народному творчеству

 

От того, что мы забываем о солнце, оно не перестает светить, прощая нас забывчивых.

Так и народ в целом прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.

Начинается год и заканчивается. Начинается жизнь и завершается. Как ее прожить? Ответить на этот вопрос поможет обращение к истокам – народным традициям. Народы тоже появляются и умирают. А чтобы дольше сохранить себя во времени, создают веками жизненные своды, оставляя нам в наследство несметные сокровища. Но как часто мы бываем ленивы и не любопытны! И, проходя мимо родового золота, тянемся к чужим сверкающим побрякушкам.

Вчитайтесь внимательно в колыбельные, пестушки, потешки, сказки, скороговорки и поймете, о чем речь. Думаете, весь этот фольклор – для потехи? Ошибаетесь. Любой народ по природе слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остается только самое ценное, необходимое. Если у человека отнять все, кроме памяти, и, если этот человек хорошо знает с детства народное творчество и обычаи, он сможет и вылечить себя, и возродить те же нравы, тот же быт.

Ну, хотя бы самое простое – колыбельные песни. Сколько вы знаете – одну-две? А их – сотни, и в каждой – поток информации. Пара песен про собачку, пара – про курицу да про серого волка, а более ста – про кота. Помните: «Котенька, коток, котя – серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, мово дитятку качать, прибаюкивать. Я тебе, коту, за работу заплачу…», и уж чего ему только не сулят. Лишь бы не уходил и побыл с ребенком.

Устное народное творчество – различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые народом и бытующие в устной форме. Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное исполнение сказок, песен, былин и т. п. различными исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения).

Народный фольклор представляет собой одно из средств народной педагогики. Материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых – убаюкать младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у малыша радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего, своим занятным содержанием, а затем – сказок.

Произведения устного народного творчества, являются одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивают» их жизнь, эмоционально обогащают ребенка, воспитывают чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, незаменимым помощником здесь станет использование его элементов во всех видах деятельности детей в детском саду. С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми.

Во время тяжелого расставания с родителями особенно эффективно использование воспитателем малых фольклорных форм. Утром, во время приема, встречаем детей с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаем ее движения чтением потешек. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Дети всей группы учатся двигаться, говорить, как лисичка, медведь, заяц, в зависимости от того, о ком потешка. Таким образом, потешка позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.

Знакомя детей с фольклором русского народа, нельзя не обратиться к прошлому нашего народа, к его быту. Знакомя детей с колыбельными песенками и потешками нужно объяснять, что такое колыбелька, вносить её для игры.

Чтобы дети лучше понимали смысл пословиц, нужно читать им сказки и рассказы, обсуждать поступки героев и находить нужную пословицу для данной ситуации или поступка. Русская народная сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Таким образом, устное народное творчество способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств: любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей; воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка; способствует формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей, нами, взрослыми, а значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх, первых физических упражнениях и т.д.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Результаты проведенного мною анкетирования в своей группе показали, что родители воспитанников мало и редко используют в современной жизни в воспитании и развитии ребенка фольклор. Учитывая это, я построила свою работу так, чтобы убедить родителей об использовании фольклора в воспитании детей, о его значимости и ценности, а воспитанникам дать максимальное количество устного народного творчества, работая с ними. Ведь ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и взрослых, использующей образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви и нежности. В дошкольном детстве расширяется круг общения детей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Работая с детьми, пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося ребенка и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Я считаю, что использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста в современном обществе очень актуально и важно.

 

Автор: Демкина Галина Ивановна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

г. Саранска Республики Мордовия