rainbow

Система работы по использованию дидактических игр

в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

 

Проблема полового воспитания подрастающего поколения, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, – одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. На сегодняшний день проблема воспитания ребенка с учетом половых различий по значимости и актуальности не имеет аналогов, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте. А у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.

Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую  деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитание взаимоотношений с взрослыми и детьми, как своего пола, так и противоположного. Практические работники не всегда педагоги серьёзно задумываются над тем, как строить взаимоотношения мальчиков и девочек в группе, недостаточно учитывают их физические возможности, их интересы и потребности, испытывают затруднения в осуществлении дифференцированного воспитания с учётом пола. Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации воспитанников ДОУ идут самопроизвольно.  Поэтому мы разработали систему дидактических игр, направленных на позитивную полоролевую социализацию детей дошкольного возраста.

 

Младшая группа

1. Д/и  «Игрушки для мальчиков и девочек»

Цель: закреплять знания детей о круге интересов и различных видах деятельности детей в зависимости от пола.

Материал: карты с изображением девочек и мальчиков, карточки с изображением разных игрушек.

Ход игры: воспитатель раздает детям большие карты, карточки с изображением игрушек лежат на середине стола. Дети по очереди выбирают карточку с игрушкой и кладут в свою карту. После заполнения всей карты объясняют свой выбор.

 

2. Д/и «Сложи картинку»

Цель: закрепить представления о различиях между мальчиками и девочками, развивать внимание.

Материал: пирамида, состоящая из частей.

Ход игры: перед ребенком лежит разобранная пирамида. Детям предлагается собрать пирамиду, чтобы получилось изображение мальчика или девочки на всех гранях.

 

3. Д/и «Кто что носит»

Цель: формировать умение находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал: карточки с изображением мальчиков и девочек, у которых не хватает предметов одежды, картинки с изображением одежды.

Ход игры: воспитатель раздает карточки, выбирает ведущего, у которого находится одежда. Ведущий по очереди показывает предметы одежды, дети выбирают, подходит она для их картинки или нет. Победитель награждается аплодисментами.

 

 

Средняя группа

1. Д/и «Волшебный цветок»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.).  Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

2. Д/и «Я знаю пять имен»

Цель: формировать умения называть имена девочек и мальчиков по предложенным картинкам. Соотносить имя к полу ребенка. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал: картинки с изображением силуэтов мальчиков и девочек по 5 штук, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает силуэты с изображением мальчиков, девочек. Можно раздать картинки с мальчиками – мальчикам, с девочками – девочкам и наоборот. А можно вразнобой. Дети называют имена. За каждое правильно названное имя дается одна фишка. Кто первый получает пять фишек, тот и выиграл.

3. Д/и «Наши прически»

Цель: Формировать у детей представления о прическах мальчиков и девочек.

Материал: изображения лица человека, образцы причесок для мальчиков и девочек.

Ход игры: можно играть индивидуально с ребенком, а можно с группой детей. Детям раздаются изображения лица человека. Воспитатель просит подобрать прическу для мальчика, для девочки.

 

Старшая группа

1.  Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, воспитывать гендерную принадлежность. 

Материал: набор картинок с изображением возрастных изменений людей разного пола, кармашки.

Ход игры: воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом. После выполнения задания воспитатель приглашает мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

2. Д/и «Девочки и мальчики» 

Цель: формировать умение называть качества характерные для девочек, мальчиков. Развивать связную речь.

Материал: картинки с изображением мальчиков и девочек, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает назвать хорошие качества, которыми обладают девочки и мальчики.  Ребенок называет качества того, кто изображен у него на картинке. За правильный ответ дается фишка. У кого больше фишек тот и выиграл.

 

 

Подготовительная группа

1. Д/и «Сбор чемодана»

Цель: закрепить полоролевое поведение мальчиков и девочек.

Материл: карты-схемы мужского и женского поведения.

Ход игры: детям предлагается выбрать те черты характера, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого. Объяснить, что эта схема означает.

2. Д/и «Отгадай профессию»

Цель: закреплять знания детей о мужских и женских профессиях. Развивать умение разгадывать загадки.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий, карточки с загадками.

Ход игры: воспитатель читает загадку, а дети отгадывают название профессии. Отгадавший выбирает карточку с изображением и  объясняет, кто может выбрать такую профессию.

 

Автор: Голова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области