Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Внеклассное занятие во 2 и 4 классе по теме «Урок чистоты»

 

Задачи:

  • формировать основы экологической грамотности, чувства     ответственности и любви к природе
  • познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов
  • сформировать социально-активную позицию по защите и   сохранению окружающей среды
  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы
  • формировать культуру общения на уроке, работы в группах
  • воспитывать экологическую культуру

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ручки, листочки.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

1. Организационный момент

Сегодня мы проведем урок чистоты.

-Как вы понимаете слово «чистота»?  Какая бывает чистота?

(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.)

2. АОЗ

- Что для человека самое дорогое? Зависит ли здоровье человека от чистоты?

(слайд №3 – составляющие здоровья человека)

3. Сообщение темы классного часа

- Сегодня мы поговорим о влиянии внешней среды на человека и о влиянии человека на окружающую среду.

 (слайд №4 – фото с музыкальным сопровождением)

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

(слайд №5) Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?

5. Рассказ учителя

- Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО) (слайд 6)

- Ребята, подумайте, какие отходы производите вы? Напишите на листочке названия  (индивидуальная работа)

- Прочитайте, что вы перечислили. Что можно ещё добавить в этот список?

Всё, что вы перечислили – это ТБО. К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона  всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.

Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:

1) общий сбор и транспортировка;

2) захоронение ТБО.

Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы. Например, на официально зарегистрированные свалки Санкт-Петербурга ежегодно вывозится 5,8 млн. м3 мусора, а по расчетам комитета по содержанию жилого фонда, бытовых отходов должно быть около 10 млн. м3. По всей видимости, разница оказывается в ближайшем лесу или овраге.

Почти все российские полигоны отравляют атмосферу (воздух) и гидросферу (воду), губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.

Полигон в г. Лысьва создан более 50-ти лет  назад, сегодня не соответствует никаким санитарным нормам.

Те отравляющие вещества, которые выделяются в воздух и в воду, сопоставимы с работой всех предприятий города, а отсюда - влияние этих веществ на здоровье людей и состояние окружающей среды. Сегодня в Пермском крае больше тысячи свалок, на которые в год вывозится один миллион 150 тысяч тонн твердых бытовых отходов. 770 тысяч тонн мусора в год расползаются по территории края несанкционированно, т.е. люди сваливают мусор, где придётся.

Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все так просто. В современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений. От сжигания 1 т мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.

В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. (слайд 7)

По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?

Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.

6.Динамическая пауза.

(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит  напевно слова)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке.

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

 

7. Определение целей.

- В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что нужно сделать для решения важной проблемы: сохранения чистоты родного края, Земли, и  попробовать вынести свои решения проблемы «Что делать?» (слайд № 8 – отрывок из произведения Антуана де Сент Экзюпери)

8. Работа по теме.

- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения «Что нужно сделать, чтобы наша планета была чистой? Чтобы внешняя среда не угрожала нашему здоровью?» (слайд 9)

 

(бережно относиться к природе, не наносить ей вред, увеличить количество дворников, повысить  им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды,  обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты,  расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты,  штрафовать за загрязнения, подключить милицию.)

 

9. Высказывания представителей от каждой группы

- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Давайте обобщим все ваши предложения (слайд 10)

 

1. Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки

В современных условиях более целесообразной является организация сбора и переработки, при которой отходы везут не на свалку, а на мусороперерабатывающие заводы, где из них изготавливают компост, который можно применять в сельском хозяйстве, и вторичное сырье. Но наш российский мусор очень часто не готов к немедленной переработке, так как он не отсортирован. Чтобы мусор был отсортирован, но опять же население  пока плохо отзывается на новшество.

 Например, в Германии, каждый вид отходов складывается в отдельный контейнер: пищевые отходы, пластик, бумага… И дело тут не в сознательности. Просто за несортированный мусор домовладелец должен заплатить штраф, а за сортировку получает налоговые льготы.

-Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

Анализ мирового опыта обращения с отходами показывает, что в большинстве стран Европы и Северной Америки за последние десятилетия произошли значительные изменения в этой сфере. Последовательность удаления отходов в этих странах сегодня включает несколько обязательных этапов вместо двух традиционных (сборки и захоронения):

-уменьшение объемов образования ТБО путем рационализации потребления (в нашей стране, по данным РАН, не эффективно используется, порождая отходы, примерно 1/6 часть общественного продукта);

-вторичное использование отходов (в России по данным министерством природных ресурсов бытовые отходы перерабатываются лишь на 3-4% (из каждых 100 кг только 3-4 кг), в странах Запада примерно на 30% (из 100 кг – 30 кг перерабатывается);

-извлечение энергетического потенциала отходов;

-захоронение остатков ТБО, не обладающих никакими полезными свойствами, на экологически нейтральных полигонах.

 В последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. На реализацию подпрограммы «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» планируется выделить 42 млрд. руб. – на разработку и внедрение новых технологий в области повторного использования и переработки отходов, в том числе и бытовых. Учеными Института проблем химической физики РАН разработан уникальный метод переработки ТБО в горючий газ, не содержащий вредных примесей, при горении. Корпорация ТОНАР разработала генеральную концепцию проекта полной безотходной утилизации бытовых отходов и получения из них металлов, стекла, удобрений, стройматериалов.

 -Следующие правила:

3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.

4. Беречь электроэнергию, воду.

- Если мы следим за светом,  мы бережем и ресурсы, затрачиваемые на производство электроэнергии, и воздух от загрязнения, часто свет горит без надобности.

5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные  примеси.

-Ну, и  всем известное правило:

6. Беречь и охранять природу (слайд11)

10. Подведение итогов.

- Давайте повторим, какие правила у нас получились.

1. Повышать культуру населения.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.

4.Беречь электроэнергию, воду.

5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные  примеси.

6. Беречь и охранять природу.

- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?

- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все  мы можем соблюдать.

Поэтому я предлагаю вам сочинить листовки, которые  будут развешены в поселке с обращениям к жителям об охране окружающей среды и очистке от мусора.

-Предлагаю вам в качестве домашнего задания,   по группам - создать и написать  проект  плакатов и листовок.

11.Рефлексия.

- Ребята, напишите, пожалуйста, на листочках.

Я узнал ……….

Я понял………..

Я  буду………..

Мне хочется закончить урок словами:

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,                             

Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,                                      

В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами. 

Приложение 

Список использованной литературы.

  1. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина Методическое пособие «Мир вокруг нас»  Москва «Вако» 2003 г.
  2. Рекомендации по проведению Урока чистоты – 2011.
  3. Фактические данные из Интернета.
  4. http://www.kebc.perm.ru/index.files/urok_chistota.htm - разработки учителей
  5. http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=32299
  6. http://www.rg.ru/2009/11/24/reg-permkray/musor.html

 

Автор: Комарова Светлана Васильевна

МБОУ «Обманковской ООШ»

п. Обманка -2 Лысьвенского района Пермского края