rainbow

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Путешествие на морское дно»

(подготовительная группа 6-8 лет)

 

Задачи:

«Познавательное развитие» - формирование первичных представлений  детей о животном мире океанов (живущие на суше, живущие на поверхности моря, живущие на морском дне); обобщение  представлений детей о признаках рыб;  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий через умственное экспериментирование.

«Речевое развитие» -  обогащение активного словаря (названия морских рыб и млекопитающих); развитие связной, грамматически правильной речи.

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие  навыков общения  и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности, развитие целенаправленности собственных действий.

 

Материал: цветные контуры рыб (по количеству детей), гуашь, кисти, восковые мелки, простые карандаши; панно «Подводный мир», картинки с изображением морских обитателей.

 

Ход занятия:

Воспитатель сидит, листает звуковую книгу «Морские обитатели». Услышав незнакомые звуки, дети потихоньку подходят к ней, интересуются, что это?

Воспитатель: Это волшебная книга о морских обитателях. Мне ее недавно из кругосветного путешествия привез знакомый капитан. Она очень интересная и рассказывает о морских обитателях. А еще она умеет передавать их голоса и звуки моря. Хотите услышать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель показывает несколько страниц. Дети комментируют.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на морском дне интересно? Вы хотели бы туда попасть? Тогда давайте отправимся на морское дно и познакомимся с подводным миром океана.

Воспитатель: В путешествии нам понадобится хорошее настроение. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, отличное.

Воспитатель: У меня тоже хорошее, предлагаю показать друг другу «хорошее настроение» перед нашим путешествием.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу и говорят: «Доброе утро!».

Воспитатель: Молодцы, всем становится приятно и весело, когда у окружающих людей хорошее настроение.

Воспитатель: А вам нравится путешествовать? Почему? Что нового мы сегодня сможем узнать, отправившись на морское дно?

Воспитатель: Давайте подумаем вместе, на чем можно отправиться в путешествие на морское дно, что нам может понадобиться? (высказывания детей). (Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами: На трамвае можем попасть на дно? А на корабле?)

Да вы правы, конечно, нам нужна подводная лодка. Но морское дно  огромное. Что мы можем сделать, чтобы узнать как можно больше и собрать больше информации? (Поделиться на команды, построить две подводные лодки) (Если дети затрудняются ответить: Если у нас будет две подводные лодки мы сможем больше территории морского дна обследовать?)

Итак, нам нужно поделиться на две команды, как мы можем это сделать? (посчитаться: на мальчиков и девочек, на тех, кому нравится акула и тех кому не нравится).

Воспитатель: Две команды есть, договоритесь, кто будут капитанами в командах. (Дети выбирают капитана).

Воспитатель: У нас есть подводная лодка? И что же нам делать? (Построить) Только из чего бы нам ее построить? (Строим лодку при помощи стульев и веревки, мягких модулей и др.)

Воспитатель: Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие, но оно может быть опасным. Вы готовы к отплытию? Пусть командиры доложат о готовности.

(Командиры докладывают о готовности).

Воспитатель: Ребята, готовы к путешествию? Командиры, можете отдавать команду к отплытию.

Командиры: Команда, приготовились к отплытию, полный вперед.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята, слышите музыку, закройте все глазки и представьте картину, как ласково шепчутся волны, водоросли тихонько разговаривают друг с другом, волны бьются о корпус нашей лодки. Может быть порыбачим? Давайте закинем сетку.

Воспитатель кидает и вытаскивает сетку, к которой прикреплены  картинки морских рыб, млекопитающих и тех, кто обитает на суше, а охотится в воде.

Кто это может быть?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: Как вы догадались, что это рыбы? Докажите? (высказывания детей). Тут не только рыбы.

Воспитатель: Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих жителей водного мира? (Ответы детей) Давайте, разложим их  по группам? (Дети делят картинки на  группы «живут на суше и охотятся в воде», «живут на поверхности моря, дышат лёгкими») Почему вы так решили? (Ответы детей) 

Появляется картинка морского ежа.

