Разнообразие живого (5 класс)
Цель: Познакомить учащихся с царствами живых организмов, дать представление о многообразии живых организмов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с разнообразием живого в природе, типичными представителями основных типов и классов живых организмов; научить определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы.
Развивающая: расширить знания о живой природе Земли; развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умений адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с систематическими категориями – вид, царство; научиться выделять царства живых организмов и их признаки.
Метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и ведения дискуссии;
- регулятивные: научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- познавательные: научиться устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Личностные: будут сформированы интеллектуальные и творческие способности, любознательность и интерес к изучению природы.
1. Организационный момент: включение учащихся в работу на личностно значимом уровне.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем мы урок.
2. Повторение пройденного: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.
Вопросы классу, работаем с рабочей тетрадью, проверяем домашнее задание:
1. № 50 - Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни на Земле.
3,5 - 4 млрд. лет назад: Возникновение жизни, появление первых одноклеточных организмов.
500 млн. лет: Появление водорослей, медуз, кораллов в океане.
350 млн. лет: Среди растений господство гигантских плаунов, хвощей, папоротников. Появление первых наземных животных – насекомых, стегоцефалов. (Каменноугольный период)
225 млн. лет: Расцвет древних пресмыкающихся – эпоха динозавров.
65 млн. лет: Вымирание динозавров, постепенное появление голосеменных, покрытосеменных.
2. Составьте ленту времени из имеющихся картинок.
3. № 54 – 1-трилобиты, 2-динихтис, 3-стегоцефал, 4-саблезубый тигр.
4. № 52 – осьминог, тигр, плащеносная ящерица, дельфин.
3. Подведение к определению темы урока, целеполагание и мотивация.
Мотивируем учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Посмотрим вокруг – сколько живых существ обитает на нашей Земле. (2.5 млн. организмов, неизвестных ещё больше, некоторые ученые называют цифру 7 млн.). Вывод о многообразии и разнообразии живых организмов. Записываем тему урока.
Задание: Распределите картинки по группам.
- Почему вы распределили организмы именно так?
Когда мы изучали биологические науки, то называли одну науку, которая систематизирует все живые организмы по категориям, то есть по группам, как в библиотеке раскладывают книги.
- Как называется эта наука? (Систематика)
- Вспомните ученых, которые пытались систематизировать животных и растения. (Аристотель, Карл Линней).
Выдвигаем проблему: На основе каких критериев, систематика определяет положение живых организмов в той или иной группе?
Обобщаем предположения учащихся.
Основной критерий – родство, но в систематические группы объединяют на основе сходства строения цветов, семян, корней. Животных сначала разделяют на две группы: одноклеточные и многоклеточные. Далее классифицируют также как растения, на основе их родства, общности строения, образа жизни. Правильно, сегодня мы узнаем, по каким признакам ученые выделяют царства.
Тема урока: Разнообразие живого.
Физкультминутка
4. Изучение новой темы: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.
Ученые объединяют сходные организмы, имеющие общих предков, в систематические группы. Самая крупная систематическая группа, которую выделяют биологи – царство. В неё объединяют организмы, имеющие общие черты в строении клетки и питающиеся сходным образом. Различают 4 царства.
- По каким признакам выделяют царства?
Наименьшая систематическая категория – вид. Вид – совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.
5. Первичное закрепление изученного материала: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности.
6. Рефлексия учебной деятельности.
7. Подведение итогов: оценивание работы учащихся, комментарии оценок, домашнего задания.
Д/з № 10, р/т № 57, 61.
Дополнительно: стр. 59 № 4, № 8.
Автор: Дмитракович Елена Григорьевна
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 11»
г. Петропавловск-Камчатский
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)