rainbow

Применение малого фольклора в общении с детьми раннего возраста

 

Предлагаемая методическая разработка – описание моего опыта работы по применению малого фольклора в общении с детьми раннего возраста.  Работа проводилась в МАДОУ № 4 города  Великого Новгорода в первой младшей группе.

Мы совместно с родителями сделали несколько альбомов – передвижек, в которых можно найти колыбельные, папки-передвижки на тему: «Как укладывать ребенка спать» потешки, пестушки, заклички.

Мы обновили уголок для родителей и поместили таблицу словаря  детей,  примерное расписание непосредственной образовательной деятельности, рекомендации, литературу для ознакомления.

С помощью родителей в группе оборудовали книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки-раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений.

Своеобразие оформления, яркость, красочность материалов книжного уголка сразу привлекали внимание детей. Они с радостью и большим желанием брали и  просматривали книги. В группе оформлен альбом потешек, с красочными иллюстрациями.

Знакомство малышей с малым фольклором мы начали с колыбельных песенок. Укладывая детей  спать, стараемся создать ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки.

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее и быстрее засыпать, не тревожатся во сне.      

Кроме режимных моментов, использовали малый фольклор в  непосредственно-образовательной деятельности. Детям нравится, когда мы укладываем куклу или мишку спать. Мы брали игрушку на руки и начинали петь ласково и выразительно, не забывая покачивать:

Баю, баю, баю - бай.

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, мы показывали, как громко лает собачка Белолоба. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули». Малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Особую значимость потешка представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется  поплакать. В этих случаях,  мы старались  ласковой  потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит.

Плачущих деток мы успокаивали пестушкой:

Ах ты, кокля-мокля, глазоньки промокли.

Кто будет Машу обижать, того рога будут  бодать.

Или  гладили  малыша по головке и спинке.

Придет киска не спеша и погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.

Были подобраны  потешки для подъема детей после  сна

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Во  время кормления.

Это - ложка, это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Обучая детей одеваться, делаем процесс одевания приятным для них.

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Поглядите, я нашла!

По мере усвоения материала, мы подбираем потешки сложнее. Дети с удовольствием двигаются, говорят, как лисичка, заяц, медведь, в зависимости от того, о ком потешка. Например, Даня и Сережа любят играть роль веселых гусей, из Марины получилась прекрасная Кисонька - Мурысонька, из Ярослава - медведь.

 - Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки.

Кто у нас  хороший,

К то у нас  пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик – избушку, обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, курочка в сапожках избушку метет». На лепке мы лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

Использования игровых моментов помогают ребенку  осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка-рябушечка», мы внесли большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с текстом потешки, произносит воспитатель.

Для поддержания интереса к уже знакомой потешке используем разнообразные приемы. Например, после очередного занятия появляются новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяют содержания потешки. Увидев игрушку (курочку, ведерко), переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки. После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например: дети, надевают на голову шапочки курочек, берут ведерки в руки, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Привлекали детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили цыплят, а курочку – маму вылепила воспитатель. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминают хорошо знакомую потешку.

Для малоподвижных  детей использовали  потешки, которые  побуждали их двигаться.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку  не садись.

Наша деточка пойдет, 

Через киску  упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок.

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ноги  бежали по дороге.

Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

На ржаном колосочке.

Заклички – это песенки, обращенные к природе и выражающие призыв или  просьбу.  Дети  обращались  к  силам  природы  как  к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо.

С гоголя - вода,

С младенца - худоба!

Укатись вся.    

Заклички очень  веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Приговорка, построенная  по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительное отношение к каждому растению в лесу, птичке, улитке.

 

Автор: Ананченко Светлана Александровна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Великий Новгород