Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Сценарий  внеклассного  занятия по теме: «Бардовская песня»

 

Возрастная группа: для учащихся 7-11 классов.

Цель:  Знакомство с  бардовской песней.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей бардовской  песни, с лучшими представителями этого песенного жанра.

Развивающая:  стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

Воспитательная:  использовать силу воздействия бардовской песни на формировании личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры.

Методы и приемы:  словесно-иллюстрационный, слайдовая презентация, беседа, музыкальное  сопровождение: фонограмма, живое исполнение;  видеосюжеты,  литературный рассказ.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, гитара.

Музыкальное оформление:

  1. Диск «Песни нашего века».
  2. Ю. Левитанский. «Каждый выбирает для себя».
  3. В. Высоцкий. «Я не люблю».
  4. «Грузинская песня» Сл.  и  муз. Б. Окуджавы.
  5. «Как здорово» Сл.  и муз. О. Митяева.

Наглядные пособия, оборудование:  Использование компьютерной программы «Power Point» для показа портретов известных бардов;  записи песен в авторском исполнении; буклеты, гитара.

Данный сценарий может быть использован при проведении классных часов, музыкальных гостиных в общеобразовательных учреждениях, в центрах дополнительного образования.   Желательно  больше  использовать «живое» исполнение бардовских песен. Исполняемые песни можно заменить, в зависимости от технических и исполнительских возможностей.

 /Звучит любая бардовская песня с диска «Песни нашего века»/

Я  говорю вам - Добрый день!

Хочу улыбки видеть ваши.

Чтобы с лица исчезла тень,

И теплой была встреча наша.

Давайте постараемся забыть хотя бы на время все грустное, что с вами сегодня случилось: кто-то получил плохую отметку,  кого- то обидели недобрым словом, у кого-то просто было плохое настроение.  Сейчас вы здесь, среди единомышленников. Все мы разные, но всех нас объединяет одно – гитара. И она для каждого из нас - самый надежный и преданный друг. Она всегда помогает нам в трудную минуту.  Когда мы берем ее в руки, прижимаем к своему сердцу, играем или поем любимые песни, на душе становится легче, и мы смотрим на мир уже другими глазами.  /Слайд №1   « Бардовская песня» /

Сегодня мы  поговорим о бардовской  песне, познакомимся с  представителями этого жанра. Некоторые имена вам уже известны. Кто–то из вас сам исполняет песни известных бардов. Мы попытаемся разобраться в характерных особенностях этих песен. И я думаю, что слова, сказанные известным российским бардом  Юрием Визбором, в какой-то, степени помогут  нам в этом.  / Слайд № 2 Слова Ю. Визбора/

 «И сама по себе не играет гитара, а  дана человеку, как голос души…»  

 

I. Бардовская песня.

-  Скажите, пожалуйста, знаете ли вы кого-нибудь из известных бардов?

-  Какие песни авторов-исполнителей вы знаете? Спасибо.

Чтобы понять суть бардовской песни, обратимся к происхождению этого слова. Известна  такая притча. Еще задолго до Рождения Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населяющие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца - друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранник назывался - БАРД.

Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

/ Слайд  №3 Бардовская песня это, далее по щелчку/

 

  1. Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, ее исцелению. Бардовскую песню,  можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем только проникновенная мелодия и образы, которые создает песня.  Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа, работа мысли, чувств, памяти, сердца. Эта работа души. 
  2. Бардовская песня это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. У каждого автора своя интонация. Она узнаваема среди других песен.
  3. Это песни не для развлечений. Их нельзя слушать между делом.  
  4. Бардовские песни не пишутся на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъёма. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство гордости, уважения, надежды, нежности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Главным является то, какова сама песня.
  5. Бардовская песня - искусство целостное. Автор пишет стихи, придумывает к ним музыку и сам исполняет свое произведение. Поэтому очень часто бардовскую песню называют авторской. Преимущество этого жанра состоит в том, что в нем  во главу ставятся  стихи, поэтический текст.
  6.  «Что  петь,   а  не    как  петь  –  вот  в  чем суть авторского исполнения».

(  Как подтверждение словам,  звучит песня в исполнении  Сергея Никитина  «Каждый выбирает по себе»  №10 на диске «Песни нашего века»)

 

II.  Авторы – исполнители бардовской песни.

Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы.

/ Слайд №4 с портретами бардов/  

Чтобы соответствовать истинному предначертанию барда, автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир.

Михаил Леонидович Анчаров - один из основоположников бардовской песни,  писатель, поэт, драматург, переводчик, архитектор, живописец, член Союза писателей СССР (1967).

Городницкий  Александр Моисеевич  -  геолог, океанолог, поэт. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Автор более 230 научных работ, статей в журналах. Член Московского союза писателей (1972), Лауреат 1 Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1965 г. Известные песни: «Атланты», «Перекаты», «Снег», «Предательство».

Булат Окуджава –  целая эпоха в истории авторской песни. Один из основоположников жанра бардовской песни. Родился в Москве, жил на Арбате. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. В 1937 родители арестованы,  отец расстрелян, мать сослана в  лагерь.  Возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942  в 17 лет добровольцем ушел на войну. Окончил филологический факультет Тбилиского государственного университета, работал учителем, редактором в издательстве «Молодая  гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете».  В 1956 году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару.  В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик.  Член Союза писателей СССР, с 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ, с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ. Известные песни: «Грузинская песня», «Давайте восклицать», «Ах, война», «Арбат», «Здесь птицы не поют» и др.

