Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

«Звук [Р] красиво говори!»

(подготовительная группа)

Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах,

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить артикуляцию звука [Р], используя символы-модели.
  2. Закреплять    умение    определять    позицию    звука    [Р]    в    словах, совершенствовать словарь, грамматический строй речи.
  3. Совершенствовать умение детей  в  звуковом  анализе  слогов,  слов используя метод наглядного моделирования.
  4. Развивать умение составлять предложения из трех слов.
  5. Формировать предпосылки к учебной деятельности.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать умение правильно произносить звук    [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Развивать мелкую моторику, общую моторику, психические процессы.
  3. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Организовывать коммуникативное взаимодействие в парном диалоге, в подгруппах детей.

10.Воспитывать    навык    доброжелательного    отношения    в    группе
сверстников.                                                       

Оборудование: Картинки со звуком [Р], схема артикуляции звука [Р], модели звуков, предложений, мольберт, песочные часы, мяч; массажные мячики, карандаши.

 

Ход занятия:

1. Эмоционально-коммуникативное приветствие

(двигательно-мимическая гимнастика по здоровьесберегающей технологии М.Л. Лазарева «Здравствуй!»).

- Ребята, у нас сегодня гости. Предлагаю поприветствовать наших гостей и друг друга. А поможет мне мальчик имя, с которым познакомились на прошлом занятии.

Головушка - соловушка, погладим головку.

Лобик - бобик, постукиваем лобик.

Глазки - коляски, круговые движения.

Реснички - сестрички, поморгаем глазками.

Носик - абрикосик, погладим носик.

Щечки - комочки, помнём пальчиками щёчки, потрём их пальчиками.

Губки - голубки, постукивание вокруг губ.

Зубочки - дубочки, постучим тихонько крепкими зубами.

Ушки - послушки, потрём тихонько пальчиками свои ушки.

Бородушка - молодушка, постукивание пальцами подбородка.

Шейка - лебедушка, погладим шейку.

Грудочка - уточка, постукиваем свою грудку.

Плечики - кузнечики, подёргаем плечиками вверх-вниз.

Ручки - хватучки, «похватаем» воздух вокруг себя.

Пальчики-мальчики, пошевелим пальчиками рук

Пузик - арбузик, гладим круговыми движениями.

Спинка - тростинка, вытянем спинку.

Коленочки - поленочки, постучим по коленочкам.

Ножки - сапожки, топаем ножками.

- Как здорово у вас получалось! Замечательно! Верно, в народе говорят: «Здоров будешь - все добудешь!»

2. Вхождение в тему. 

- Сегодня в стране Красивой речи случился переполох: подул сильный ветер и все картинки разлетелись. Посмотрите вокруг, найдите их, произнесите слова громко, шепотом. (Зрительные траектории по технологии В.Ф.Базарного)

- Какой одинаковый звук слышится в   словах: рыба, рысь, трактор, робот, рак, ромашка, барабан? (ответы детей) Какие догадливые дети!

З. Проблемная ситуация.

Послушайте, звуковую загадку...(звучит фонограмма).

- А что в окружающем мире может реветь, рычать, грохотать?

Дети предлагают разные ответы: мотор трактора работает, тигр рычит ...

4. Организация активной мыследеятельности.

4.1.    Артикуляция звука [Р] с использованием метода наглядного моделирования.

Помощница - схема поможет нам рассказать об артикуляции звука [Р].

-На что похожи губы?

-Видны ли зубы?

-Где находится язычок?

-Голосок живет в горлышке?

Проверим   друг   у   друга   (прием   взаимопроверки   через   тактильные ощущения).

- Каким цветом будем обозначать звук [Р]? Почему? (Согласный, твердый,
звонкий).

- Почему звуковой человечек в стране Красивой речи гуляет в синих ботиночках?

- Ребята, вы правы - звук [Р] согласный, твердый, звонкий, а еще он и целебный... Хотите узнать его целебную силу? Оказывается, если произнести звук [Р] громко, то сразу исчезнет злость и плохое настроение, а если тихо, напевно, то настроение сразу станет радостным!

- Произнесем звук [Р] по звуковым дорожкам громко, тихо...(прием утрированного произношения звука [Р] по модели «Звуковые дорожки»).

- Повернитесь друг к другу, положите ладонь на шею соседа, пропойте ещё раз звук «р-р-р».

Научите своих близких и друзей произносить этот целебный звук каждый день и вы всегда будете здоровы!

4.2. Моделирование слогов с использованием картинок-символов,

Предлагаю вам выложить слоги. Будьте внимательны.

- Выложите слоги: РА-АР-ОР~РО-РУ-УР-ЭР-РЭ-РЫ-ЫР-ИР.

Экспресс-диалог: В слоге (ра) какой первый звук? Какой второй? Какие слоги мы с вами выкладывали?

4.3. Звуковой анализ слов.                  

- У меня для вас загадка. Хотите отгадать ее?
(модель загадки по схеме: цвет, форма, предназначение, расположение звука [Р])

- Он бывает красный, желтый, синий.