Воспитатель: А это кто такой красивый? Куда его можно отнести? (Ответы детей).

У детей возникает проблемная ситуация. Его нельзя отнести ни к живущим на суше, ни к живущим на поверхности моря. Дети рассматривают изображение морского ежа, выясняя, что это житель морского подводного мира.

Воспитатель: Куда же нам отнестиэто чудо-юдо? Мы можем его положить к животным, которые живут на суше?

Дети приходят к мысли, что для морских жителей надо придумать свое обозначение. Предлагают варианты.

Воспитатель: А теперь, предлагаю отправиться на морское дно. Только  как нам это сделать? (Ответы детей - одеть акваланг. Если дети затрудняются, помочь: Сможем ли мы дышать под водой? Что нам понадобится, чтобы не утонуть и не задохнуться?). Итак, все одели акваланги? Тогда погружаемся на самое дно. Очень красивый и удивительный этот мир. Ребята, предлагаю понаблюдать за рыбкой, которая вам больше всего понравилась. Рассмотрите её. (Дети рассматривают рыбок) Какими красивыми словами можно сказать об этих рыбах? Они какие? (яркие, разноцветные, пёстрые, загадочные, таинственные и т.д.).

Я придумала стихотворение про рыбку, за которой наблюдала. Послушайте и постарайтесь отгадать, о какой рыбке мое стихотворение. Попробуйте найти ее среди других рыб.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Догадались, как зовут мою рыбку? Она яркая, пестрая, как бабочка. Это рыба – бабочка. А теперь вы расскажите, у кого, какая рыба?

Высказывания детей.

Воспитатель: А эта рыба называется – клоун. У нее красивая, яркая раскраска, веселая рыбка. Глядя на нее, глазки радуются, хочется смеяться. Понравились вам морские рыбки?

Физкультминутка - «Море волнуется раз».

Воспитатель: Ребята, у нас заканчивается воздух в аквалангах. Что нам делать? (Возвращаться на подводную лодку) Да, нам наверно и правда пора возвращаться. Хорошо бы запомнить этих разнообразных удивительных рыбок и рассказать о них родителям и друзьям.

Как вы думаете, мы можем взять морских рыб с собой, на землю?

Высказывания детей.

Воспитатель: Почему рыбы не смогут жить вместе с нами?

Высказывания детей.

Молодцы! Конечно, можно было бы взять их с собой, но от перемены условий жизни, в которых привыкли жить эти рыбы (воды, водорослей, глубины, кораллов) они погибнут. Но так хочется, чтобы такую красоту смогли увидеть другие люди. Как же быть? (Предложения детей)

На этот случай, я припасла специальные «фотоаппараты» (цветные прямоугольники и квадраты с белым экраном). С их помощью можно «сфотографировать» понравившуюся рыбку, то есть нарисовать ее на этом экране красками, цветными карандашами или восковыми мелками.

Дети зарисовывают понравившуюся рыбку.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, течением к нам принесло что-то. Это сундук. Интересно, что в нем, вы можете догадаться? (Ответы детей). Как вы думаете, как он здесь оказался? (Ответы и предположения детей) Давайте откроем.

Это действительно сокровища. Что же нам с ними делать? (Ответы детей). Давайте себе возьмем на память, как воспоминание об увлекательном путешествии.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось путешествие? Мы достигли поставленной цели? Можете вы теперь дать ответ о морских животных, кто, где живет? Что больше всего вас удивило и что вам запомнилось? Кто был сегодня самым активным? А может у кого-то что-то не очень получилось? (Ответы детей).

Команда подводной лодки, внимание! Приготовьтесь к всплытию.

Звучит музыка. Дети занимают свои места.

Воспитатель: Поздравляю вас с успешным возвращением на берег. Ваши «фотографии» помогут нам рассказать всем о том, куда мы совершили путешествие. Куда бы вы хотели попасть в следующий раз?

 

Автор: Морозова Ольга Николаевна

старший воспитатель МОУ «Детский сад № 373»

Краснооктябрьского района г. Волгограда