План-конспект урока по литературе
Тема урока: «Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Стихотворения: «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Заметался пожар голубой», «Отговорила роща золотая», «Мне осталась одна забава», «Край ты мой заброшенный», «Синее небо-цветная дуга»».
Цель урока:
- Показать «секрет» обаяния стихотворений С. Есенина;
- Раскрыть образ Родины в лирике С. Есенина;
- Показать народность творчества С. Есенина;
- Определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений С. Есенина;
- Проанализировать стихотворения С. Есенина.
Задачи урока:
- образовательные: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта, показать народность творчества поэта;
- развивающие: развить интерес к личности и творчеству С. Есенина, а так же навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
- воспитательные: воспитывать любовь к Родине и чувство восхищения к родной природе; воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
- Технология развития критического мышления;
- Педагогика сотрудничества.
Оформление кабинета:
Портрет С. Есенина, сборники стихотворений поэта, ноутбук, презентация.
Ход урока:
«Чувство Родины –
основное в моём творчестве»
(С. Есенин)
1. Актуализация опорных знаний обучающихся
Сообщение преподавателя:
На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами Серебряного века. Также мы говорили о жизни и творчестве С. Есенина, своеобразие его лирики.
- Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провёл на родине, в Рязанском крае. Здесь - глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Имя поэта у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и скандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
Опрос обучающихся:
- Что вы узнали о детских годах Сергея Есенина? Расскажите, как прошло детство будущего поэта? (сообщение студента 1)
- Кем хотели видеть Есенина родные? (сообщение студента 2)
- Когда, по словам Есенина, он начал писать стихи? (сообщение студента 3)
- Как называется первый сборник поэта? (сообщение студента 4)
- Какие ассоциации возникают со словом Радуница? (сообщение студента 5)
- Назовите известные вам сборники стихотворений Есенина (сообщение студента 6 и чтение наизусть стихотворения «Мне осталась одна забава»)
- Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Есенина? (сообщение студента 7)
Сообщение преподавателя:
Тема Родины долгое время оставалась единственной любовью Сергея Есенина, он объясняется в любви не женщин, а благодатной России. Образ Родины неотделим от образа природы.
«Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве» - писал сам поэт.
Например, стихотворение «Синее небо - цветная дуга», очень ярко раскрывает нам, читателям отношение Есенина к русской природе.
А прочитает нам его наизусть студент 8.
2. Работа над темой урока
- Какой мы видим русскую природу в стихотворениях Есенина. Об этом нам расскажет студент 9, а также процитирует стихотворение «Усталый день склонился к ночи»
Слово преподавателя:
Дома вы подготовили чтение стихотворений наизусть, давайте их послушаем и проанализируем.
Пожалуйста, студент 10 стихотворение «Край ты мой заброшенный» (сообщение учащегося о том, какую тему автор затрагивает в данном произведении).
Слово преподавателя:
Тема любви к природе, к родине естественно переплетается с темой любви к женщине.
Студент 11 расскажет нам, что есть любовь в лирике Есенина, и споёт песню «Заметался пожар голубой».
Сообщение преподавателя:
Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная, как в стихотворении «Письмо к женщине» 1924 года - это исповедь поэта, создаёт образ не только прошедшей, но и негармоничной любви, прочитает данное стихотворение студент 12.
- Каким в данном стихотворении мы видим главного героя? Об этом нам расскажет студент 13.
Сообщение преподавателя:
Ребята, а к какой лирике вы отнесёте стихотворения поэта, в которых раскрывается тема жизни и смерти. Назначения жизни? Ответит нам студент 5 докажет свою теорию на примере стихотворения «Отговорила роща золотая»;
На примере какого ещё стихотворения мы можем увидеть данную тему, пожалуйста студент 14 («Не жалею, не зову, не плачу»).
На приведённых в пример стихотворениях мы видим, что они говорят о вечном, общечеловеческом. Мысль о смерть оборачивается утверждением жизни, осознанием краткости жизни. Эти стихотворения заставляют задуматься о своей жизни, ценить человека и жизнь. Таким образом, эти стихи нашли своё место в ряду других есенинских стихотворений философского плана. Здесь мы увидели знакомые нам образы: дом, странник, прошлое, настоящее, чувство одиночества. Идеал лирического героя в произведениях Есенина можно выразить словами: «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек» («Анна Снегина»). Одна и та же любовь к земле, Родине, природе, человеку движет Есениным, когда он размышляет о судьбах родной земли и о судьбе отдельного человека. Одна и та же русская душа проявилась в его лирике.
3. Подведение итогов урока
Ребята, так какие основные темы лирики Сергея Есенина мы сегодня отметили на нашем уроке?
А теперь давайте составим синквейн на стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова»
Синквейн - это пятистрочная строфа.
1 строка - 1-2 ключевых слова, определяющих содержание синквейна выражены существительными;
2 строка - свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4 строка - короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
4. Оценки за урок
5. Домашнее задание: проанализировать стихотворение «Отговорила роща золотая».
Автор: Проничева Юлия Александровна
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ «Пушкинский лесо-технический техникум»
г. Пушкино Московской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)