Конспекта урока по теме: «Буквы И-Ы после Ц»
УМК образовательная программа «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. М.: Просвещение.
Тема урока «Буквы И-Ы после Ц»
Тип урока: открытие нового знания.
Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы И-Ы после Ц».
Задачи:
Познавательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Основные характеристики урока:
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов, в технологии проблемного обучения. Использованы следующие методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка, работа с алгоритмом, составление схем.
Методы обучения:
Ключевые компетенции школьников:
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в паре, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оформлять свои мысли в устной форме;
познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал;
регулятивные:формулирование цели на уроке, определение пути ее достижения, вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы;
личностные: определять цели своего обучения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1. Организационный момент Цель: создание соответствующего эмоционального настроя, психологическая подготовка учащихся к усвоению орфоэпических норм |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Приветствие учителя. Записать слова, синонимичные развернутым определениям. Обозначить орфограмму.
|
- Ребята, здравствуйте! Очередной урок русского языка мы начинаем с лексической разминки. Замените развёрнутое определение синонимом, состоящим из одного слова. Выполняем по цепочке, объясняя орфограммы. Молодой лес (поросль). Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли). Тихая речь (шёпот). Глухой звук от трения (шорох). Число, которое складывается с другим числом с помощью сложения (слагаемое). Письменный или устный пересказ (изложение). Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное). |
Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм сопровождается психологическим настроем на занятие.
РУУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить. |
|
2. Проверка домашнего задания Цель: контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличие от этого эталона, коррекция знаний |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Взаимопроверка. Комментируют качество выполнения работы, наличие графического объяснения орфограмм и пунктограмм.
|
Что для вас оказалось сложным при выполнении упр. 459? Проверьте работы друг друга и отметьте, насколько, по-вашему, усвоена тема «буквы ё-о после шипящих в корне» вашим одноклассником. Сверьте свои результаты со слайдом. |
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличие от этого эталона; Коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения. ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания). ЛУУД: межличностные отношения. |
|
3. Формулировка темы, цели и задач урока Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, что еще неизвестно. Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Формулируют тему урока, ставят цель. Фиксируют недостаток знаний о данном предмете речи. Участвуют в диалоге, в итоге которого ставят перед собой цель: актуализировать знания по теме. Выдвигают гипотезы. Нужно ли обращаться к теме, которая уже изучалась ранее?
|
Формулирование темы урока. - Заметили, что тема урока не записана на доске. Посмотрите оглавление в учебнике, какая тема следует за изученной на прошлом уроке. - Запишите в тетрадь данную формулировку. Постановка цели - Ребята, на доске в таблице записаны слова и их транскрипция. Совпадает ли произношение и написание в этих словах И-Ы после Ц? Цирк [цырк] Цифра [цыфра] Секция [с`экцыj`ь] Сестрицын [с`истр`ицын] Певицы [п`ив`ицы] Cформулируйте цель предстоящей работы на уроке, используйте при этом ключевые слова. Узнать… правила написания И-Ы после Ц. Повторить …морфемы и морфемный разбор слов. Закрепить … применение правила на практике, умение определять части слова и части речи (существительное, прилагательное) |
РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено, что еще неизвестно; Планирование конечного результата; Составление плана и последовательности действий. ПУУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков. ЛУУД: установка связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
|
4. Изучение нового учебного материала Цель: активизация мыслительной деятельности. Стадия осмысления |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Составляют схему написания И-Ы после Ц в зависимости от морфемы, в которой употребляются. Приходят к выводу, что нужно определять часть слова, для того чтобы применить правило. Делают вывод о том, что знание теории – ничто без практики. Любое знание нужно уметь применять практически. |
Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы]) Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить) А какие буквы пишутся после Ц? (и, ы). Давайте понаблюдаем, когда в словах после Ц пишется Ы, а когда – И. В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании) Оформите ответ в виде таблицы или схемы. Выводы: от чего зависит выбор написания И-Ы после Ц? Мы изучили с вами теоретический материал. А теперь проверим теорию на практике. |
ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию моделей. РУУД: осуществлять самоконтроль. КУУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
5. Закрепление учебного материала Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала. Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
«Распределительное письмо». Работают в парах, обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают вывод
|
- Ребята, «Распределительное письмо» поможет вам применить правило на практике. Запишите данные слова, вставляя в них И или Ы, обозначая графически условия своего выбора. Ц…рк, ц…ркуль, панц…рь, ц…фра, ц…плячий, ц…кнуть, бойц…, иллюстрац…я, круглолиц…й, пальц…, сигнализац…я, ц…ган, ц…клоп. Проверка по слайду.