По форме круглый, сделан из резины, с ним очень любят играть дети. Последний звук [Р]. По секрету скажите мне на ушко. Итак, слово ... (дети отвечают: шар).

Вы загадку разгадали,

Очень быстро пробежали.

Но смотрите, впереди -

Очень мощные замки!

Игра «Звуковые замки»

На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова. Детям предлагается выбрать ключ - схему к каждому замку. Но чтобы, открыть замок мы с вами будем разбирать слово в паре «учитель-ученик».

Правила игры «Учитель-ученик».

Учитель наблюдает за действиями ученика, внимательно его слушает, помогает в случае просьбы и дает оценку. Ученик выполняет действия, проговаривает их вслух, определяет звуки в слове, ставит ударение, выполняет задания учителя.

- Разрешите мне быть хранителем времени. После 3-х минут роли меняются. Поторопитесь, время уже заканчивается!

- Какие дружные пары «учитель - ученик». Действовали согласованно, слаженно, поэтому успели выполнить задания. Вы были молодцы!

Дети объясняют свой выбор: «Я выбрал ключ от первого замка, потому что в слове «рак» три звука: согласный твердый [р], гласный [а], согласный твердый [к]».

4.4. Физкультминутка. 

Сегодня, проведет веселую разминку Катя, красиво произносим звук

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

(ходить по кругу).

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Вверх летели

(потянулись вверх).

Вниз летели

(присели на корточки).                           *

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

-Как замечательно вы выполняли физкультминутку!

4.5. Определение места звука [Р] в слове. Игра «Угадай, где живет звук?»  

(пособие «Звуковая птичка», Г. Ванюхина)

- Ребята, определим, где живет звук [Р], я вам буду называть слова, а вы поднимите ту часть птички, где находится звук [Р].

Слова: трос, рыба, торт, рак, помидор, морковь, рис, рысь, труба, курица, пирог, крапива, рот. Задания-ловушки: трактор, архитектор, растратить ...

- Ребята, назовите слова, в которых звук [Р] живет в начале слова? В конце? В середине? (утрированное произношение звука [Р])

- Ребята, а какой вы можете открыть секрет слов трактор, архитектор, растратить? Кто догадался? (звук [Р] живет в середине и конце слова, в начале и середине...)

Оказывается, звук [Р] может находиться в середине и в конце слова, в начале и середине слова. Искупаем в аплодисментах догадливую Олю.

- У вас на столе разноцветные мячики. На что они похожи? Нравятся? Берите.

4.6. Пальчиковый массаж с использованием массажных мячиков.

Ты катись, катись наш мячик, От ладони к пальчикам. Дай всем силы и здоровья Девочкам и мальчикам!

- Какие умелые пальчики! Советую выполнять вам пальчиковую гимнастику каждый день, тогда ваша речь будет красивой и правильной.

4.7. Работа со словами, содержащими звук [Р] по сенсорному кругу В.Ф.Базарного.         

-Я — гусеница непростая,

Гусеница слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если со мной

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет.

Назовите картинки и найдите слова внутри этдх слов (раДУГА, форТОЧКА, РЫБАк, ШАРф).

Дети объединяются в подгруппы по цветовому признаку, выкладывают слова, затем представитель каждой подгруппы объясняет и доказывает правильность своего ответа, затем в игре «Живое предложение» составляют с этими словами предложения.

4.8. Игра «Живое предложение» (прием Г. Ванюхиной)

- Предлагаю вам составить предложение из трех слов со словом «РЫБА» и выложите схему предложения. Какое замечательное предложение у Саши! Искупаем его в аплодисментах! Предлагаю вам поиграть в игру, в которую любила играть в детстве.

А называется она «Живое предложение».

Дети-слова договариваются кто каким будет словом в предложении и моделируют это предложение.

Дети - слова дайте друг другу руки! Произнесите каждый свое слово! Почему взялись за руки? (слова в предложениях дружат между собой). Какое 1,2,3 слово? Если мы уберем или поменяем одно слово, понятное предложение получится?

- Какой знак ставится в конце предложения? (точка) Как читаются слова в предложении? А если мы хотим, чтобы предложение звучало радостно и торжественно, то в конце предложения надо поставить восклицательный знак.

5.  Рефлексия    занятия    на    основе   дифференцированного    подхода «Волшебный цветок».

А сейчас ребята, давайте оценим себя. А в этом нам помогут цветочки, которые мы с вами сделаем своими руками и покажем нашим гостям. Возьмите себе по листочку и слушайте меня внимательно.

- артикуляция звука: если вы справились, приклейте зеленый лепесток, если были затруднения синий, а если не справились красный;

- выкладывание слогов: если вы справились, приклейте зеленый лепесток, если были затруднения синий, а если не справились красный;

- «Звуковые замки»; -«Гусеница»;

- определение  позиции звука,  какой секрет звука  [Р]  открыли  в  игре
«Звуковая птичка»;

- «Живое предложение».

По оценки каждого задания дети выкладывают соответствующий лепесток.

 

Автор: Вышемирская Юлия Михайловна 

учитель – логопед

МАДОУ №45 

город Томск