rainbow

Разнообразие живого (5 класс)

 

Цель: Познакомить учащихся с царствами живых организмов, дать представление о многообразии живых организмов.

 

Задачи:

Образовательная: познакомить с разнообразием живого в природе, типичными представителями основных типов и классов живых организмов; научить определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы.

Развивающая: расширить знания о живой природе Земли; развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умений адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с систематическими категориями – вид, царство; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.

Метапредметные:

- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и ведения дискуссии;

- регулятивные: научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- познавательные: научиться устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Личностные: будут сформированы интеллектуальные и творческие способности, любознательность и интерес к изучению природы.

                                    

1. Организационный момент: включение учащихся в работу на личностно значимом уровне.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

 

2. Повторение пройденного: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.

Вопросы классу, работаем с рабочей тетрадью, проверяем домашнее задание:

1. № 50 -  Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни на Земле.

         3,5 - 4 млрд. лет назад: Возникновение жизни, появление первых одноклеточных организмов.

         500 млн. лет: Появление водорослей, медуз, кораллов  в океане.

         350 млн. лет: Среди растений господство гигантских плаунов, хвощей, папоротников. Появление первых наземных животных – насекомых, стегоцефалов. (Каменноугольный период)

         225 млн. лет: Расцвет древних пресмыкающихся – эпоха динозавров.

         65 млн. лет: Вымирание динозавров, постепенное появление голосеменных, покрытосеменных.

2. Составьте ленту времени из имеющихся картинок.

3. № 54 – 1-трилобиты, 2-динихтис, 3-стегоцефал, 4-саблезубый тигр.

4. № 52 – осьминог, тигр, плащеносная ящерица, дельфин.

 

3. Подведение к определению темы урока, целеполагание и мотивация.

Мотивируем учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Посмотрим вокруг – сколько живых существ обитает на нашей Земле. (2.5 млн. организмов, неизвестных ещё больше, некоторые ученые называют цифру 7 млн.). Вывод о многообразии и разнообразии живых организмов. Записываем тему урока.

Задание: Распределите картинки по группам.

- Почему вы распределили организмы именно так?

Когда мы изучали биологические науки, то называли одну науку, которая систематизирует все живые организмы по категориям, то есть по группам, как в библиотеке раскладывают книги.

- Как называется эта наука?  (Систематика)

- Вспомните ученых, которые пытались систематизировать животных и растения. (Аристотель, Карл Линней).

Выдвигаем проблему: На основе каких критериев, систематика определяет положение живых организмов в той или иной группе?

Обобщаем предположения учащихся.

Основной критерий – родство, но в систематические группы объединяют на основе сходства строения цветов, семян, корней. Животных сначала разделяют на две группы: одноклеточные и многоклеточные. Далее классифицируют  также как растения, на основе их родства, общности строения, образа жизни. Правильно, сегодня мы узнаем, по каким признакам ученые выделяют царства.

 

Тема урока: Разнообразие живого.

Физкультминутка

 

4. Изучение новой темы: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.

Ученые объединяют сходные организмы, имеющие общих предков, в систематические группы. Самая крупная систематическая группа, которую выделяют биологи – царство. В неё объединяют организмы, имеющие общие черты в строении клетки и питающиеся сходным образом. Различают 4 царства.

- По каким признакам выделяют царства? 

Наименьшая систематическая категория – вид. Вид – совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.

5. Первичное закрепление изученного материала: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности.

  • Что изучает наука систематика? (Многообразие и классификацию живых организмов).
  • Какие царства различают в природе?
  • Откроем рабочую тетрадь – стр. 31 № 58.
  • Откроем рабочую тетрадь – стр. 32 № 59.
  • Работа с распечаткой

6. Рефлексия учебной деятельности.

  • Достигли мы целей урока?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие возникли затруднения?
  • Интересно ли было узнавать новое?
  • Где вам может это пригодиться?

7. Подведение итогов: оценивание работы учащихся, комментарии оценок, домашнего задания.

Д/з № 10, р/т № 57, 61.

Дополнительно: стр. 59 № 4, № 8.

 

 

Автор: Дмитракович Елена Григорьевна

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 11»

г. Петропавловск-Камчатский