rainbow

В заповедном лесу

 

Цель: формирование представления учащихся о флоре и фауне Волжско-Камского заповедника.


Задачи:
Образовательные:

- Формировать познавательный интерес к природе;

- Расширить и углубить знания учащихся о животном и растительном мире Волжско-Камского заповедника.

Воспитательные:

- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение ко всему живому, чувство гордости за красоту окружающего мира.

Развивающие:

- Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, внимание, память, воображение;

- Уметь анализировать, обобщать;

- Уметь работать в команде.

 

Тип занятия – комбинированное.

 

Основные методы обучения:

- словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

- метод демонстраций (просмотр фотографий, слайдов);

- метод упражнения (опрос по пройденным темам);

- наглядный – работа с раздаточным материалом по теме «Исторические вехи Зеленодольска».

 

Занятие представляет собой сочетание лекционного материала с элементами интерактива, с практическими заданиями (викторина, конкурсы).

 

Материал и оборудование: фотографии с изображением Раифского озера и других живописных уголков Волжско-Камского заповедника, мультимедийный проектор, экран, компьютер, текст-задание «Определи животное».

 

Организационный момент

Э, р, с, у, к, к, я, и, с 

- Посмотрите внимательно на наши буквы и составьте из них слово. (Экскурсия). 

Какие могут быть экскурсии? Познавательные, интересные, занимательные, увлекательные, содержательные.

- Куда же мы сегодня отправимся? (Демонстрация слайдов Волжско-Камского заповедника). Мы заглянем в удивительное место, где сохраняется и оберегается природа. Как называются такие места? Заповедники. Что же это такое?  В толковом словаре Ожегова даётся такое определение: «Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности».

- Зачем же они нужны? С тех пор, как человек стал вмешиваться в мир природы, многие виды растений и животных стали исчезать. Появилась опасность, что природный мир значительно оскудеет. Тогда люди стали бить тревогу, задумались над тем, что природу нужно охранять. Ученые изобрели Красную книгу. Почему она красного цвета? Это сигнал к тому, чтобы люди поняли: природа в опасности.

 

Актуализация знаний

Прежде, чем отправиться в путь, нужно собрать рюкзак. Предложены карточки с изображением предметов. Нужно отобрать те карточки, где изображены предметы, необходимые в походе.

- Ребята, что нам поможет ориентироваться в пути? Отгадайте загадки, которые содержат ответы на этот вопрос.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна. (Карта)

В кармане моём — замечательный друг: 

Он знает, где север, и знает, где юг. (Компас)

- Ребята, мы ничего не забыли? Узнать бы только, какая погода ожидает нас. Прогноз погоды нам передадут загадки:

1. Он в любое время года может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать? Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом, слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)

2. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

3. Это важный показатель, градусник - ее приятель.

Если жарко - высока, а в мороз она низка. (Температура)

4. Меряет его прибор, родственник термометра.

Людям служит с давних пор стрелочка барометра.

Если низкое оно, то стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет, то дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

Мы оделись, снарядились,

В дальний путь мы все пустились.

В нашем путевом дневнике остановка под названием «Мир заповедников». В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.

В нашем родном Зеленодольском районе расположен Волжско-Камский заповедник. Слово «заповедник» своими корнями уходит в далекое прошлое. Это слово ассоциируется с чем-то диким, нетронутым. Раифский участок заповедника находится в 25 км от Казани. Украшением заповедника является Раифское озеро, на берегу которого расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь (ХVII век).

Мы все дальше удаляемся от города. Уже видны макушки деревьев, уже слышен шепот листвы. Но не войти во владения природы, не разгадав несколько лесных тайн.

 

Первая лесная тайна.

1. Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню-земляникой, Таню-костяникой,

Машеньку-орешком, Петю-сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой! Что это? (Лес)

2. Что же это за девица, не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет, но в иголках круглый год.  Что это? (Сосна, ель)

Но не пускает нас лес. Давайте проговорим правила поведения в лесу.

 

Вторая лесная тайна. Игра «Разрешается – запрещается»

- Не ломать ветки деревьев и кустарников.

- Не ловить и не трогать детенышей леса.

- Ходить только по тропинкам.

- Не шуметь.

- Не оставлять в лесу мусора.

 

Остановка «Тайна заповедного места»

Обратимся к истории этих мест. До ХVII века здесь произрастал девственный лес. В начале ХVII века великолепные места на берегу чудесного озера поразили своей красотой монаха Филарета, и он здесь построил первую хижину. Сначала в соседстве с отшельником не было никого. Первый историк Раифского монастыря Е.А. Малов писал: «Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное местоположение пленило монаха».

