Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Урок  русского языка по теме «Правописание безударных гласных в приставках»

Цели урока:

- формировать умения писать безударные гласные в приставках;

- составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках;

- развивать память и внимание учащихся, расширять их кругозор;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1. Актуализация знаний

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбик.                                                                 

скр__пит          к__рмить             х _ л _ дает

- Что  общего в этих словах? (Читают слова, замечают, что эти слова обозначают действие предмета, во всех словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением).

- Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова в 1 столбик, выделите безударные гласные в приставках.

- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

- Что такое приставка? (Дают определение приставки).

- Образуйте при помощи приставок от слов первого столбика новые слова, запишите их во второй столбик, поставьте ударение.(Дети с места называют слова, а два ученика работают с обратной стороны доски).

- Давайте сверим написание слов. (В ходе сверки видим расхождение)

-  внимательно на написание этих слов и скажите, в какой части слова появилась безударная гласная? (В приставках).

- Как же нам быть с этими гласными? Почему так получается - слова у всех одинаковые, а записаны по-разному? Каких знаний не хватает?

- Какова же будет тема нашего урока сегодня?

- Давайте определим цели нашего урока?

1) Научиться правильно  писать слова с безударной гласной в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

- Кто ставит такую же цель?

- С помощью каких средств мы будем достигать наши цели?

- Я желаю вам успешно достигнуть ваши цели.

- На лесенке знаний, обозначьте точкой наши знания на данном этапе урока.

2. Изучение нового материала

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке? (предположения детей)

— Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

записал — запись             доделал — досыта               надписал — надпись и т.д.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.)

- Давайте проверим  наши  предположения в учебнике.

б) Работа с правилом. (Читают про себя, затем вслух)

- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить)

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

- На данном этапе урока, какую цель достигли. (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

- Когда мы с вами составляем алгоритм? (Когда знакомимся с новым правилом)

- Для чего мы его составляем? (Чтобы правильно писать слова на новое правило)

- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

- Прочитать слово

- Поставить ударение

- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

- Что это значит? (Выделить в слове  его части).

- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

- Записать слово.

- Подчеркнуть  безударную гласную в приставке.

- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

- Какую цель достигли на этом этапе?

3. Первичное закрепление

а) Проверка написания слов, записанных на доске.

- Теперь мы получили новые знания. Давайте проверим, правильно ли мы написали безударные гласные в приставах? (Объясняют устно правописание приставок и исправляют ошибки).

б) Игра “Хлоп - топ ”.

— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

— Безударные гласные бывают только в корне.  (топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

в) Дифференцированная самостоятельная работа по рядам.

1 ряд – Найти и выписать из текста слова с приставками. Приставки выделить.

2 ряд – В группе слов найти и выделить приставки.

3 ряд – Вставить в предложение подходящие слова. Выделить приставки.

4. Итог урока

- Давайте вспомним цели нашего урока.

- Достигли мы поставленных целей?

- Вернитесь к лесенке знаний и обозначьте наши знания на данном этапе работы.

- Скажите мы продвинулись вперёд?

- Почему?

5. Рефлексия

На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

(Ты молодец! Так  держать!)

— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то звёздочка серая. (Я верю в тебя!)

 Автор: Задорина Любовь Анатольевна

учитель 

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»  

Петропавловск – Камчатского городского округа