Социальный проект:
«Это должен знать каждый!!!»
Пояснительная записка
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – главной задачей является развитие личности студента по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни, создания условий для социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проектные технологии, личностно-ориентированные технологии, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому учебному предмету и в воспитательной работе в образовательном учреждении.
В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идёт в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.
В новом образовательном стандарте студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом студенте.
Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов спецкурса в группах «Мастер по обработке цифровой информации», определяется цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставятся задачи:
Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, деятельность выстраивается в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
В своей деятельности мастера производственного обучения ведущая роль отводится проектной технологии, так как, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
В рамках реализации здоровьесберегающих технологий студентов был разработан и реализован социальный проект «Это должен знать каждый!!!» с целью создания условий для сохранения здоровья и безопасности студентов колледжа. Организаторами выступили мастера производственного обучения в группах «Мастер по обработке цифровой информации», план проекта был утвержден на заседании цикловой комиссии компьютерно-информационных и технических дисциплин, т.к. накопленный опыт работы в данной области дает возможность расширить поле проектной деятельности студентов, развивать социальное партнерство с такими организациями, как МЧС, ГИБДД по Сергиево-Посадскому району, линейный отдел полиции по станции Сергиев Посад.
Проект рассчитан на студентов 1-2 курса, возраст 15-18 лет, педагогический коллектив колледжа.
Реализация проекта заняла 1 месяц согласно плану проекта.
Студенты с интересом и удовольствием участвовали во всех проводимых в рамках проекта мероприятиях, учились проводить исследовательскую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, работать в команде, проводить анализ своей деятельности, также приобрели профессиональные компетенции, т.к. проект являлся мультимедийным, участниками были студенты по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». По результатам мероприятий были проведены итоги конкурсов, отмечены активные участники, выданы сертификаты и грамоты в рамках заседания круглого стола.
Реализация данного проекта позволила совершенствовать навыки поисково-исследовательской работы, профессиональное мастерство, привлекла других студентов к активной деятельности:
Актуальность данного социального проекта заключается в том, что работа над проектом была направлена, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья студентов, это самый действенный метод вовлечения студентов в общественную жизнь нашего государства.
В ходе реализации программы были созданы оптимальные условия и эмоционально-психологическая обстановка для самореализации студентов. Осуществляется тесное сотрудничество с ГИБДД, МЧС по Сергиево-Посадскому району, линейным отделом полиции по делам несовершеннолетних по станции Сергиев Посад, районной больницей.
Под руководством мастеров производственного обучения, студенты участвуют в различных проектах, ведут поисково-исследовательскую деятельность, организуют экскурсии и встречи с интересными людьми, студенты принимают активное участие в муниципальных, районных, областных творческих конкурсах (фото, мультимедиа-, творческих проектов).
Студенты учатся работать с архивными документами, поисковыми системами Интернет, проводить интервью, осуществлять фото-, аудио- и видеомонтаж, обработку цифровой мультимедийной информации, ее систематизацию, структуризацию и анализ.
Данный опыт дает возможность расширить рамки общих и профессиональных компетенций мастеров по обработке цифровой информации, привлечь к участию студентов других кафедр для совместной творческой работы. Реализация данного проекта сделала жизнь студентов более интересной, целенаправленной, наполненной глубокого смысла, помогла обрести уверенность в себе, найти свое место в жизни, содействовала тому, чтобы вести активный и здоровый образ жизни, развитию организаторских и волевых качеств личности.
Описание проекта
Исследование студенческой среды колледжа показало, что у современных выпускников школ - старшеклассников очень низкий уровень воспитанности, гражданственности, чему есть объективные причины (пропаганда насилия в СМИ, на телевидении, в сети Интернет, недостаточное влияние семьи на воспитание подростков в силу занятости родителей или их отсутствия, более 70% студентов воспитываются в неполных семьях, недостаточное владение законодательными документами в исследуемой области). По результатам диагностики уровень воспитанности и гражданственности понижается с каждым годом. Проблема гражданского воспитания подростков становится на данном этапе одной из самых актуальных. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.
Для того чтобы помочь студентам стать подготовленными и активными гражданами общества, следует раздвинуть рамки образовательного пространства колледжа, использовать в воспитательном и образовательном процессах жизненные ситуации, способные вызвать эмоциональный отклик в душах подростков и положительную мотивацию их деятельности.
Проектная деятельность является мощным мотивационным инструментом для повышения профессиональных компетенций, средством патриотического и гражданского воспитания, бесконфликтного общения и взаимодействия.
В результате реализации молодежного социального проекта у студентов возрастет убеждение в необходимости соблюдения правил безопасности при террористических угрозах, чрезвычайных ситуациях, правил поведения на объектах железнодорожной и автодорожной инфраструктур, электро- и пожарной безопасности, а также на водоемах.
Цель и задачи проекта:
Основная цель: формирование профессиональных и общекультурных компетенций, создание благоприятных условий для повышения гражданского сознания студентов.
Проблемы, решаемые студентами:
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение студентами навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
1 этап
2 этап
3 этап
География проекта
Сергиево-Посадский муниципальный район.