 

Следующая остановка «Пернатые друзья»

О птицах мы знаем с древнейших времен. Первый человек изображал их на скалах и камнях вместе с мамонтами и оленями. Какая птица живет рядом с нами?  Римляне назвали голубя символом мира. Самой удивительной птицей является почтовый голубь. Был такой случай: в Австрии в 30 километрах от города повредил крыло почтовый голубь, поэтому не смог продолжить путь по воздуху. Тогда он отправился пешком. Эти 30 километров измучили птицу до предела, но письмо он се-таки доставил.

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Лишь позже они узнали, куда улетают перелетные птицы. Помогли ученым маленькие кольца, которые они одевали на лапки птицам.

 

Подвижная игра

Если называемая птица или животное живет в заповеднике, надо хлопнуть в ладоши, если нет – топнуть ногами. (Утка, страус, медведь, волк, бегемот, заяц, барсук, крокодил, мангуст, хорек).

 

Остановка «У озера»

Перед нами раскрылись неповторимые красоты Волжско-Камского заповедника. Мы оказались на берегу удивительного Раифского озера. Максимальная глубина - 18 м. Оно пленяет своей красотой, очаровывает колдовством.

Что такое река? На воде – облака, над водою – ивы, весенние разливы.

Окуни, ерши, кувшинки, камыши, пена на песке, лодка вдалеке.

В гнездышке - утенок, в домике – бобренок.

 

Проговаривание скороговорки

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

- Кто является обитателем Раифского озера?  Определите, о ком я говорю.

Вот речные мастера: строят дом без топора.

А из бревен и из тины возведут за день плотину.

- Как эта загадка характеризует бобров? Бобры - известные трудяги. Они превосходно плавают и ныряют, но на суше довольно неуклюжи. Живут в норах или хатках. Вход в их жилище всегда располагается под водой. Для чего? Для безопасности. С какой целью они строят запруды или плотины? Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоеме, чтобы входы в хатки не осушались и не стали доступными для хищников.

Зимой бобры похожи на лежачих больных. Они живут за счет накопленного в хвостах жира и совершенно не выходят на свет, предпочитая укрываться в темных норах из глины и древесины.

В современном мире бобров становится все меньше. Чтобы их сохранить, нужно поддерживать реки в чистоте: не бросать пластиковых бутылок и прочего мусора, не мыть машины и др.

 

Чистоговорка:

Идут бобры в сыры боры, идут бобры, они добры.

Предложить повторить.

 

Стихотворение

Как известно, бобры добры, добротою бобры полны.

Всех, кто хочет себе добра нужно просто позвать бобра!

 

Остановка «В волшебном лесу»

Пройдя благодать озерную, мы подошли к волшебному лесу.

Много тайн и загадок хранит он.

1. Не мышь, не птица в лесу резвится.

На деревьях живет и орешки грызет.

- Что мы узнаем о белке из этой загадки? Резвится, значит, подвижная, забавная. Питается орешками. У нее пушистый хвост. Кто знает, почему у белки длинный хвост? Когда белка перепрыгивает с ветки на ветку или соскакивает на землю, хвост служит ей рулем или парашютом. Особенностью белок является их способность запасать на зиму орехи.  А еще считается, что у белок плохая память. Они прячут орешки и сами забывают, куда спрятали.

 

Чистоговорка:

Натаскала орехов белка в дупло, будет ей всю холодную зиму тепло.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была.

Предложить повторить.

 

Следующий представитель лесного царства

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

- Заяц совсем не труслив, как принято считать, ведь ему нужно обвести вокруг пальца хищников леса. Чтобы не попасться им в лапы, он убегает, запутывает свои следы, а, если все же попадется, бьет противника сильными задними лапами.

- Почему его назвали длинноухим? Потому что у него длинные уши. Он плохо видит и неважно чувствует запахи, но у него очень хороший слух. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу нору 0,5-1,5 м. длиной, в которой может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Живут в природе до 7-17 лет, хотя подавляющее большинство не доживает и до 5 лет. Скажите, что ест заяц? Он любит морковь.  

 

Пословица:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Ребята, какой смысл скрыт в этой пословице?

Хвост пушистый, быстра сноровка, золотисто-рыжий мех.

Если голодна, плутовка, кур считает лучше всех.

- Опишите лису. Какой он предстает пред нами? Правильно. Красивая, пушистая, любит кур, значит, хищница. Ест и растительную пищу (овощи, ягоды, яблоки). Символом чего является лиса? Это символ хитрости.

