rainbow

Как помочь ребенку овладеть грамотным письмом.

Взгляд учителя-логопеда

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

 - коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

- познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих целей необходимо научить детей правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни, какую бы профессию не выбрал ребенок в дальнейшем.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на то, правильно ли ребенок произносит все звуки. А другие, более важные стороны речевого развития остаются без должного внимания. Конечно, дети, имеющие грубую патологию речевого развития, выявляются довольно рано. Гораздо сложнее с детьми, у которых нерезко выраженное отставание речевого развития: ребенок позже начинает пользоваться фразовой речью, у него длительное время отмечаются устойчивые ошибки в употреблении длинных слов, предлогов, окончаний, он плохо заучивает стихи и т.д.

К сожалению, многие начинают прислушиваться к тому, как говорит их ребенок, только на пороге школы. И вполне понятно разочарование родителей, когда при поступлении в школу у сына или дочки, уже умеющих читать, считать и даже писать, возникают проблемы. Еще хуже ситуация, когда дети, внешне благополучные в речевом развитии (а вывод об этом родители основывают опять-таки на нормальном звукопроизношении) поступают в школу, и только в конце первого или второго класса у них возникают проблемы с обучением чтению и письму.

Дело в том, что развитие речи ребенка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и многого другого. Современный урок включает в себя разнообразные виды работ: ученики слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания, решают логические задачи и т.д. и т.п. Дети, у которых не сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.

Чтобы ребенок успешно овладел процессами чтения и письма необходимо, чтобы у него были сформированы все стороны речи:

- звукопроизношение;

- фонематический слух и восприятие (умение различать звуки речи);

- лексика и грамматика (наличие словаря, соответствующего возрасту и умение пользоваться грамматическими категориями речи);

- высшие психические функции: внимание, память, мышление.

Что же мы видим, если ребенок недостаточно готов к овладению чтением и письмом?

При несформированности слухового внимания и памяти учащиеся испытывают значительные сложности во время переключения с одного вида деятельности на другой, с трудом удерживают в памяти ряд из 5 – 6 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4 – 5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу.

Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, плакатами, образцами, данными на доске или в учебнике.

При несформированности фонематического восприятия дети затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок:

- пропуски (например, вместо огромный город – «огромый горд»);

-  недописывание букв и слогов (пилили – «пили»);

- наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – «голобокая»);

- перестановки букв или слогов внутри слова (иногда – «игонда»);

- грубое искажение слов (на охоте – «на отух», вместо храбрый – «хабаб»);

- слитное написание слов (он влез на дерево – «онлеснадерва»);

- произвольное деление слов (вскочил на ветку – «вско чилна ветку») и др.

При несформированности фонематического слуха учащиеся затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает – «прыкает», бабушка – «пабушка»), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий – «пакучий», смешная – «шмесная») и др.

При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учеников довольно часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв, например, т – п, б – д, (потянул ветерок – «попинул    вепирок», воду морщит, рябит – «воду морщит, рядип», летят быстро санки – «лепят дыстро санки»), и – у (муха – «миха») и др.

При отставании в развитии лексико – грамматической стороны речи ученики затрудняются в структурном построении предложения, например, вместо: Черепаха дает Буратино золотой ключик. – «Черепаха дает золотой Буратино ключик».

Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении (согласованием и управлением) приводит к аграмматизму на письме, например: На полянках и пригорках уже зазеленела травка – «Наполянках и при горках зазеленело травка».

Если лексический запас детей беден и неточен, неизбежны неумение правильно изменять слова, образовывать новые слова, подбирать проверочные слова и т.д.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть, к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию («мямли»). Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при несформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок в 5 лет умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество вмешивается в эти процессы. Ничего хорошего из этого не получается.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет. Будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что все само собой пройдет.

Необходимо иметь в виду ошибки, которые можно отнести к нарушению письма и чтения, они могут быть специфичны, типичны и носить стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.  

Чтобы избежать подводных камней в процессе формирования письменной речи, уважаемые родители, будьте внимательны, терпеливы, готовы своевременно оказать помощь своим детям. Чаще разговаривайте с детьми, играйте «в слова», обращайте их внимание на богатство родного языка, контролируйте правильное произношение звуков в речи. И конечно, не забывайте развивать мелкую моторику руки: рисуйте, лепите, раскрашивайте, штрихуйте, собирайте мозаику, пазлы, плетите из бисера и т.д.

               

Библиографический список

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Вып.1. – М.: Книголюб, 2003.

2. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2015.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.

4. Лукашенко М., Свободина Н. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.                                                                                                                                                     

 

Автор: Моисеева Светлана Николаевна

МБОУ «Средняя школа № 11 имени В.Д. Бубенина»

 Петропавловск-Камчатского городского округа