rainbow

Конспект занятия по изучению народных промыслов

в разновозрастной группе ЧУДО «Лукоморье»

«Ложечка точёная, ручка золочёная»

(хохломская роспись)

 

Тема: Хохломская роспись ложки: «Ложечка точёная, ручка золочёная»

 

Задачи:

- совершенствовать эстетическое восприятие, используя художественное слово, музыку, живопись;

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

- воспитывать способность сочувствовать героям сказки;

- упражнять в нанесении на силуэтное изображение узора с элементами хохломской росписи;

- продолжать закреплять умение рисовать «концом кисти», методом «тычка»;

- развивать разнонаправленные движения ведущей руки;

- развивать чувство композиции, цвета.

 

Предшествующая работа:

Чтение сказки «Ложечка точеная, ручка золоченая» (по мотивам русской народной сказки «Жихарка»), заучивание ролевого диалога.

 

Материал и оборудование:

Ширма, мольберт (4), музыкальное сопровождение, костюмы или маски (Лиса, Медвежонок, Ёж, Сорока, Кот, Петух), атрибуты для персонажей (см. по тексту), силуэты ложек (тонированные) по количеству детей (в т. ч. для персонажей), гуашь, кисть (№ 1, 3), ёмкость с водой, салфетки для осушения кисти.

 

Ход занятия.

Звучит (тихо) запись пения птиц в лесу. На пеньке за ёлочкойсидитЛиса, прихорашивается. Музыка затихает.

 

Воспитатель:

В дремучем лесу под трухлявым пеньком, в глубокой норе у Лисицы был дом.

Лисица свой дом берегла, охраняла и много вещичек в него натаскала:

Подушек, перинок, посуды для снеди. Богатству ее удивлялись соседи.

Из леса выходят соседи Лисы – Ёж и Медвежонок.

Медвежонок:

Ох, много Лиса натаскала добра…

Ёж:

Ох, совесть ее нечиста, нечиста.

Лиса прислушивается к разговору соседей и возмущеннаявыходитнаполяну.

Лиса:

Все думают: много добра, а мне мало! О ложке с узором давно я мечтала!

Украсть золоченую ложку не прочь я. Узнать помогла мне болтливость Сорочья, Где ложечка есть и как ее взять, от них удалось мне, Лисице, узнать.

Дума о ложке меня так измучила, жду не дождусь я удобного случая.

Лисья норка закрывается ширмой, на которой изображенлес.

Воспитатель:

А как все случилось, я вам расскажу. Послушайте, дети, сказку мою…

На полянке лесной, под высокой сосной,

Стоял домик маленький со резною ставенкой.

В этом доме небольшом жили Котик с Петушком,

Да мальчишечка в нем жил – Жихаркою назван был.

Жили мирно, жили дружно, помогали, кому нужно.

Котик с Петею с утра уходили со двора в лес – готовили дрова.

Кот:

Чтоб зимою жить в тепле и с достатком на столе,

Надо много потрудиться и с соседями делиться.

Петух:

Жихарка, тебе наказ – запри калитку,

И до нас никому не отпирай, в дом чужих не допускай.

Навари нам каши, щей, стол накрой, чайку согрей.

Петух и Кот из-за домика вывозят тележку, кладут на нее сделанныеизплотного картона пилу и топор и уходят в лес. Жихарка заходит в домик. В открытое окно видно, как он готовит еду. Затем он выходит из домика с веником и подметает около стола, накрывает стол скатертью, ставит на стол посуду. Ведущий комментирует его действия.

Воспитатель:

Жихарка – мальчишка славный – был помощником исправным,

Подметет, наварит щей, стол накрыть спешит скорей,

Станет ложки раздавать да тихонечко шептать…

Жихарка:

Эту ложечку простую я для Пети положу,

Эту ложечку простую другу Коте предложу,

А вот эту расписную, всю точену, золотую

Никому я не отдам, буду ею кушать сам.

Воспитатель:

Жихарка захлопотался да все ложкой любовался,

Про калитку позабыл, на засовчик не закрыл.

Две Сороки-белобоки, тараторя на суку,

Про мальчишкину оплошность разболтали всем в лесу.

Сорока:

Тра-та-та! Тра-та-та! Дом без Пети и Кота.

Жихарка наказ забыл и калитку не закрыл.

Воспитатель:

И лиса про то узнала, вмиг к избушке прибежала

Да калитку растворила, ложку Жихарки схватила

И скорее шасть за дверь – до чего же хитрый зверь!

Сорока:

Ой, бежит, бежит Лиса, бежит в темные леса,

Уносит ложечку точеную, ручку золоченую.

Сорока улетает. Звучит русская народная мелодия. Лиса бежит между елочек, березоки скрывается в лесу. Кот и Петух возвращаются домой из леса. В тележке они везут дрова.

Воспитатель:

Котик с Петею в лесу наработались, в срок, к обеду, возвратиться позаботились.

