«Звук [Р] красиво говори!»
(подготовительная группа)
Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах,
Программные задачи:
Образовательные:
Коррекционно - развивающие:
Воспитательные:
10.Воспитывать навык доброжелательного отношения в группе
сверстников.
Оборудование: Картинки со звуком [Р], схема артикуляции звука [Р], модели звуков, предложений, мольберт, песочные часы, мяч; массажные мячики, карандаши.
Ход занятия:
1. Эмоционально-коммуникативное приветствие
(двигательно-мимическая гимнастика по здоровьесберегающей технологии М.Л. Лазарева «Здравствуй!»).
- Ребята, у нас сегодня гости. Предлагаю поприветствовать наших гостей и друг друга. А поможет мне мальчик имя, с которым познакомились на прошлом занятии.
Головушка - соловушка, погладим головку.
Лобик - бобик, постукиваем лобик.
Глазки - коляски, круговые движения.
Реснички - сестрички, поморгаем глазками.
Носик - абрикосик, погладим носик.
Щечки - комочки, помнём пальчиками щёчки, потрём их пальчиками.
Губки - голубки, постукивание вокруг губ.
Зубочки - дубочки, постучим тихонько крепкими зубами.
Ушки - послушки, потрём тихонько пальчиками свои ушки.
Бородушка - молодушка, постукивание пальцами подбородка.
Шейка - лебедушка, погладим шейку.
Грудочка - уточка, постукиваем свою грудку.
Плечики - кузнечики, подёргаем плечиками вверх-вниз.
Ручки - хватучки, «похватаем» воздух вокруг себя.
Пальчики-мальчики, пошевелим пальчиками рук
Пузик - арбузик, гладим круговыми движениями.
Спинка - тростинка, вытянем спинку.
Коленочки - поленочки, постучим по коленочкам.
Ножки - сапожки, топаем ножками.
- Как здорово у вас получалось! Замечательно! Верно, в народе говорят: «Здоров будешь - все добудешь!»
2. Вхождение в тему.
- Сегодня в стране Красивой речи случился переполох: подул сильный ветер и все картинки разлетелись. Посмотрите вокруг, найдите их, произнесите слова громко, шепотом. (Зрительные траектории по технологии В.Ф.Базарного)
- Какой одинаковый звук слышится в словах: рыба, рысь, трактор, робот, рак, ромашка, барабан? (ответы детей) Какие догадливые дети!
З. Проблемная ситуация.
Послушайте, звуковую загадку...(звучит фонограмма).
- А что в окружающем мире может реветь, рычать, грохотать?
Дети предлагают разные ответы: мотор трактора работает, тигр рычит ...
4. Организация активной мыследеятельности.
4.1. Артикуляция звука [Р] с использованием метода наглядного моделирования.
Помощница - схема поможет нам рассказать об артикуляции звука [Р].
-На что похожи губы?
-Видны ли зубы?
-Где находится язычок?
-Голосок живет в горлышке?
Проверим друг у друга (прием взаимопроверки через тактильные ощущения).
- Каким цветом будем обозначать звук [Р]? Почему? (Согласный, твердый,
звонкий).
- Почему звуковой человечек в стране Красивой речи гуляет в синих ботиночках?
- Ребята, вы правы - звук [Р] согласный, твердый, звонкий, а еще он и целебный... Хотите узнать его целебную силу? Оказывается, если произнести звук [Р] громко, то сразу исчезнет злость и плохое настроение, а если тихо, напевно, то настроение сразу станет радостным!
- Произнесем звук [Р] по звуковым дорожкам громко, тихо...(прием утрированного произношения звука [Р] по модели «Звуковые дорожки»).
- Повернитесь друг к другу, положите ладонь на шею соседа, пропойте ещё раз звук «р-р-р».
- Научите своих близких и друзей произносить этот целебный звук каждый день и вы всегда будете здоровы!
4.2. Моделирование слогов с использованием картинок-символов,
Предлагаю вам выложить слоги. Будьте внимательны.
- Выложите слоги: РА-АР-ОР~РО-РУ-УР-ЭР-РЭ-РЫ-ЫР-ИР.
Экспресс-диалог: В слоге (ра) какой первый звук? Какой второй? Какие слоги мы с вами выкладывали?
4.3. Звуковой анализ слов.
- У меня для вас загадка. Хотите отгадать ее?
(модель загадки по схеме: цвет, форма, предназначение, расположение звука [Р])
- Он бывает красный, желтый, синий.
По форме круглый, сделан из резины, с ним очень любят играть дети. Последний звук [Р]. По секрету скажите мне на ушко. Итак, слово ... (дети отвечают: шар).
Вы загадку разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди -
Очень мощные замки!
