rainbow

Обучение детей и подростков безопасному поведению

на дорогах в социальном приюте

 

В связи с нарастанием масштабов и темпов  техногенной деятельности современного общества, активности движения  на улицах и дорогах, увеличением числа природных катаклизмов, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. За январь – ноябрь 2015 г в республике Мордовия произошло 79 ДТП с участием детей. Двое ребят погибло, 87 ранено. Всего с участием пешеходов за этот период совершено 221 ДТП, в том числе 88 по вине пешеходов, в которых погибло 35 человек [1].

Жизненная необходимость и чрезвычайно опасная ситуация, особенно за последний год, на дорогах Российской Федерации заставляет сделать акцент на предупреждение и профилактику дорожно-транспортных происшествий, особенно среди детей и подростков. Дети без социального навыка и обучения не умеют управлять своим поведением на дороге. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. Оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность  по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий,  способствующих  дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематической, только в этом случае она будет иметь результат. 

Избежать опасности можно, обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. В связи с этим большое внимание в своей работе уделяем формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:

1) создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

2) развивать  у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

3) вырабатывать у школьников привычку правильно вести себя на дорогах;

4) воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Главное в решении задач – это повышение уровня социальной ответственности молодого поколения в сфере безопасности дорожного движения.

Немаловажно вовлечение несовершеннолетних в работу по пропаганде безопасности дорожного движения; повышению информированности о безопасности дорожного движения; профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и их друзей; формированию модели законопослушного поведения на дорогах; популяризации детского творчества и выявлению лучших творческих работ на тему дорожных правил;  привлечению внимания общественности к проблемам безопасности дорожного движения среди детей.

Решение задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла. Проводятся беседы, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов и др.

Несовершеннолетние дети, попавшие в приют, часто не осознают ответственности за собственное поведение, не говоря уже о поведении на дороге. Поэтому в комплекс реабилитационной работы включены интегрированные занятия по формированию знаний и навыков правил дорожного движения.

На этих занятиях для более устойчивого внимания детей используется прием удивления (сюрпризный момент), создается проблемная ситуация. Суть создания такой ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь своему товарищу. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.

Проводятся такие занятия как: «Дорожная азбука», «Путешествие Колобка по улице», «Школа пешеходных наук», «В гостях у Светофора», «Улица большого города» и д. р.

В приюте имеется  разнообразный дидактический материал: плакаты, наборы открыток, художественная литература, создан тематический уголок. Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся по данной теме. К таким игровым темам, как «Транспорт», «Наш город», «Моя улица», «Правила дорожного движения» имеется разнообразный лексический материал: предметные картинки, сюжетные картинки, художественная литература, загадки, стихи, скороговорки, чистоговорки. У детей обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Постепенно дети подводятся к усвоению правил дорожного движения и активному использованию слов, обозначающих направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой; по проезжей части двигаются машины; переходы бывают наземными и подземными; пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу.

Дорожное движение требует от человека большого внимания, поэтому значительное место в играх уделяется развитию у детей внимательности с помощью вопросов: что изменилось? Кто позвал? Кто ушел? Сделай, как было.

По данной теме разработаны перспективные планы бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, конспекты занятий.

Встречи с инспекторами ГИБДД проводятся регулярно, в соответствии с планом. Подростки повторяют правила, отрабатывают практические навыки перехода перекрестка по сигналам регулировщика, участвуют в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации.

Недавно воспитанники приюта побывали на экскурсии в МОУ «СОШ №11» города Саранска, где открылся учебный автодром Республиканского центра безопасности дорожного движения. Дети посетили автокласс, где с использованием красочных макетов, моделировали различные ситуации на дорогах. Познакомились с формой инспекторов дорожного движения.

Часто дети посещают музей и компьютерный класс управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по республике Мордовия. Знакомятся с историей постовой службы. Первым светофором, первыми номерными знаками автомобилей. Познакомились с фотогалерей героев ветеранов ГИБДД и сотрудников,  погибших при исполнении служебного долга.

Так же, воспитанникам представилась возможность проверить свои знания по правилам дорожного движения в компьютерном классе с помощью тестов. Дети побывали на виртуальных дорогах в качестве водителей, и тем самым закрепили свои знания, получили рекомендации по профилактике безопасности дорожного движения.

Польза в проведении мероприятий такого рода для детей, как в течение учебного года, так и в каникулярное время очевидна.

Знания детей уточняются и закрепляются в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх: «Ловкий пешеход», «Перекресток», «Пешеходы и транспорт»; играх-соревнованиях: «Водители, на старт!», «Чья машина?», «Проведи машину через препятствие», «Забавный лабиринт», «Рисуем знаки дорожного движения»; развлечениях: КВН «Твой приятель - светофор», «Страна Светофория»; конкурсах; играх-драматизациях; дидактических играх: «Подумай-отгадай», «Слушай - запоминай», «Какой это знак?», «Красный и зеленый» и наблюдениях за прохожими на тему «Правильно ли ведут себя пешеходы на улице».

Без применения знаний на практике, невозможно полное усвоение правил дорожного движения. Поэтому мы разбираем, каким маршрутом ходят ребята из приюта в школу, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Детям показываем и рассказываем о более безопасном пути из приюта в школу и обратно. Потом на листе бумаге наносим с детьми в виде схемы все переходы, перекрестки, наиболее опасные места, приют и школу. Это способствует развитию логического мышления, его схематизации, усвоения причинно-следственных связей.

Для сюжетно-ролевых игр мы постарались создать предметную среду, активизирующую и продвигающую детскую игру. Для этого мы изготовили атрибуты. Наряду с приобретенными игрушками, большое внимание уделяем атрибутам сделанными своими руками. Детям очень нравится выполнять различные действия с атрибутами, придумывать сюжеты.

Приоритетом нашей работы по профилактике ДДТТ является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие. В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице и в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудничества.

Перечисленные формы работы позволяют воспитанникам социального приюта приобщаться к основам культуры в дорожной среде, вырабатывать умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

 

Список использованных источников

1. Республика Мордовия: сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/r/13/stat/

 

Автор: Аверкина Галина Евгеньевна

воспитатель ГКУСО РМ РСПДП «Надежда»

г. Саранск Республика Мордовия