Система работы по ознакомлению старших дошкольников
с техникой изонити.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе. Техника изонити способствует развитию творческих способностей, она дает большие возможности в изучении композиции, развивает художественный вкус. Выбор цветовой гаммы для композиции развивает цветовое восприятие детей и имеет большое эстетическое значение. Работа воспитывает аккуратность и трудолюбие, причем труд носит творческий характер. Очень важно, что все работы, выполненные в этой технике, не делаются просто так, а имеют практическое значение (для оформления интерьера, закладки, открытки др.)
Новизна системы работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Педагогическая целесообразность разработки данной системы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. Цикл занятий состоит из двух разделов:
Занятия проходят один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 6 - 7 лет 25 - 30 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 8 - 10 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.;
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование образов с их использованием;
2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование образов с их использованием.
Методы, приемы и форма работы.
Словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла».
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязать узелок, умение работать с трафаретом, заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
- иллюстрации;
- образцы работ;
- схемы (техника заполнения фигур);
- стихи, загадки.
Инструменты, необходимые для работы:
- плотный картон или бархатная бумага;
- шелковые нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);
- игла с широким ушком;
- шило короткое;
- ножницы;
- циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;
- линейка;
- клей ПВА;
- копировальная бумага или калька;
- трафареты, кусок линолеума.
Ожидаемые результаты:
1. приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;
2. овладение техникой изонити;
3. обогащение активного и пассивного словаря детей;
4. получение опыта рисования и ручного труда;
5. закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;
6. развитие воображение;
7. развитие мелкой моторики рук.
Учебно-тематический план:
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов/сроки |
1 |
«Волшебная ниточка» |
Знакомство с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла». |
1/ Сентябрь |
2 |
«Грибок» |
Выполнение работы «Грибок». Обучение умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закрепление понятий: «угол», «вершина», «левая и правая стороны угла». Дорисовка изображение после вышивки. |
2/ Октябрь |
3 |
«Морковка» |
Выполнение работы «Морковка». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. |
2/ Октябрь |
4 |
«Зонтик» |
Выполнение работы «Зонтик». Узор тупого угла. Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия. Закрепление понятий – «угол», «вершина», «левая и правая стороны». Дорисовка изображения после вышивки. |
1/ Ноябрь |
5 |
«Ёлочки в лесу» |
Выполнение работы «Ёлочки в лесу». Закрепление навыков выполнения углов. Формирование чувства цвета. Чтение пословиц и поговорок о труде. Дорисовка изображения после вышивки. |
3/ Ноябрь |
6 |
«Снеговик» |
Выполнение работы «Снеговик». Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями. |
2/ Декабрь |
7 |
«Ёлочные шарики» |
Открытки на Новый Год. Окружность в технике изонити. Правила и последовательность работы с окружностями. |
2/ Декабрь |
8 |
«Домик в лесу» |
Создание сюжетных композиций. Обучение умению из углов и окружностей составлять изображение. Воспитание умения доводить начатое дело до конца. |
3/ Январь |
9 |
«Ваза» |
Выполнение работы «Ваза». Подбор нужного угла к рисунку, работа с трафаретом, создание отверстия по отметкам на трафарете. Закрепление правила работы с нитью. |
1 / Январь |
10 |
«Узор на полосе» |
Выполнение двух углов на полоске цветного картона. |
2/ Февраль |
11 |
«Солнце» |
Выполнение работы «Солнце». Продолжение самостоятельного подбора цвета ниток. |
2 / Февраль |
12 |
«Одуванчики» |
Открытки на 8 Марта. Сюжетные композиции с использованием разных по величине окружностей. |
2/ Март |
13 |
«Подснежники» |
Составление изображений цветов из углов и окружностей. Введение понятия «зеркальное изображение». |
2/ Март |
14 |
«Цыплята на травке» |
Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности. Умение правильно пользоваться иголкой. |
2/ Апрель |
15 |
«Колпак для Петрушки» |
Продолжение тренировки по прокалыванию отверстий с использованием линейки. |
2/ Апрель |
16 |
«Цветы» |
Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Создание сюжетных композиций из углов и окружностей разной величины. |
2/ Май |
Список используемой литературы
1. Бурундукова Л.И. «Волшебная изонить». - М.: Аст - пресс-книга.
2. Воробьева Д.И. «Гармония развития» - С.-П.: Детство-пресс.
3. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». – С.-П.: Детство - пресс.
Автор: Григорьева Елена Юрьевна
воспитатель
МАДОУ «ЦРР - детский сад № 364»
г. Челябинска Челябинской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)