Игра «Звуковые замки»
На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова. Детям предлагается выбрать ключ - схему к каждому замку. Но чтобы, открыть замок мы с вами будем разбирать слово в паре «учитель-ученик».
Правила игры «Учитель-ученик».
Учитель наблюдает за действиями ученика, внимательно его слушает, помогает в случае просьбы и дает оценку. Ученик выполняет действия, проговаривает их вслух, определяет звуки в слове, ставит ударение, выполняет задания учителя.
- Разрешите мне быть хранителем времени. После 3-х минут роли меняются. Поторопитесь, время уже заканчивается!
- Какие дружные пары «учитель - ученик». Действовали согласованно, слаженно, поэтому успели выполнить задания. Вы были молодцы!
Дети объясняют свой выбор: «Я выбрал ключ от первого замка, потому что в слове «рак» три звука: согласный твердый [р], гласный [а], согласный твердый [к]».
4.4. Физкультминутка.
Сегодня, проведет веселую разминку Катя, красиво произносим звук [П
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
(ходить по кругу).
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Вверх летели
(потянулись вверх).
Вниз летели
(присели на корточки). *
Вверх летели, вниз летели
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.
-Как замечательно вы выполняли физкультминутку!
4.5. Определение места звука [Р] в слове. Игра «Угадай, где живет звук?»
(пособие «Звуковая птичка», Г. Ванюхина)
- Ребята, определим, где живет звук [Р], я вам буду называть слова, а вы поднимите ту часть птички, где находится звук [Р].
Слова: трос, рыба, торт, рак, помидор, морковь, рис, рысь, труба, курица, пирог, крапива, рот. Задания-ловушки: трактор, архитектор, растратить ...
- Ребята, назовите слова, в которых звук [Р] живет в начале слова? В конце? В середине? (утрированное произношение звука [Р])
- Ребята, а какой вы можете открыть секрет слов трактор, архитектор, растратить? Кто догадался? (звук [Р] живет в середине и конце слова, в начале и середине...)
Оказывается, звук [Р] может находиться в середине и в конце слова, в начале и середине слова. Искупаем в аплодисментах догадливую Олю.
- У вас на столе разноцветные мячики. На что они похожи? Нравятся? Берите.
4.6. Пальчиковый массаж с использованием массажных мячиков.
Ты катись, катись наш мячик, От ладони к пальчикам. Дай всем силы и здоровья Девочкам и мальчикам!
- Какие умелые пальчики! Советую выполнять вам пальчиковую гимнастику каждый день, тогда ваша речь будет красивой и правильной.
4.7. Работа со словами, содержащими звук [Р] по сенсорному кругу В.Ф.Базарного.
-Я — гусеница непростая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если со мной
Уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова во мне найдет.
Назовите картинки и найдите слова внутри этдх слов (раДУГА, форТОЧКА, РЫБАк, ШАРф).
Дети объединяются в подгруппы по цветовому признаку, выкладывают слова, затем представитель каждой подгруппы объясняет и доказывает правильность своего ответа, затем в игре «Живое предложение» составляют с этими словами предложения.
4.8. Игра «Живое предложение» (прием Г. Ванюхиной)
- Предлагаю вам составить предложение из трех слов со словом «РЫБА» и выложите схему предложения. Какое замечательное предложение у Саши! Искупаем его в аплодисментах! Предлагаю вам поиграть в игру, в которую любила играть в детстве.
А называется она «Живое предложение».
Дети-слова договариваются кто каким будет словом в предложении и моделируют это предложение.
Дети - слова дайте друг другу руки! Произнесите каждый свое слово! Почему взялись за руки? (слова в предложениях дружат между собой). Какое 1,2,3 слово? Если мы уберем или поменяем одно слово, понятное предложение получится?
- Какой знак ставится в конце предложения? (точка) Как читаются слова в предложении? А если мы хотим, чтобы предложение звучало радостно и торжественно, то в конце предложения надо поставить восклицательный знак.
5. Рефлексия занятия на основе дифференцированного подхода «Волшебный цветок».
А сейчас ребята, давайте оценим себя. А в этом нам помогут цветочки, которые мы с вами сделаем своими руками и покажем нашим гостям. Возьмите себе по листочку и слушайте меня внимательно.
- артикуляция звука: если вы справились, приклейте зеленый лепесток, если были затруднения синий, а если не справились красный;
- выкладывание слогов: если вы справились, приклейте зеленый лепесток, если были затруднения синий, а если не справились красный;
- «Звуковые замки»; -«Гусеница»;
- определение позиции звука, какой секрет звука [Р] открыли в игре
«Звуковая птичка»;
- «Живое предложение».
По оценки каждого задания дети выкладывают соответствующий лепесток.
Автор: Вышемирская Юлия Михайловна
учитель – логопед
МАДОУ №45
город Томск
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)