rainbow

Художественно-эстетическое образование и воспитание личности средствами изобразительного искусства и музыки

 

Направление:

«Художественно-эстетическое развитие личности через искусство общего, дополнительного и высшего  образования».

          В настоящее время, когда в очередной раз покачнулись житейские устои и критерии морали, мы, учителя, как за спасительную соломинку, стараемся удержаться и довести до каждого ученика то разумное, вечное, что дошло до нас от старших поколений.

         Этим и актуальна тема этой статьи. Мы вновь и вновь возвращаемся к мудрости народного искусства и в условиях реформирования системы образования, обновления его содержания, появления новых вариативных учебных программ и методик,  крайне важно выработать обоснованную систему обучения школьников народному и декоративно-прикладному искусству в образовательных учреждениях, так как народное искусство является мощнейшим средством  для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Человеку всегда ближе искусство того народа, среди которого он живет. Поэтому изучение народных художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально.

         Народное и декоративно-прикладное искусство имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления. 

         Развитие промыслов осуществлялось на основе преемственности и традиций – сохранение всего лучшего с одновременным совершенствованием благодаря творческому поиску мастеров. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувство красоты и гармонии с природой, речь и образность мышления.

         Народное искусство включено в историю, географию, изобразительное искусство, литературу и русский язык. Однако, до сих пор, при изучении народного искусства местного характера по данным предметам, за редким исключением, отсутствуют учебно-методическая литература, наглядные пособия, которые помогли бы педагогу в системном обучении и воспитании детей. Слабая учебно-материальная база, отсутствие должного методического обеспечения, определенной системы в работе по ознакомлению детей с народным и декоративно-прикладным искусством в настоящее время затрудняет работу педагогов по художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников. В результате этого за последние годы в системе образования по существу утрачена определяющая функция искусства - воспитание гармонично развитой творческой личности, способной максимально реализовать себя в различных  видах деятельности. 

         Решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества, где затронуты все структуры системы образования (дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования и т.д.). Отсюда следует, что необходимо сделать все возможное по возрождению и созиданию духовно-нравственных, трудовых и художественно-эстетических традиций воспитания и развития личности — гражданина своей страны и патриота своего родного края.

         Современная жизнь требует от учителя создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения к искусству, как системного образования. В раннем возрасте закладываются первоначальные основы формирования личности, ее отношение к прекрасному, а этапом продолжения преемственности будут общеобразовательная школа. При этом начальная школа играет ключевую роль в непрерывной системе образования и поможет обеспечить основную базу для последующего художественно-эстетического развития личности школьника в подростковом возрасте.

         В основном эта работа ведется на уроках изобразительного искусства.
С учетом такого положения педагогам необходимо направить свою деятельность на разработку целостной методической системы непрерывного художественно-эстетического развития и воспитания школьников средствами народного искусства,  местными ремеслами.

         В этом значительно может помочь использование  компьютерных технологий и Интернет – ресурсы (исследования ученых А.И. Арониной, О.Ю. Заряновой, Т.С. Комаровой, А.Д. Алехина,  С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, и др.).

         Т.Я. Шпикаловой разработана концепция художественного образования и воспитания учащихся для школ с углубленным обучением по художественно-эстетическому направлению. Основная идея данной системы состоит во включении народного искусства в содержание образования как одного из ведущих и равноправных компонентов учебного предмета. 

         Из изложенного выше следует, что исследования проблемы художественного образования и воспитания школьников строятся на фундаментальной основе изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства России с выходом на мировую художественную культуру. При этом предполагается включение в эту систему в регионах национального компонента содержания художественного образования.

         Академик Д.С. Лихачев в своих трудах  подчеркивал, что народ живет, пока живет его культура... Отсюда следует вывод: чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру.

         Народы Дагестана имеют свою самобытную, многовековую и многоэтническую культуру, через которую как бы происходит незримая связь — своеобразное «общение поколений». Только путем осмысления духовно-нравственных, художественно-эстетических и трудовых традиций национальной культуры можно воспитать духовно богатую личность, способную сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве. Эта мысль находит подтверждение в словах великого педагога-просветителя К.Д. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и освоенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божье создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника». 

         Проблема обучения прикладным художественным работам с учетом специфики местности всегда была актуальна в педагогике. Во всё более возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современника, просто необходимо развить у учащихся способности полноценно изучать и осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего, и если этого не сделать своевременно, страдает качество формирования у школьников эстетического отношения к традиционным местным культурам.

