Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в приставках»
Цели урока:
- формировать умения писать безударные гласные в приставках;
- составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках;
- развивать память и внимание учащихся, расширять их кругозор;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Актуализация знаний
– Прочитайте слова, записанные на доске в столбик.
скр__пит к__рмить х _ л _ дает
- Что общего в этих словах? (Читают слова, замечают, что эти слова обозначают действие предмета, во всех словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением).
- Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова в 1 столбик, выделите безударные гласные в приставках.
- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).
- Что такое приставка? (Дают определение приставки).
- Образуйте при помощи приставок от слов первого столбика новые слова, запишите их во второй столбик, поставьте ударение.(Дети с места называют слова, а два ученика работают с обратной стороны доски).
- Давайте сверим написание слов. (В ходе сверки видим расхождение)
- внимательно на написание этих слов и скажите, в какой части слова появилась безударная гласная? (В приставках).
- Как же нам быть с этими гласными? Почему так получается - слова у всех одинаковые, а записаны по-разному? Каких знаний не хватает?
- Какова же будет тема нашего урока сегодня?
- Давайте определим цели нашего урока?
1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.
- Кто ставит такую же цель?
2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.
- Кто ставит такую же цель?
- С помощью каких средств мы будем достигать наши цели?
- Я желаю вам успешно достигнуть ваши цели.
- На лесенке знаний, обозначьте точкой наши знания на данном этапе урока.
2. Изучение нового материала
а) Работа по учебнику.
— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке? (предположения детей)
— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).
записал — запись доделал — досыта надписал — надпись и т.д.
- Какой вывод мы можем сделать? ( Приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.)
- Давайте проверим наши предположения в учебнике.
б) Работа с правилом. (Читают про себя, затем вслух)
- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить)
— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).
— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).
- На данном этапе урока, какую цель достигли. (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).
-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).
- Когда мы с вами составляем алгоритм? (Когда знакомимся с новым правилом)
- Для чего мы его составляем? (Чтобы правильно писать слова на новое правило)
- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.
в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.
— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?
- Прочитать слово
- Поставить ударение
- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.
- Что это значит? (Выделить в слове его части).
- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.
- Записать слово.
- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.
- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?
- Какую цель достигли на этом этапе?
3. Первичное закрепление
а) Проверка написания слов, записанных на доске.
- Теперь мы получили новые знания. Давайте проверим, правильно ли мы написали безударные гласные в приставах? (Объясняют устно правописание приставок и исправляют ошибки).
б) Игра “Хлоп - топ ”.
— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.
— Безударные гласные бывают только в корне. (топ).
— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
в) Дифференцированная самостоятельная работа по рядам.
1 ряд – Найти и выписать из текста слова с приставками. Приставки выделить.
2 ряд – В группе слов найти и выделить приставки.
3 ряд – Вставить в предложение подходящие слова. Выделить приставки.
4. Итог урока
- Давайте вспомним цели нашего урока.
- Достигли мы поставленных целей?
- Вернитесь к лесенке знаний и обозначьте наши знания на данном этапе работы.
- Скажите мы продвинулись вперёд?
- Почему?
5. Рефлексия
На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.
— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.
(Ты молодец! Так держать!)
— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)
— Если ничего не получилось, то звёздочка серая. (Я верю в тебя!)
Автор: Задорина Любовь Анатольевна
учитель
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Петропавловск – Камчатского городского округа
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)