Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Консультация для воспитателей.

«Праздник книги в детском саду»

 

Чтобы ребенку стало приятно, интересно и радостно обращаться с книгой, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном, условном для них книжном языке. Пока он этого не умеет, любая книга для него - это, образно говоря, избушка на курьих ножках, в которую неизвестно как пойти, потому что непонятно, как скомандовать ей. А без этой команды мир книг - это общество мудрецов, но глухих и немых, а потому равнодушных к его, ребенка, конкретным и острым заботам, тревогам, печалям и радостям.

В нашем детском саду в каждой группе есть уголок книги. Здесь под рукой у ребят лежат именно такие книги, обращаясь к которым легко и радостно применять приобретаемые по мере обучения знания и умения. Задавать книгам вопросы и получать от них пока неполные, но уже верные ответы. О чем расскажет книга, если её прочитать? Веселый это будет рассказ или грустный? Правда это или сказка, о нашем времени или о прошлом, о жизни в родной стране или о других странах пойдет речь... Можно ли, приобретая такую чудесную власть над книгой, удерживаться, чтобы не попробовать «порыться в книгах», поговорить с ними самому? Конечно, нет.

И как показывает опыт, все ребята охотно и привычно обращаются в книжный уголок. В уголке хранится не менее 15 книг на разные темы, с иллюстрациями разных художников к одной книге. Кроме того, здесь отражается содержание занятий по ознакомлению с окружающими и самостоятельная работа детей с детскими книгами в течение недели.

Я хочу поделиться опытом, как мы проводим праздник книги. Этому мероприятия предшествует большая предварительная работа: в течение всего учебного года детей знакомили с произведениями детской литературой и их авторами, с различными жанрами: стихотворение, сказка, рассказ; проводили индивидуальные беседы и консультации с родителями на темы: «Возрастные особенности дошкольника читателя», «Значение детской литературы в формировании личности ребёнка», «Литературные игры в семейном кругу» и т.д.

«Книжкины именины» - проводятся весной, в конце учебного года, поэтому для нас это форма диагностики. Наблюдая за детьми, беседуя с родителями можно определить, относиться ли ребёнок к чтению как к полезному занятию, сформирован ли у ребёнка стереотип разборчивого читателя, читателя собеседника, читателя-критика, вдумчивого, заинтересованного.

Обязательно посвящаем родителей в замысел совместного с детьми вечера. Группу оформляем книгами, портретами писателей, поэтов, иллюстрациями, рисунками детей, созданными на основе книг - у нас праздник - «Книжкины именины»!!! Многие книги пришли к нам в гости, многие живут с нами. Рядом с портретом писателя лежат его произведения. Дети вместе с воспитателем «заходят в гости» к каждому автору и называют их имена, вспоминают название книг, цитируют. Предлагаются различные задания для детей: узнайте из какой сказки я прочитаю отрывок (может быть использована запись на плёнке). А кто помнит конец этого произведения? Пока идет смены деятельности звучит музыка, поддерживающая хорошее настроение у всех.

Можно расположить на фланелеграфе иллюстрации героев из сказок С. Маршака, К. Чуковского и др. Можно инсценировать какую-нибудь сказку, например «Сказку о глупом мышонке» -воспитатель говорит текст за автора.

Часто такие вечера заканчиваются викториной. Дети делятся на две команды, придумывают себе название и участвуют в конкурсах, которые предлагает воспитатель. Затем идет обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному.

В конце вечера родители своим детям вручают подарки - закладки для книг, книги.

Ознакомление детей с книгой в детском саду важно поддержать дома. Такие праздники способствуют развитию у детей интереса к книге, а на основе его - потребности научиться читать - это наша главная задача.

 

Литература

  1. Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование занятий) – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г.
  2. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь.: Книжный мир, 2005г.
  3. Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет./ сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  4.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Издательство института Психотерапии, 2001г.

 

Автор: Стеценко Светлана Владимировна

воспитатель

                                                             бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска

«Детский сад № 359 общеразвивающего вида»