rainbow

Социальный проект:

«Это должен знать каждый!!!»

 

Пояснительная записка

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования – главной задачей является развитие личности студента по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни, создания условий для социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проектные технологии, личностно-ориентированные технологии, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому учебному предмету и в воспитательной работе в образовательном учреждении.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идёт в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

В новом образовательном стандарте студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом студенте.

Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов спецкурса в группах «Мастер по обработке цифровой информации», определяется цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставятся задачи:

  • Помочь студентам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить  осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.
  • Способствовать развитию творческого потенциала студентов.
  • Создать условия для формирования у студентов адекватной самооценки.
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, деятельность выстраивается в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности мастера производственного обучения ведущая роль отводится проектной технологии, так как, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации студентов к более качественному овладению как общей компьютерной грамотностью, так и профессиональной компетентностью;
  • повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития студентов, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей студентов, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли преподавателя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности студента.

В рамках реализации здоровьесберегающих технологий студентов был разработан и реализован социальный проект «Это должен знать каждый!!!» с целью создания условий для сохранения здоровья и безопасности студентов колледжа. Организаторами выступили мастера производственного обучения в группах  «Мастер по обработке цифровой информации», план проекта был утвержден на заседании цикловой комиссии ­­­­­­­­компьютерно-информационных и технических дисциплин, т.к. накопленный опыт работы в данной области дает возможность расширить поле проектной деятельности студентов,  развивать социальное партнерство с такими организациями,  как МЧС, ГИБДД по Сергиево-Посадскому району, линейный отдел полиции по станции Сергиев Посад.

Проект рассчитан на студентов 1-2 курса, возраст 15-18 лет, педагогический коллектив колледжа.

Реализация проекта заняла 1 месяц согласно плану проекта.

Студенты с интересом и удовольствием участвовали во всех проводимых в рамках проекта мероприятиях, учились проводить исследовательскую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, работать в команде, проводить анализ своей деятельности, также приобрели профессиональные компетенции, т.к. проект являлся мультимедийным, участниками были студенты по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». По результатам мероприятий были проведены итоги конкурсов, отмечены активные участники, выданы сертификаты и грамоты в рамках заседания круглого стола.

Реализация данного проекта позволила совершенствовать навыки поисково-исследовательской работы, профессиональное мастерство, привлекла других студентов к активной деятельности:

  • студенты в рамках самостоятельной работы осуществляли поиск, систематизацию и обработку информации с последующей публикацией;
  • студенты в течение этого времени развивали коммуникативные навыки, получали интересную и полезную информацию, сотрудничая с руководителями проекта;
  • систематические занятия способствовали формированию общей культуры личности, правильного поведения в социокультурной среде.

Актуальность данного социального проекта заключается в том, что работа над проектом была направлена, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья студентов, это самый действенный метод вовлечения студентов в общественную жизнь нашего государства.

В ходе реализации программы были созданы оптимальные условия и эмоционально-психологическая обстановка для самореализации студентов. Осуществляется тесное сотрудничество с ГИБДД, МЧС по Сергиево-Посадскому району,  линейным отделом полиции по делам несовершеннолетних по станции Сергиев Посад, районной больницей.

Под руководством мастеров производственного обучения, студенты участвуют в различных проектах, ведут поисково-исследовательскую деятельность, организуют экскурсии и встречи с интересными людьми, студенты принимают активное участие в муниципальных, районных, областных творческих конкурсах (фото, мультимедиа-, творческих проектов).

Студенты учатся работать с архивными документами, поисковыми системами Интернет, проводить интервью, осуществлять фото-, аудио- и видеомонтаж, обработку цифровой мультимедийной информации, ее систематизацию, структуризацию и анализ.

Данный опыт дает возможность расширить рамки общих  и профессиональных компетенций  мастеров по обработке цифровой информации, привлечь к участию студентов других кафедр для совместной творческой работы. Реализация данного проекта сделала жизнь студентов более интересной, целенаправленной, наполненной глубокого смысла, помогла обрести уверенность в себе, найти свое место в жизни, содействовала тому, чтобы вести активный и здоровый образ жизни, развитию организаторских и волевых качеств личности.

Описание проекта

Исследование студенческой среды колледжа показало, что у современных выпускников школ - старшеклассников очень низкий уровень воспитанности, гражданственности, чему есть объективные причины (пропаганда насилия в СМИ, на телевидении, в сети Интернет, недостаточное влияние семьи на воспитание подростков в силу занятости родителей или их отсутствия, более 70% студентов воспитываются в неполных семьях, недостаточное владение законодательными документами в исследуемой области). По результатам диагностики уровень воспитанности и гражданственности понижается с каждым годом. Проблема гражданского воспитания подростков становится на данном этапе одной из самых актуальных. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

Для того чтобы помочь студентам стать подготовленными и активными гражданами общества, следует раздвинуть рамки образовательного пространства колледжа, использовать в воспитательном и образовательном процессах жизненные ситуации, способные вызвать эмоциональный отклик в душах подростков и положительную мотивацию их деятельности.