- Ребята, почему считается, что она хитрая? Потому что она и сама строит норы, но может занять и чужие пустующие норы.

- Ребята, приносит ли лиса пользу? Какую? Лиса очень полезна для леса, потому что она ест мышей, которые наносят непоправимый вред хозяйству.

 

Серый, страшный и зубастый произвел переполох.

Все зверята разбежались, напугал зверят тех…волк.

- Какой он? Злой, серый, все его боятся.

Пословицы. Я говорю начало, вы – продолжение.

- Волков бояться – в лес не ходить.

- И волки сыты, и овцы целы.

- Сколько волка не корми – все-равно в лес смотрит.

- Видя козу – волк забывает грозу.

- Волка бьют не гонкой, волка бьют уловкой.

- Ребята, мы продолжаем двигаться по тернистым лесным тропинкам. Я предлагаю размяться.

 

Физкультминутка

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли (ходьба на месте).

Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли (приседания).

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз, два, три, и в лукошко набери (наклоны).

Вон на дереве орех, кто подпрыгнет выше всех? (прыжки).

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться (потягивания – руки вверх).

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили (ходьба на месте).

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть (дети садятся).

 

Остановка «Определи животного»

- Ребята, предложены карточки с описанием животного. Определите животного.

1. Они – прекрасные пловцы.

2. Следующий обитатель леса травояден. Ест побеги деревьев, растения.

3. Они имеют очень хороший слух. Слышат мышь под снегом на глубине 1 метра.

4. Главный враг белки. (Куница). Куница лесная очень красива. Головка у нее небольшая, узкая, мордочка острая. Ушки маленькие. Хвост пушистый и очень длинный. Для успешной охоты у нее есть быстрые ноги, острые зубы и когти. Острое зрение и отличный слух характеризуют куницу как хищника, наделенного всеми данными для этого.

 

Остановка «Литературная»

- Какие вы знаете произведения с названием птиц, животных? «Гуси-лебеди», «Конек-Горбунок», про Винни-Пуха, «Тараканище», «Федорино горе», «Гадкий утенок», «Дядя Федор, пес и кот» и др.

 

Викторина

1. Назовите животного, грызуна, строящего для себя хатки.

2. Назовите рыжеворсовую хищницу.

3. Назовите главного врага белки.

4. Назовите представителя лесного царства, которого спасают ноги.

5. Какое хвойное дерево самое древнее? (Сосна – 4700 лет)

6. Много рук, а нога одна. (Дерево)

7. Плакучее дерево. (Ива)

8. В каком году был образован Волжско-Камский заповедник? (В 1960)

9. Его цель. Сохранение лесных природных богатств.

 

Остановка  «Театральная». Инсценировка сказки «Теремок»

- Все мы знаем сказку «Теремок». Сейчас мы ее разыграем. Сюжет: теремок населяется жителями. Медведь входит в теремок, последний  падает. В этой сказке человек в образе медведя, который, вторгаясь в мир природы, может его и разрушить.  Давайте не допустим того, что произошло с теремком. Будем беречь природу – главную сокровищницу богатства и красоты!

- Я хочу поведать вам одну историю. В ХIХ веке одному немецкому помещику показалось, что его леса слишком захламлены: много в них кустарников, травы и всякой нечисти – букашек, улиток, комаров. Он приказал расчистить лес. Лесники вырубили под корень кустарник, удалили траву, изгнали жучков и паучков. Вскоре лес высох. В этой истории заложен глубокий смысл – все в природе уравновешено.

 

Подведение итога

Природой нужно дорожить, стараться меньше ей вредить!

Тогда она тебе сполна подарит силы и добра.

Ведь любое дерево нам с тобою вверено.

- Какая идейная мысль вложена в эти поэтические строки? Правильно. Природа – наш большой дом, в котором мы все живем. Птицы и животные – наши далекие и близкие соседи на планете. А хозяин в этом доме – человек. Он должен быть внимательным и рачительным. В наше время это очень актуально, ведь мы еще можем спасти наших маленьких друзей, которые находятся под угрозой исчезновения.

- Перед нами сегодня распахнул свою зеленую завесу удивительный мир природы. Хочется, чтобы ваши сердца всегда были открыты для новых знаний и новых впечатлений.  

Мастер-класс по изготовлению лисички – рыжей красавицы-притворы.

 

Автор: Яблонская Ирина Викторовна

МБОУ ДОД «ЦДТ ЗМР РТ» г. Зеленодольска