Ко двору они, уставшие, пришли, что ж у домика увидели они?

Петух:

Широко раскрыта дверь! Значит, был у нас здесь зверь?!

Не иначе от Лисы мы натерпимся беды!

Петя и Кот забегают в домик.

Воспитатель:

Забежали в дом и – ах! Видят, Жихарка в слезах.

Кот, Петух и Жихарка выходят из домика и садятся на бревнышко.

Жихарка:

Расскажу вам все, как было, что Лиса здесь натворила:

Ворвалась ко мне она, мою ложку отняла,

Ложечку точеную, ручку золоченую.

Мне за стол уже не сесть, чем теперь я буду есть?

Котик, Петя, помогите, вы мне ложку смастерите,

Распишите так красиво, чтоб узоры всем на диво!

Кот (беретполено, рассматриваетего):

Мастерить мы ложки можем, в этом деле вам поможем,

Но мы с Петей (вот беда!) не рисовали никогда.

Петух:

В нашем доме для затей нет ни красок, ни кистей.

Что нам делать? Как нам быть? Как тебе нам пособить?

Кот:

Чу, шаги я чьи-то слышу, сквозь кусты детишек вижу.

Вот так радость, вот удача! Вот удача из удач!

Поскорее вытри слезы, больше, Жихарка, не плачь!

В гости к нам пришли друзья, побегу встречать их я.

Кот поворачивается к детям, здоровается с ними. Жихарка и Петух стоят около домика.

Петух:

В детский сад ребята ходят, научились там всему:

Говорить, лепить, считать, песни петь и танцевать,

Заправлять свои постельки и, конечно, рисовать.

1-й ребенок:

Навестить мы вас пришли и гостинцев принесли:

Пирожков, конфет, компота, кушайте, кому охота.

С радостью вас угощаем и на игры приглашаем.

2-й ребенок:

Отчего не весел Кот? Петя песен не поет?

Жихарка повесил нос? Расскажите, что стряслось.

Кот:

Злая, хитрая Лиса нашу ложку унесла.

Ложечку точеную, ручку золоченую.

Петух (показывает гостям простую деревянную ложку):

Вот мы сделали простую, а украсить не смогли,

Он же просит расписную, хоть бы вы нам помогли.

Воспитатель:

Вы, ребята, помогите, рисовать их научите,

Чудо-ложки распишите, им на память подарите,

Чтоб у жителей лесных ложек не было простых,

Были б ложечки точеные, были б ручки золоченые.

1-й ребенок:

Вам не надо горевать, вас научим рисовать.

А пока давайте вместе песни петь и танцевать.

Дети встают вкруг и водят хоровод под русскую народную песню «Во поле березастояла».

Воспитатель:

Надо взяться всем за дело, пока в доме не стемнело.

Чтоб умело рисовать, надо правила вам знать.

Вы к мольбертам подойдите, не толкайтесь, не спешите,

Встаньте прямо, не сутультесь и кистями не балуйтесь.

Жихарка, Кот и Петух подходят к мольбертам, берут хохломские ложки, рассматривают их и кладут на прежнее место. Один из детей подходит к свободному мольберту и начинает обучать рисованию лесных жителей.

Воспитатель:

Хохломскую рассмотрите, кисти в краски опустите,

Опускайте толь ворс, да не пачкайте свой нос.

В хохломе важней всего завиток, веди его

Сверху вниз и закругли, тонкой линией веди.

Ребенокпоказываетлеснымжителям, какнадорисоватьзавиток. Лесныежителирисуют каждый на своемшаблоне, приколотомкмольберту, элемент хохломской росписи – завиток.

Воспитатель (обучая лесных жителей аккуратности в рисовании):

Краску лишнюю на кисти очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик, о край баночки сними.

Кисть промой водою чистой, о салфетку промокни,

Набери зеленой краски и трехлистник сотвори.

Нарисуй его всем ворсом, меж витками приложи,

А затем рисуй тычками россыпь ягод иль цветы.

Ребенокпоказываетприемырисованиякистьювсемворсомирисованиетычком. Тихозвучитрусскаянароднаямелодия. Всехдетейсначалаприглашают рассмотреть деревянные расписные ложки, а потом предлагают пройти на свои рабочие места (за столы) и приступить к росписи хохломским узором ложек-шаблонов. Когда работы готовы, их оставляют на просушку.

Воспитатель:

Милые друзья лесные, вот вам ложки расписные,

Для себя и для друзей, ваших дорогих гостей.

А к Лисице мы пойдем и нору ее найдем,

Отберем все, что украла, а добра в норе немало.

На этом сказочке – конец, а кто слушал, молодец!

 

Автор: Чумичкина Елена Борисовна

педагог дополнительного образования

Ясли-сада ЧУДО «Лукоморье»

г. Долгопрудного Московской области