Проектная деятельность является мощным мотивационным инструментом для повышения профессиональных компетенций, средством патриотического и гражданского воспитания, бесконфликтного общения и взаимодействия.

В результате реализации молодежного социального проекта у студентов возрастет убеждение в необходимости соблюдения правил безопасности при террористических угрозах, чрезвычайных ситуациях, правил поведения на объектах железнодорожной и автодорожной инфраструктур, электро- и пожарной безопасности, а также на водоемах.

Цель и задачи проекта:

Основная цель: формирование профессиональных и общекультурных компетенций, создание благоприятных условий для повышения гражданского сознания студентов.

Проблемы, решаемые студентами:

  • создание уникального тематического материала по тематике проекта средствами программ для обработки аудио-, фото-, видеоматериала
  • выявление основных факторов, оказавших влияние на безопасность людей в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение студентами навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • умение осуществлять поиск, ввод, обработку, структурирование, систематизацию  и публикацию цифровой мультимедийной информации;
  • знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умение применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
  • умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
  • знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.

 

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.

1 этап

  • Конкурс «Газета на компьютере» по теме «Антитеррористическая безопасность» для студентов 1 курса;
  • Конкурс плакатов «Толерантность» среди студентов художественных профессий»;
  • Конкурс плакатов «Терроризм – угроза обществу» для студентов технических профессий;
  • Разработка памятки для студентов по теме «Антитеррористическая безопасность»;
  • Тестирование студентов по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте», обработка результатов тестирования;
  • Конкурс презентаций по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте» среди студентов 2 курса;
  • Разработка памятки для студентов по теме «Поведение на объектах железнодорожной инфраструктуры»;
  • Викторина и конкурс кроссвордов по теме: «Правила дорожного движения» среди студентов 2 курса;
  • Тестирование студентов по теме «Правила безопасности пешехода», обработка результатов;
  • Конкурс плакатов «Дорожные знаки на английском языке»;
  • Разработка памятки для студентов по теме «Безопасность на автодорогах»;
  • Викторина «Электричество и мы» для студентов технических специальностей 2 курса;
  • Конкурс презентаций по теме: «Электробезопасность и пожарная безопасность» для студентов 1 курса;
  • Разработка памятки для студентов по теме «Электробезопасность. Пожарная безопасность. Правила поведения на водоемах»;

2 этап

  • Муниципальная конференция «Скажем терроризму «Нет!».
  • Муниципальная конференция «Безопасность на железнодорожном транспорте».
  • Муниципальная конференция «Безопасность на автодорогах»
  • Муниципальная конференция «Электробезопасность. Пожарная безопасность. Правила поведения на водоемах».

3 этап

  • Проведение заседания круглого стола муниципального уровня «Подведение итогов реализации социального проекта «Это должен знать каждый!!!» с награждением победителей конкурсов и участников проекта.
  • Публикация проекта на сайте электронного журнала «Мастер-педагог».
  • Участие в областной конференции «Педагогические чтения».
  • Участие в общероссийском конкурсе центра развития «Литтерус»

География проекта

Сергиево-Посадский муниципальный район.

 

План проекта

 

Мероприятие

Место и время

проведения

Регламент

Работа в

социуме

Ответственные

1.

Конкурс «Газета на компьютере» для студентов 1 курса

Кабинеты информатики

Разработка положения по конкурсу до 10.02.2016

с 17.02.2016 по 02.03.2016

 

 

2.

Конкурс плакатов «Толерантность» среди студентов художественных профессий»

 

с 17.02.2016 по 02.03.2016

 

 

3.

Конкурс плакатов        «Терроризм – угроза обществу» для студентов технических профессий

Разработка положения по конкурсу до 10.02.2016

 с 17.02.2016 по 02.03.2016

 

 

4.

Муниципальная конференция «Скажем терроризму  «Нет!»

Актовый зал структурного подразделения № 2

02.03.2016

 

60 минут

Сотрудники МЧС.

Медицинский работник Детской поликлиники

 

5.

Разработка памяток для студентов

до 02.03.2016

 

 

 

6.

Тестирование студентов групп МИ-59, МИ-49, ЭМ-51, ЭМ-41, ЭМ-41А по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте»

Разработка тестовых вопросов до 10.03.2016

с 02.03.2016 по 10.03.2016

 

 

7.