         Для решения проблемы непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания школьников можно ввести в работу экспериментально проверенную систему обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного предмета; средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия, дидактические материалы и т.д.).

         Для эффективности этой работы основное внимание должно быть направлено на формирование у  учащихся понимания местного народного искусства как части национальной художественной культуры, способной влиять на национальное самосознание, уважение к историческому наследию своего народа, народов России и всего мира.

         Для решения данной проблемы можно поставить следующие задачи: 
1. Изучить и обобщить труды по теории и методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, психологии, этнографии и искусствоведению.

2. Изучить и проанализировать состояние, опыт работы учителей в организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству в дошкольных образовательных учреждениях и школах общеобразовательного и дополнительного  образования.

3. Разработать программы и определение содержания по годам обучения школьников; внедрить в учебный процесс модель системного обучения детей народному и декоративно-прикладному искусству местных народов.
4. Определить пути реализации идеи непрерывности в системе обучения школьников народному декоративно-прикладному искусству.

         На основе сложившихся веками традиций художественной обработки различных природных материалов искусство народных умельцев стало неиссякаемым источником творческой деятельности многих поколений. Художественные достоинства произведений народных мастеров (ковры, ювелирные изделия и украшения, керамика, национальная одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) отличались многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства народов Юга России. Все это, несомненно, свидетельствует о наличии огромного потенциала народного искусства в применении на практике для эстетического и нравственного воспитания личности школьников.

         Из опыта своей педагогической деятельности могу отметить, что  учащиеся  проявляют к искусству самый высокий интерес на уроке, но самый низкий - во внеурочное время, значит, в их художественном воспитании следует делать акцент на учебных формах воспитательной работы.

         На мой взгляд, в идеале необходимо включить в образовательный процесс изучение следующих видов декоративно-прикладного искусства: ковроткачество, художественную обработку металла, художественную керамику (посуда, лепные игрушки и скульптура малой пластики), художественную обработку дерева. При этом основной целью обучения школьников народному искусству является, прежде всего, то, что яркое декоративное творчество обладает огромным наглядным материалом, направленным на эстетическое восприятие, формирование художественного вкуса, любви и уважения к труду народных мастеров, нравственного воспитания личности ребенка.

         Таким образом, проблемы изучения национального художественного искусства народов в школе, изобразительного искусства требует своего теоретического, психолого-педагогического и методического изучения. По мере овладения основами мастерства изобразительного искусства в процессе изучения родного национального художественного наследия, как части мирового культурно-исторического процесса, знания учащихся приводятся в систему и создаются условия для формирования собственного художественного опыта, осознанного эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимания художественно-эстетических характеристик культурного наследия прошлого. Это означает, что закономерности процесса обучения изобразительному искусству, логичность его построения в совокупности с изучением народного искусства регионального компонента, реализуют программу формирования художественной культуры, предоставляя обучающимся возможность применить обретенный художественный опыт в собственной творческой практике, помогают раскрыть специфическое значение генетического единства природы происхождения народного декоративно-прикладного и реалистического видов изобразительного искусства для формирования художественной культуры учащихся; определить место и роль самобытности и неповторимого своеобразия русского и национального народного художественного наследия, открывать для детей перспективы самоопределения в предпочтениях по формам изобразительного искусства, его видам и жанрам.

 

Литература

 

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М.1994

2. Бабанский Ю.К. Бабушкины уроки /Под ред. Т.Я Шпикаловой – М.:

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1979

4. Бадаев В. С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России: дис. Набережные Челны, 2005

5. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. – М., 1985

6. Боголюбов Л.С. Формирование творческих способностей учащихся

средней школы средствами изобразительного искусства. Дис. Канд.пед.наук., М., 1993

7. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/Под ред. Т.Я. Шпикаловой и Т.А. Поровской. – М.: Владос,2000

8. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. – М., 1984

9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство. 1968

10. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1982-1984

11. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.1991

12. Декоративное творчество школьника и художественные народные промыслы /Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М., 1973

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – 3-е изд. – М. 1998

14. Народные праздники и обряды. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» М.: ВЦХТ, 1999, № 6

 

Автор: Насруллаева Лейла Пашаевна

учитель ИЗО МБОУ «Цмурская СОШ»

Сулейман-Стальского района РД