               Исполняется песня Булата Окуджавы  «Виноградная косточка».

 

Булат Окуджава, Михаил Анчаров  были первыми. За ними пришли: 

Виктор Берковский  -  металлург, кандидат технических наук (1967), доцент в институте стали и сплавов. Песни сочинял на стихи М. Светлова, Э. Багрицкого, Н. Матвеевой, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, Д. Сухарева и других российских и зарубежных поэтов. Известные песни «Гренада», «На далекой Амазонке», «Вспомните, ребята» и др. Был одним из руководителей проекта «Песни нашего века» (1999).

Юлий Ким. По образованию - педагог.  После окончания Московского педагогического института пять лет работал на Камчатке, затем в Москве - в физико-математическом интернате. В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов СССР (1987 г.).   

Юрий Визбор - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоящих у истоков авторской песни. Родился в Москве, окончил Московский государственный педагогический институт. Журналист, создатель радиостанции «Юность», журнала «Кругозор» с гибкими пластинками. Художник драматург, написавший несколько пьес и киносценариев. Кинематографист, автор документальных фильмов, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах. Увлекался  путешествиями и горными походами. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Поэт и певец, автор более трехсот песен. Известные песни «Перевал», «Лесное солнышко», «Домбайский вальс», «Серега Санин», «Наполним музыкой сердца»  и др. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов. Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы. 

 /Исполняется  песня Юрия Визбора « Лесное солнышко» /

                            

В конце 60–х, в начале 70–х  годов  сделала качественный скачок профессиональная песня. Стали популярны ВИА. Песня обратилась к проблемам, волнующим молодежь, появились новые формы подачи песни. Менялась и авторская песня. Появились и новые авторы исполнители: / Слайд №5 с портретами /Вадим Егоров, Новелла Матвеева,  Александр Суханов, Александр  Дольский, Юрий Кукин.   

Ярким представителем бардовской песни этого времени является Владимир Высоцкий. / Слайд №6  с портретом Высоцкого/

Родился в Москве.  В 1955 году поступил в Московский инженерно-строительный институт. С  первого семестра уходит из института. С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. В 19601964г. работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль». Автор нескольких киносценариев. Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию , Францию, Германию, Польшу. Записал около 10 радио-спектаклей, дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

Давайте послушаем  небольшое интервью и песню   «Я не люблю»  в исполнении автора. / Звучит видео запись с диска «В. Высоцкий» /

Именно Высоцким был придуман термин «авторская песня». Вот что он говорил по этому поводу: «Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей,  близких, вообще за ситуацию. Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно также вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии, вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать,  а ваше желание что-то услышать».

В 70-80 годы продолжалось самоутверждение бардовской, авторской песни. Бардовская песня становится  один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные аудитории фестивалей бардовской песни, которые  проходят круглый год во всех уголках страны.

Самый известный из них Грушинский, /Слайд № 7 с Грушинского фестиваля/ который традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Идея Грушинского фестиваля возникла в 1967 году после того, как на реке Уде трагически погиб, спасая детей с перевернувшейся лодки, студент Куйбышевского авиационного института, исполнитель туристических песен Валерий Грушин.

90-е годы. Возрастает число концертов с участием  бардов. Меняется содержание авторской песни. Она откликается  на самые актуальные события  эпохи, значительно вырос уровень владения гитарой. Многие авторы-исполнители стали участниками известного проекта «Песни нашего века». Это: / Слайд №8  Песни нашего века/ Сергей Никитин, Алексей Иващенко, Георгий Васильев,   Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Леонидов, Галина Хомчек,  Лидия Чебоксарова

Наверно самым популярным и известным бардом нашего времени можно считать Олега Митяева. / Слайд №9 Олег  Митяев/.  Окончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, отслужил армию, поступил и  окончил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность-тренер по плаванию. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. Снялся в нескольких фильмах. Наиболее известные песни:  «Соседка», «Как здорово», «Давай с тобой поговорим»,  «Лето - это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!». Творчество артиста смогли оценить жители Германии, Франции, Италии, ЮАР, Израиля и Америки.

Давайте сейчас все вместе исполним песню Олега Митяева  «Изгиб гитары желтой». (Текст песни  на слайде №9).

Итак, что же такое   «бардовская песня»?

  • Бардовская песня – это самостоятельное явление нашей отечественной культуры.
  • Жанр бардовской песни – один из самых массовых видов творчества.
  • Бардовская песня обладает огромным духовным потенциалом, лечит и исцеляет человеческие души; способствует воспитанию и становлению личности, учит сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Всем спасибо за внимание. До новых встреч. / Слайд №10 До новых встреч./

Приложение 

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Алексеева И.А.  Я наслушался песен дождя…  Люди и песни  №1. М.:  ШАНС+, 2004.
  2. Макарова Б.О. Я обнимаю всех живых… Воспитание   школьников №4.  М.: Школьная Пресса, 2005.
  3. Сурган В.И. Наполним музыкой сердца. Классный руководитель №2.  М.:   Август-Принт, 2001.
  4. Скуднова И.К. Вечер, посвященный авторской песне.   Воспитание школьников №7. М.: Школьная Пресса, 2004.
  5. Третьякова В.А. На любовь свое сердце настрою. Читаем,  учимся,  играем  №3. М.: Либерия-Бибинформ, 2000.
  6. http://ru.mityaev.ru
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://yanmayzesl.narod.ru

 

Автор: Голещихина Елена Октябриновна

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр»

Г. Колпашева Томской области