Конкурс презентаций по теме «Правила поведения на железнодорожном транспорте» среди студентов 2 курса (группа МИ-49)

Кабинеты информатики

Разработка положения по конкурсу до  10.03.2016

с 02.03.2016 по 10.03.2016

 

 

8.

Разработка памяток для студентов

до 10.03.2016

 

 

 

9.

Муниципальная конференция «Безопасность на железнодорожном транспорте»

Актовый зал структурного подразделения № 2

11.03.2016

60 минут

Сотрудники линейного отдела полиции на железнодорожном транспорте на станции Сергиев Посад.

 

10.

Викторина и конкурс кроссвордов по теме: «Правила дорожного движения» среди студентов 2 курса (группа АМ-40)

Кабинет автотехнических дисциплин 16.03.2016

45 минут

 

 

 

11.

Тестирование студентов групп МИ-59, МИ-49, ЭМ-51, ЭМ-41, ЭМ-41А по теме «Правила безопасности пешехода»

Разработка тестовых вопросов до 17.03.2016

 

 

 

12.

Конкурс плакатов «Дорожные знаки на английском языке»

до 17.03.2016

 

 

 

13.

Разработка памяток для студентов

до 17.03.2016

 

 

 

14.

Муниципальная конференция «Безопасность на автодорогах»

Актовый зал

17.03.2016

 

60 минут

Сотрудник ГИБДД.

 

 

15.

Викторина среди студентов групп ЭМ-41, ЭМ-41А «Электричество и мы»

Кабинет электротехнических дисциплин

23.03.2016

Разработка вопросов викторины до 20.03.2016

45 мин

 

 

16.

Конкурс презентаций по теме: «Электробезопасность и пожарная безопасность» для студентов 1 курса

Кабинет информатики

23.03.2016

Разработка положения по конкурсу до  20.03.2016

 

 

 

17.

Разработка памяток для студентов

до 20.03.2016

 

 

 

18.

Муниципальная конференция: «Электробезопасность. Пожарная безопасность. Поведение на водоемах»

Актовый зал структурного подразделения № 2

24.03.2016

60 минут

Сотрудники МЧС, сотрудники пожарной части.

 

19.

Печать грамот, дипломов и благодарственных писем победителям конкурсов, активным участникам реализации проекта

до 01.04.2016

 

 

 

20.

Круглый стол – подведение итогов. Награждение победителей.

Актовый зал структурного подразделения № 2

01.04.2016

45 мин

 

 

 

Дальнейшее развитие проекта

После реализации данного проекта работа будет продолжена по следующим направлениям:

  • Проведение месячников безопасности в начале учебного года для студентов 1 курса.
  • Проведение инструктажей по правилам поведения при угрозе теракта; по правилам поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры, по правилам поведения на автодорогах, электробезопасности, пожарной безопасности, по правилам поведения на водоемах.

 

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Осуществление проекта повысило уровень профессиональных и общекультурных компетенций, вызвало живой интерес у студентов к созданию безопасных условий жизнедеятельности в повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекло внимание к политической обстановке в мире, плодотворно воздействовало на формирование нравственно-патриотического и творческого потенциала студентов, оказало влияние на формирование культуры досуга молодежи.

        

Заключение

В процессе учебно-производственной деятельности в группах мастеров по обработке цифровой информации были проведены следующие проекты в рамках образовательного учреждения:

  • «Афганистан болит в моей душе»
  • «Всемирная паутина»
  • «День матери»
  • «Культурный шок»
  • «Антитеррористическая безопасность»
  • «Здоровый образ жизни»
  • «Культура общения»
  • «Информационная безопасность»
  • «Вахта Памяти. Дорогами Победы»
  • «Профессиональная площадка» в рамках проведения Дня открытых дверей» и другие проекты по темам согласно программам учебной практики, профессиональным модулям.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла и внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студентов, его подготовки к реальной деятельности.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении студентов.

3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости студента от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Использование проектной методики уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено консервативной атмосферой, существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  

Наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

 

Список литературы

1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012 г.

2. В.В. Сербин. Технология создания  интерактивно-мультимедийных приложений, применяемых при разработке электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе, 2014 г.

3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.

5. Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012 — № 4.

6. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.

7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

8. http://festival.1september.ru/

9. http://pedsovet.su/

10. http://www.pobediteli.ru/

11. http://www.otvoyna.ru/deti.htm

 

Приложение

 

Авторы: Буслова Анна Викторовна

 мастер производственного обучения,

Усова Елена Юрьевна

мастер производственного обучения,

ГБПОУ Московской области

«Сергиево-Посадский колледж»