План проекта
|
Мероприятие |
Место и время проведения |
Регламент |
Работа в социуме |
Ответственные |
1. |
Конкурс «Газета на компьютере» для студентов 1 курса |
Кабинеты информатики Разработка положения по конкурсу до 10.02.2016 |
с 17.02.2016 по 02.03.2016 |
|
|
2. |
Конкурс плакатов «Толерантность» среди студентов художественных профессий» |
|
с 17.02.2016 по 02.03.2016 |
|
|
3. |
Конкурс плакатов «Терроризм – угроза обществу» для студентов технических профессий |
Разработка положения по конкурсу до 10.02.2016 |
с 17.02.2016 по 02.03.2016 |
|
|
4. |
Муниципальная конференция «Скажем терроризму «Нет!» |
Актовый зал структурного подразделения № 2 02.03.2016
|
60 минут |
Сотрудники МЧС. Медицинский работник Детской поликлиники |
|
5. |
Разработка памяток для студентов |
до 02.03.2016 |
|
|
|
6. |
Тестирование студентов групп МИ-59, МИ-49, ЭМ-51, ЭМ-41, ЭМ-41А по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте» |
Разработка тестовых вопросов до 10.03.2016 |
с 02.03.2016 по 10.03.2016 |
|
|
7. |
Конкурс презентаций по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте» среди студентов 2 курса (группа МИ-49) |
Кабинеты информатики Разработка положения по конкурсу до 10.03.2016 |
с 02.03.2016 по 10.03.2016 |
|
|
8. |
Разработка памяток для студентов |
до 10.03.2016 |
|
|
|
9. |
Муниципальная конференция «Безопасность на железнодорожном транспорте» |
Актовый зал структурного подразделения № 2 11.03.2016 |
60 минут |
Сотрудники линейного отдела полиции на железнодорожном транспорте на станции Сергиев Посад. |
|
10. |
Викторина и конкурс кроссвордов по теме: «Правила дорожного движения» среди студентов 2 курса (группа АМ-40) |
Кабинет автотехнических дисциплин 16.03.2016 |
45 минут
|
|
|
11. |
Тестирование студентов групп МИ-59, МИ-49, ЭМ-51, ЭМ-41, ЭМ-41А по теме «Правила безопасности пешехода» |
Разработка тестовых вопросов до 17.03.2016 |
|
|
|
12. |
Конкурс плакатов «Дорожные знаки на английском языке» |
до 17.03.2016 |
|
|
|
13. |
Разработка памяток для студентов |
до 17.03.2016 |
|
|
|
14. |
Муниципальная конференция «Безопасность на автодорогах» |
Актовый зал 17.03.2016
|
60 минут |
Сотрудник ГИБДД.
|
|
15. |
Викторина среди студентов групп ЭМ-41, ЭМ-41А «Электричество и мы» |
Кабинет электротехнических дисциплин 23.03.2016 Разработка вопросов викторины до 20.03.2016 |
45 мин |
|
|
16. |
Конкурс презентаций по теме: «Электробезопасность и пожарная безопасность» для студентов 1 курса |
Кабинет информатики 23.03.2016 Разработка положения по конкурсу до 20.03.2016 |
|
|
|
17. |
Разработка памяток для студентов |
до 20.03.2016 |
|
|
|
18. |
Муниципальная конференция: «Электробезопасность. Пожарная безопасность. Поведение на водоемах» |
Актовый зал структурного подразделения № 2 24.03.2016 |
60 минут |
Сотрудники МЧС, сотрудники пожарной части. |
|
19. |
Печать грамот, дипломов и благодарственных писем победителям конкурсов, активным участникам реализации проекта |
до 01.04.2016 |
|
|
|
20. |
Круглый стол – подведение итогов. Награждение победителей. |
Актовый зал структурного подразделения № 2 01.04.2016 |
45 мин |
|
|
Дальнейшее развитие проекта
После реализации данного проекта работа будет продолжена по следующим направлениям:
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
Осуществление проекта повысило уровень профессиональных и общекультурных компетенций, вызвало живой интерес у студентов к созданию безопасных условий жизнедеятельности в повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекло внимание к политической обстановке в мире, плодотворно воздействовало на формирование нравственно-патриотического и творческого потенциала студентов, оказало влияние на формирование культуры досуга молодежи.
Заключение
В процессе учебно-производственной деятельности в группах мастеров по обработке цифровой информации были проведены следующие проекты в рамках образовательного учреждения:
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла и внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студентов, его подготовки к реальной деятельности.
2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении студентов.
3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Прежде всего, это обусловлено:
Использование проектной методики уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено консервативной атмосферой, существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.
Наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Список литературы
1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012 г.
2. В.В. Сербин. Технология создания интерактивно-мультимедийных приложений, применяемых при разработке электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе, 2014 г.
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
5. Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012 — № 4.
6. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
8. http://festival.1september.ru/
9. http://pedsovet.su/
10. http://www.pobediteli.ru/
11. http://www.otvoyna.ru/deti.htm
Авторы: Буслова Анна Викторовна
мастер производственного обучения,
Усова Елена Юрьевна
мастер производственного обучения,
ГБПОУ Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)