Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

 Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов

на уроках истории. 

Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель  расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного.  Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучения — научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.

Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого,  другими словами активизировать их познавательную деятельность.

 Методы активного обучения

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

 Особенности методов

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.

М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

 - принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

 - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

 - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Существует много методов достижения данной цели. Одна из самых простых возможностей с первых минут урока заинтересовать учеников кроется в формулировке темы. О потенциале продуманного заглавия точно говорят следующие строки:

Заголовок—окошко для взгляда вперёд,

Посмотри и подумай, что тебя ждёт.

Заголовок—это не просто слова:

Эти слова— всему голова.

Чаще всего используются наукообразные и неинтересные заголовки. Они содержат в себе готовые оценки и характеристики: «Расцвет…», Развитие…», «Упадок…» и сообщают результаты исторических событий ёще до их изучения. Чтобы вызвать интерес учащихся к содержанию урока с самого его начала, имеет смысл сформулировать тему в виде вопроса. Например, «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIII вв.?”, «Что англичане считают началом своей свободы?»,  «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?». Или  альтернативного вопроса, создающего проблемную ситуацию, побуждающего школьников напряжённо следить за развивающимися событиями.

Например, «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» «Тверь или Москва» («Образование централизованного Российского государства»).

Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения новой темы. При его анализе обучающиеся с помощью учителя,  а потом и самостоятельно  выделяют ключевые слова, определяют порядок направленность познавательной работы. Например, «Первые земледельцы и скотоводы». Рассуждая о названии темы, ученики приходят к выводу, что нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое «земледелие»?
  2. Что такое «скотоводство»?
  3. Когда появились эти занятия?
  4. Каковы причины их возникновения?
  5. Где сложились первые районы земледелия и скотоводства?
  6. Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?

На следующем занятии предлагается аналогичная формулировка темы: «Жизнь людей в эпоху бронзы». Они по уже известному им алгоритму составляют план её изучения.

Так же в качестве одного из средств оживить общение детей с историей, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, а познавательная активность обучающегося  заметно снижается. 

Вот почему составлять  познавательно-развивающие вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением встречали и радовались, во-вторых, не ответить на  которые совсем (т.е. промолчать) было бы просто невозможно, и,  в-третьих, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив,  повышал познавательную активность ученика.

Можно выделить несколько основных категорий вопросов.

А. Этимологический вопрос. Характеризуется тем, что либо в историческом контексте, либо в самом вопросе содержится этимологическая подсказка правильного ответа. 

Пример. В истории Руси существовали различные денежные единицы: рубли, гривны, алтыны, полтины и т. д. Предположите, как стала называться новая денежная единица на Руси,  когда  в XVI веке на монетах впервые появилось изображение Святого Георгия Победоносца пронизывающего копьём змея? (копейка-от слова копьё).

Б. Дополнительная конкретизация. Здесь учитель направляет мыслительную деятельность учащихся в нужном  направлении посредством одной или нескольких конкретизаций. 

Пример.  Назовите первый рекорд, относящийся к России конца XVI в., зафиксированный в «Книге рекордов  Гинесса», если вес этого рекорда составляет 40 т, длина его важнейшей части 5 м 34 см, а калибр 890 мм  (Царь-пушка).

В. Логическая цепочка. В данном случае правильный ответ является логическим заверением двух или более суждений содержащихся в условии самого вопроса.

Пример. На средневековых иллюстрациях-миниатюрах было принято отдельные понятия изображать характерными символами. Так изображение одной башни означало целый город, изображение одного всадника-целое войско и т.д. Предположите, каким характерным для средневековья символом обозначалось такое понятие, как государство (изображение князя обозначало всё государство).

Г. Ссылка на известное. Данная категория вопроса в качестве «ниточки» предполагает наличие в условии вопроса доподлинно известного учащимся факта, имени, выражения, цифры и т.д.  Особенно эффективен этот приём при осуществлении как внутрипредметных, так и межпредметных связей.

Пример. Когда одному из апостолов рассказали о чудесном воскрешении распятого римлянами Иисуса Христа, он заявил: «Если не увижу  на руках его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю». Назовите имя упомянутого апостола.  Если и по сей день, оно является синонимом человека, которого  трудно заставить поверить кому-нибудь на слово. (Фома. Отсюда выражение - «Фома неверующий»).

Такие вопросы можно использовать как в письменно - индивидуальной форме,  так и в устной формах.

Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение думать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. Во многом это происходит потому, что у них отсутствует опасение  ответить неправильно, быть непонятым, неуслышанным, получив в результате плохую оценку. Учитель в данном виде работы должен щедро поощрять проявление самостоятельности учащихся, вселяя в них ещё большую уверенность в собственных силах.

Процесс изучения истории должен быть доступным и интересным, это предполагает использование разнообразных методических приемов, в особенности творческого и игрового характера.

Большинство школьников оценивают учебный материал не как лёгкий или трудный, а как интересный или скучный. При этом интересный - синоним лёгкого, а скучный - трудного.  Интерес, таким образом, становится важнейшим двигателем обучения.

Игру рассматривают как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу.

В игровой форме можно проводить турниры для хорошо подготовленных учащихся, но можно включать игровые моменты и в менее сильных классах.  Например.

Словарное лото. На одних карточках написаны слова, на других их значение. Учащиеся должны  совместить слово с его значением.

Хронологическое лото. На одних карточках написаны даты, на других их значение.

В данных играх могут участвовать немногие школьники и весь класс; в последнем случае называется значение слов или дат, а учащиеся поднимают карточки со словами и датами.

Словарная дуэль.  Учащиеся делятся на две команды, обменивающиеся «ударами» -вопросами о значении слов.

Хронологическая дуэль. Учащиеся делятся на две команды, обменивающиеся «ударами» - вопросами о значении дат.

Словарная, хронологическая разминка. Быстрый фронтальный опрос (возможно, с элементами соревнования по группам).

Словарный аукцион. Учащимся предлагается назвать слова, термины, имена по определённой теме или проблеме. Побеждает тот, кто знает больше слов и назовёт слово последним.

Светофор. Все учащиеся имеют два квадрата: красный - да, синий - нет. Слушая высказывания учителя либо отвечающих у доски учащихся, остальные выражают с помощью карточек своё отношение к услышанному.

По мере возможностей можно, хотя бы раз в четверть проводить полностью уроки-игры (урок-путешествие, урок-конкурс и т.п.), а также внеклассные мероприятия по предмету.

Задавая домашнее задание,  можно отступать от традиционных пересказа, ответов на вопросы учебника, выучивания дат, понятий; а задать составление  кроссворда, рассказа с ошибками, банка исторических данных, исторического рассказа,  рисунка к определённой теме.

 

В заключении нужно сказать, что продуманная работа в направлении активизации познавательной деятельности учащихся, увеличения их интереса к предмету приближает изучающего предмет школьника к его главной цели, живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым.

 Автор: Власова Александра Вячеславовна

МБОУ «Гимназия № 44» г. Иваново Ивановская область