Внеклассное занятие во 2 и 4 классе по теме «Урок чистоты»
Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ручки, листочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Сегодня мы проведем урок чистоты.
-Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?
(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.)
2. АОЗ
- Что для человека самое дорогое? Зависит ли здоровье человека от чистоты?
(слайд №3 – составляющие здоровья человека)
3. Сообщение темы классного часа
- Сегодня мы поговорим о влиянии внешней среды на человека и о влиянии человека на окружающую среду.
(слайд №4 – фото с музыкальным сопровождением)
- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
(слайд №5) Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?
5. Рассказ учителя
- Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО) (слайд 6)
- Ребята, подумайте, какие отходы производите вы? Напишите на листочке названия (индивидуальная работа)
- Прочитайте, что вы перечислили. Что можно ещё добавить в этот список?
Всё, что вы перечислили – это ТБО. К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.
Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:
1) общий сбор и транспортировка;
2) захоронение ТБО.
Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы. Например, на официально зарегистрированные свалки Санкт-Петербурга ежегодно вывозится 5,8 млн. м3 мусора, а по расчетам комитета по содержанию жилого фонда, бытовых отходов должно быть около 10 млн. м3. По всей видимости, разница оказывается в ближайшем лесу или овраге.
Почти все российские полигоны отравляют атмосферу (воздух) и гидросферу (воду), губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.
Полигон в г. Лысьва создан более 50-ти лет назад, сегодня не соответствует никаким санитарным нормам.
Те отравляющие вещества, которые выделяются в воздух и в воду, сопоставимы с работой всех предприятий города, а отсюда - влияние этих веществ на здоровье людей и состояние окружающей среды. Сегодня в Пермском крае больше тысячи свалок, на которые в год вывозится один миллион 150 тысяч тонн твердых бытовых отходов. 770 тысяч тонн мусора в год расползаются по территории края несанкционированно, т.е. люди сваливают мусор, где придётся.
Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все так просто. В современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений. От сжигания 1 т мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.
В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. (слайд 7)
По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?
Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.
6.Динамическая пауза.
(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
7. Определение целей.
- В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что нужно сделать для решения важной проблемы: сохранения чистоты родного края, Земли, и попробовать вынести свои решения проблемы «Что делать?» (слайд № 8 – отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери)
8. Работа по теме.
- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения «Что нужно сделать, чтобы наша планета была чистой? Чтобы внешняя среда не угрожала нашему здоровью?» (слайд 9)
(бережно относиться к природе, не наносить ей вред, увеличить количество дворников, повысить им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды, обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию.)
9. Высказывания представителей от каждой группы
- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Давайте обобщим все ваши предложения (слайд 10)
1. Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки
В современных условиях более целесообразной является организация сбора и переработки, при которой отходы везут не на свалку, а на мусороперерабатывающие заводы, где из них изготавливают компост, который можно применять в сельском хозяйстве, и вторичное сырье. Но наш российский мусор очень часто не готов к немедленной переработке, так как он не отсортирован. Чтобы мусор был отсортирован, но опять же население пока плохо отзывается на новшество.
Например, в Германии, каждый вид отходов складывается в отдельный контейнер: пищевые отходы, пластик, бумага… И дело тут не в сознательности. Просто за несортированный мусор домовладелец должен заплатить штраф, а за сортировку получает налоговые льготы.
-Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
Анализ мирового опыта обращения с отходами показывает, что в большинстве стран Европы и Северной Америки за последние десятилетия произошли значительные изменения в этой сфере. Последовательность удаления отходов в этих странах сегодня включает несколько обязательных этапов вместо двух традиционных (сборки и захоронения):
-уменьшение объемов образования ТБО путем рационализации потребления (в нашей стране, по данным РАН, не эффективно используется, порождая отходы, примерно 1/6 часть общественного продукта);
-вторичное использование отходов (в России по данным министерством природных ресурсов бытовые отходы перерабатываются лишь на 3-4% (из каждых 100 кг только 3-4 кг), в странах Запада примерно на 30% (из 100 кг – 30 кг перерабатывается);
-извлечение энергетического потенциала отходов;
-захоронение остатков ТБО, не обладающих никакими полезными свойствами, на экологически нейтральных полигонах.
В последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. На реализацию подпрограммы «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» планируется выделить 42 млрд. руб. – на разработку и внедрение новых технологий в области повторного использования и переработки отходов, в том числе и бытовых. Учеными Института проблем химической физики РАН разработан уникальный метод переработки ТБО в горючий газ, не содержащий вредных примесей, при горении. Корпорация ТОНАР разработала генеральную концепцию проекта полной безотходной утилизации бытовых отходов и получения из них металлов, стекла, удобрений, стройматериалов.
-Следующие правила:
3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.
4. Беречь электроэнергию, воду.
- Если мы следим за светом, мы бережем и ресурсы, затрачиваемые на производство электроэнергии, и воздух от загрязнения, часто свет горит без надобности.
5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
-Ну, и всем известное правило:
6. Беречь и охранять природу (слайд11)
10. Подведение итогов.
- Давайте повторим, какие правила у нас получились.
1. Повышать культуру населения.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.
4.Беречь электроэнергию, воду.
5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
6. Беречь и охранять природу.
- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?
- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать.
Поэтому я предлагаю вам сочинить листовки, которые будут развешены в поселке с обращениям к жителям об охране окружающей среды и очистке от мусора.
-Предлагаю вам в качестве домашнего задания, по группам - создать и написать проект плакатов и листовок.
11.Рефлексия.
- Ребята, напишите, пожалуйста, на листочках.
Я узнал ……….
Я понял………..
Я буду………..
Мне хочется закончить урок словами:
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Список использованной литературы.
Автор: Комарова Светлана Васильевна
МБОУ «Обманковской ООШ»
п. Обманка -2 Лысьвенского района Пермского края
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)