rainbow

План-конспект урока по литературе

 

Тема урока: «Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной  выразительности. Стихотворения: «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Заметался пожар голубой», «Отговорила роща золотая», «Мне осталась одна забава», «Край ты мой заброшенный», «Синее небо-цветная дуга»».

 

Цель урока:

- Показать «секрет» обаяния стихотворений С. Есенина;

- Раскрыть образ Родины в лирике С. Есенина;

- Показать народность творчества С. Есенина;

- Определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений С. Есенина;

- Проанализировать стихотворения С. Есенина.

 

Задачи урока:

- образовательные: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта, показать народность творчества поэта;

- развивающие: развить интерес к личности и творчеству С. Есенина, а так же навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

- воспитательные: воспитывать любовь к Родине и чувство восхищения к родной природе; воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Образовательные технологии, используемые на уроке:

- Технология развития критического мышления;

- Педагогика сотрудничества.

 

Оформление кабинета:

Портрет С. Есенина, сборники стихотворений поэта, ноутбук, презентация.

 

Ход урока:

«Чувство Родины –

основное в моём творчестве»

(С. Есенин)

 

1. Актуализация опорных знаний обучающихся

Сообщение преподавателя:

На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами Серебряного века. Также мы говорили о жизни и творчестве С. Есенина, своеобразие его лирики.

- Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провёл на родине, в Рязанском крае. Здесь - глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Имя поэта у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и скандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.

 

Опрос обучающихся:

- Что вы узнали о детских годах Сергея Есенина? Расскажите, как прошло детство будущего поэта? (сообщение студента 1)

- Кем хотели видеть Есенина родные? (сообщение студента 2)

- Когда, по словам Есенина, он начал писать стихи? (сообщение студента 3)

- Как называется первый сборник поэта? (сообщение студента 4)

- Какие ассоциации возникают со словом Радуница? (сообщение студента 5)

- Назовите известные вам сборники стихотворений Есенина (сообщение студента 6 и чтение наизусть стихотворения «Мне осталась одна забава»)

- Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Есенина? (сообщение студента 7)

 

Сообщение преподавателя:

Тема Родины долгое время оставалась единственной любовью Сергея Есенина, он объясняется в любви не женщин, а благодатной России. Образ Родины неотделим от образа природы.

«Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве» - писал сам поэт.

Например, стихотворение «Синее небо - цветная дуга», очень ярко раскрывает нам, читателям отношение Есенина к русской природе.

А прочитает нам его наизусть студент 8.

 

2. Работа над темой урока

- Какой мы видим русскую природу в стихотворениях Есенина. Об этом нам расскажет студент 9, а также процитирует стихотворение «Усталый день склонился к ночи»

 

Слово преподавателя:

Дома вы подготовили чтение стихотворений наизусть, давайте их послушаем и проанализируем.

Пожалуйста, студент 10 стихотворение «Край ты мой заброшенный» (сообщение учащегося о том, какую тему автор затрагивает в данном произведении).

 

Слово преподавателя:

Тема любви к природе, к родине естественно переплетается с темой любви к женщине.

Студент 11 расскажет нам, что есть любовь в лирике Есенина, и споёт песню «Заметался пожар голубой».

 

Сообщение преподавателя:

Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная, как в стихотворении «Письмо к женщине» 1924 года - это исповедь поэта, создаёт образ не только прошедшей, но и негармоничной любви, прочитает данное стихотворение студент 12.

- Каким в данном стихотворении мы видим главного героя? Об этом нам расскажет студент 13.

 

Сообщение преподавателя:

Ребята, а к какой лирике вы отнесёте стихотворения поэта, в которых раскрывается тема жизни и смерти. Назначения жизни? Ответит нам студент 5 докажет свою теорию на примере стихотворения «Отговорила роща золотая»;

На примере какого ещё стихотворения мы можем увидеть данную тему, пожалуйста студент 14 («Не жалею, не зову, не плачу»).

На приведённых в пример стихотворениях мы видим, что они говорят о вечном, общечеловеческом. Мысль о смерть оборачивается утверждением жизни, осознанием краткости жизни. Эти стихотворения заставляют задуматься о своей жизни, ценить человека и жизнь. Таким образом, эти стихи нашли своё место в ряду других есенинских стихотворений философского плана. Здесь мы увидели знакомые нам образы: дом, странник, прошлое, настоящее, чувство одиночества. Идеал лирического героя в произведениях Есенина можно выразить словами: «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек» («Анна Снегина»). Одна и та же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике.

 

3. Подведение итогов урока

Ребята, так какие основные темы лирики Сергея Есенина мы сегодня отметили на нашем уроке?

А теперь давайте составим синквейн на стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова»

Синквейн - это пятистрочная строфа.

1 строка - 1-2 ключевых слова, определяющих  содержание синквейна выражены существительными;

2 строка - свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4 строка - короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5 строка - синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

 

4. Оценки за урок

 

5. Домашнее задание: проанализировать стихотворение «Отговорила роща золотая».

 

 

Автор: Проничева Юлия Александровна

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ «Пушкинский лесо-технический техникум»

г. Пушкино Московской области