Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

РАЗВИТИЕ  МОНОЛОГИЧЕСКОЙ  РЕЧИ  У  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ОНР III  УРОВНЯ

Важнейшим достижением дошкольного возраста является овладение ребенком монологической речью. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Наибольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня вызывает монологическая речь, поскольку монолог является развернутым и произвольным видом речи.

Решение этой проблемы является актуальным и возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм развития монологической речи у старших дошкольников с данным диагнозом.

На помощь родителям и ребенку должен прийти учитель-логопед, от которого потребуется терпение, спокойное, благожелательное и тактичное отношение. Он должен заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе. А для этого занятия не должны быть скучными «уроками», а должны быть интересной и занимательной игрой.

Важнейший принцип  логопедической работы - дифференцированный подход к анализу и преодоление речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой аномалии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического их развития. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.       

Чтобы привлечь детей к выполнению заданий, эффективнее всего оказалось использование следующих нетрадиционных форм работы, таких как:

- опорные схемы

- комментированное рисование;

- использование мнемотаблиц;

- придумывание сказок «наоборот»;

- использование кроссвордов.

- сочинение рассказов с применением песочницы.

Можно отметить, что оригинальные задания по развитию навыков и умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно повышают уровень формирования связной речи, что доказывает выявленная положительная динамика развития.

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Таким образом, использование системного подхода в развитии монологической речи, наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов обучения с учётом особенностей речевого недоразвития детей будет обеспечивать полноценное овладение детьми связной, грамматически правильной речью.

Автор: Вышемирская Юлия Михайловна 

учитель – логопед

МАДОУ №45 

город Томск