rainbow

Утренний групповой сбор - как способ всестороннего

развития ребенка в условиях реализации ФГОС

 

В условиях реализации ФГОС ДО - развитие ребенка понимается как результат собственной активности, от которой зависит его личностный рост и способности. Новый подход к организации образовательного процесса включает личностно-ориентированную модель взаимодействия ребенка и взрослого. Такая модель должна учитывать интересы и возможности каждого ребенка, социальную ситуацию его развития.

Утренний групповой сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада. Данная технология предоставляет каждому ребенку выбор видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения. Взрослый, как воспитатель, так и родитель, является равноправным участником детской деятельности, компетентным партнером. Взаимодействуя, дети получают необходимую информацию, проявляют креативные способности, самостоятельность и инициативность. У них развивается умение слушать и слышать партнера, с уважением относиться к его мнению, интересам, отстаивать свою току зрения, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Групповой сбор – самая органичная форма становления и развития у детей ключевых компетентностей. Данная технология применима к любой тематике. Предлагаю вашему вниманию тему «Всемирный день здоровья»

 

Тема: «Всемирный день здоровья»

Участники: дети подготовительной к школе группы и воспитатель.

 

Цель и задачи:

- обеспечить условия для межличностного познавательно-делового общения детей и взрослых;

- создать положительный эмоциональный настрой;

- активизировать навыки коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

- развивать умения анализировать действия.

 

Содержание и формы работы в структуре группового сбора.

Начало группового сбора.

Привлечь внимание детей музыкальной композицией. Сбор детей в центре групповой комнаты. Рядом поставлен мольберт с информационным листом – моделью дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

 

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

«Здравствуйте, девочки! (ответ детей)

Здравствуйте, мальчики! (ответ детей)

Солнышко, здравствуй! (хлопать в ладоши)

Мир такой прекрасный! (хлопать в ладоши)

Высоко под солнышком мы растем! (хлопать в ладоши)

Здоровей становимся с каждым днем!» (хлопать в ладоши)

Вопросы к детям:

- Все ли нашли для себя местечко?

- Все ли удобно устроились?

- Какое у вас сегодня настроение?

- Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?

 

И/упражнение «Грустный и веселый клоун» на снятие эмоционального напряжения и раскрепощения.

Реализуемая детьми компетенция:

- право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

 

Обмен новостями.

Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто желает поделиться своими новостями?

(показать детям зарисованное правило «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга»)

Высказываются все желающие. Различий между хорошими и плохими новостями не делается. Новость – это свершившийся факт, который изменить нельзя.

Реализуемая детьми компетенция:

- право быть услышанным;

- право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

 

Планирование. Выбор темы.

Речь воспитателя:

Мотивация: «У меня тоже есть новость. 7 апреля – Всемирный день здоровья. Мы тоже будем его отмечать! Дети из соседней группы «Антошка» сделали нам вызов - они хотят устроить соревнования! Какой ответ мы им дадим? (ответы детей)

Реализуемая детьми компетенция:

- право и возможность участвовать в выборе темы дня;

- право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность всей группы;

- право и возможность проявлять избирательность в интересах.

 

Планирование действий на текущий день.

Презентация центров активности.

- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила в разных центрах.

- В Центре творчества «Семицветик» предлагаю вам раскраски, шаблоны для придумывания эмблем, картинки для создания коллажа «Если хочешь быть здоров», цветную бумагу, пластилин, инструменты-помощники.

- В Центре книги «Библиотека» вас ждут энциклопедии, книги с рассказами, вырезки картинок для создания альбома или собственной книги.

- В Центре «Город мастеров» для вас приготовлены: конструктор «Лего», «Строитель», схемы построек стадиона, спортивной площадки, спортивного комплекса, магазина, спортивных снарядов.

- В Центре «Знайка» вы можете выбрать: настольную игру «Танграм», «Приключения спортсменов»; работу с числовыми и буквенными карточками; мерками.

- В Центре «Чемпион» карты-схемы помогут вам выбрать и составить упражнения и эстафеты для соревнований и игр.

- Какие идеи есть у вас по поводу того, что можно сделать в Центрах?

- Достаточно ли материала или чего-то не хватает?

- Что нужно, чтобы задуманное вами осуществить?

- Чем могу помочь я?

- А я приготовила для вас кроссворд «Что поможет быть здоровым» и танцевальную разминку с салютиками.

Реализуемая детьми компетенция:

- право принятия самостоятельного решения, относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте ее реализации, партнерстве или его отсутствии.

 

Проговаривание плана.

Уточнение последовательности действий:

- С чего ты хочешь начать свою работу?

- Что будешь делать потом?

- С кем ты будешь этим заниматься?

Реализуемая детьми компетенция:

- право самостоятельно распределять обязанности, роли в общем деле;

- право принять или не принять помощь взрослого;

- право обращения к различным источникам знаний или опыта.

 

Реализация плана.

Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто еще не решил, я напомню, какие Центры вас ждут: Центр «Семицветик», «Библиотека», «Город мастеров», «Знайка», «Чемпион». Кто желает разгадать кроссворд, больше узнать о здоровом образе жизни и  разучить танцевальную разминку прошу подойти ко мне. Чтобы разгадать кроссворд, вспомните, что помогает нам быть здоровыми (дети перечисляют). Посмотрите на картинки, они подскажут нам, какие слова располагаются в каждой строке и прочитать слово, которое получится по вертикали.

 

Кроссворд «Что поможет быть здоровым»

1. Изображение спящего человечка.

2. Изображение гуляющего человечка.

3. Изображение овощей.

4. Изображение человечка, делающего зарядку.

5. Изображение фруктов.

            

Разучить танцевальную разминку с салютиками.       

Реализуемая детьми компетенция:

- право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;

- право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри группы и организовать деятельность;

- право обратиться за помощью к любому члену группы;

- право самостоятельно определить объем (результат) своей работы;

- право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;

- право переключиться на другой вид деятельности;

- право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

 

Анализ деятельности

По завершению деятельности проводится итоговый сбор, на котором дети и воспитатель предъявляют «продукт» своей деятельности всем участникам.

Вопросы к детям:

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- Какие трудности ты испытал(а)?

- Что тебе удалось сделать сегодня?

- Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а) сегодня?

- Как ты предполагаешь завершить работу?

- Какие материалы можно еще использовать?

- Планируешь ли ты продолжать начатую работу?

- Какой совет ты бы дал(а) тому, кто завтра решит повторить твой план?

Реализуемая детьми компетенция:

- право выбора «продукта» для предъявления в качестве результата деятельности;

- право оценить успешность сотрудничества;

- право определения применения полученного результата.

 

Автор: Курамшина Лилиан Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок»

г. Норильска