|
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, или отличие от этого эталона; коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения. ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания). |
|
Учащиеся выполняют несколько физических упражнений, чтобы снять напряжение со спины, глаз. |
Релаксационная пауза |
|
|
«Словобразовательная мозаика». Образуют прилагательные с суффиксом –ЫН. Записывают с ними словосочетания. |
Задание: Образуйте следующие прилагательные, отвечающие на вопрос «чей»? при помощи суффикса -ЫН. Составить словосочетания с получившимися словами. Синица, лисица, птица, курица, царица, куница. |
Цель: Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. ПУУД: умение действовать по образцу. РУУД: умение решать проблемы, контроль, коррекция. ЛУУД: способность самооценки своих действий |
|
«Буквенный диктант». Записывают буквы, которые нужно написать в названных словах |
При выполнении этого задания вам не нужно записывать слова, записывайте только буквы, которые должны быть в словах в соответствии с правилом. Ц..трусовый плод; белая акац..я; морские границ..; тёмные ресниц..; мощный ц..клон; коллекц..я значков; бледнолиц..й мальчик; сестриц..н платок; редакц..я газеты; ц...ганские танц..; новый мотоц..кл. (и, и, ы, ы, и, и, ы, ы, и, ы, ы, и)
|
Цель: самопроверка умения применять новые знания. РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; Контроль сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, или отличие от этого эталона; коррекция плана действия осознание качества уровня усвоения. ПУУД: контроль и оценка результатов деятельности, ориентация в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания). |
|
Работа со словом. Читают текст упр. 465, предлагают заголовок к тексту, анализируют, что общего между цирком и циркулем. |
Прочитайте текст упр. 465, определите стиль и тип текста, объясните, что объединяет слова «цирк» и «циркуль». |
Цель: Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь ПУУД: расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации. РУУД: способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением. КУУД: работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь. ЛУУД: развитие опыта межличностных отношеий, умение вести диалог. |
|
Игра «Найди шпиона». (сравнение с правилом написания безударной гласной в корне слова). Определяют, написание каких слов отличается от всех остальных. |
В каждом столбике нужно определить «шпиона». Объясните свой выбор. Ц…трус ц…пной Ц…на ц…левой Ц…нк ц…нтральный Ц…линдр ц…рковой |
Цель: Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила. ПУУД: анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать. РУУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы. ЛУУД: способность самооценки своих действий. |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоить, осуществление самоконтроля. |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Ставят перед собой цель: проверить, насколько тема усвоена. Самостоятельно выполняют тест. (Приложение № 1) |
Испытайте свои силы в выполнении заданий по изученной орфограмме в форме теста. Довольны ли вы результатом? Кому нужно еще поработать с данной орфограммой? |
РУУД: осуществлять самоконтроль; Выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоить, осознание качества уровня усвоения. ЛУУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития. |
Запись домашнего задания (на выбор) - упражнение 463 в учебнике; - составить сказку, используя слова с изученной орфограммой. |
Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания. |
|
8. Подведение итогов, рефлексия Цель: формирование вывода по данной теме. |
|||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Анализ проделанной работы. Выделение и осознание учащимися качества и уровня усвоения материала.
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Стимулирование дальнейшей деятельности, интереса к учению. Похвала. |
- вернемся к началу урока, вспомним цель и задачи, которые перед собой ставили. Удалось решить все? - еще раз вспомните, от чего зависит выбор написания И-Ы после Ц? 2. Выставление оценок. 3. Рефлексия. Напишите синквейн на тему «Работа на уроке русского языка».
|
ПУУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; ЛУУД: Развитие творческих способностей; - устанавливать причинно-следственные связи; ПУУД: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. КУУД: использовать речь для регуляции своего действия. ЛУУД: ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; КУУД: формулировать собственное мнение; - строить монологическое высказывание; - допускать возможность различных мнений; - приходить к общему решению. |
|
Приложение № 1
Тест по теме «Буквы И-Ы после Ц»
1. В каких словах пропущена буква И?
а) панц..рь
б) ц..ганка
в) ц..ркуль
г) ц..почка
2. В каких словах пропущена буква Ы?
а) дисц..плина
б) ц..кнуть
в) ц..плёнок
г) пац..ент
3. В каких словах пропущена буква И?
а) авиац..я
б) иллюминац..я
в) краснолиц..й
г) сестриц..н
4. В каком слове пропущена буква Ы?
а) перед зеркальц..м
б) традиц..я
в) коллекц..онер
г) хвост лисиц..
5. В каких словах допущена ошибка?
а) Греция
б) операцыя
в) экпедицыя
г) инфекция
6. Какие слова написаны правильно?
а) строительство столицы
б) нора волчици
в) пение синицы
г) письмо сверстници
Автор: Ширина Елена Эрнстовна
МБОУ «Средняя школа № 11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)