Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Методическая разработка на тему:

«Использование современных информационно-коммуникационных технологий в изучении экологии для детей младшего школьного возраста».

 

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребенка. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса школьников. В настоящее время всё большее распространение в экологическом образовании получает мультимедиа (представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука). Ребят младшего школьного возраста привлекает новизна проведения мультимедийных мероприятий. Во время их проведения создается обстановка реального общения, при которой ребята стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использование в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки обучающихся. Примером этого служит игровая программа «Путешествие Дино в Солнечном городе», которое проводится после изучения темы «Биоценоз». Рассчитана на детей младшего школьного возраста. В ней принимают участие 15 - 20 обучающихся, которые с места отвечают на поставленные вопросы, решают нелегкие задачи и все вместе помогают Дино найти пароль от своего компьютера. Все задания с ответами отражаются на экране. (Презентация представлена в приложении).

 Игровая программа

«Путешествие Дино в сказочном городе»

Цель: обобщение материала по теме «Экология вокруг нас», используя современные ИКТ.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Данное мероприятие проводится по окончанию изучения темы «Биоценоз». Мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией. (Приложение 1).

Ход проведения

Ведущий: Здравствуйте, ребята! (слайд 1). Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по сказочному городу. Однажды Дино увидел в магазине компьютер самой современной модели и купил его (слайд 2). Ему очень захотелось посмотреть, что же есть интересного в памяти компьютера. Включил компьютер, но вдруг на экране появилось сообщение «Введите пароль» (слайд 3,4). И он решил обратиться за помощью к своему другу Знайке из Солнечного города. «Что это еще за пароль?» - обратился он с вопросом к Знайке. «Пароль – это зашифрованное слово» - ответил ему Знайка. «А как узнать, что это за слово, ты знаешь?» - «Да, - говорит Знайка, чтобы его узнать, надо пройти все испытания в Солнечном городе и собрать код» (слайд 5).

Ребята, давайте поможем Незнайке пройти испытания и отгадать пароль.

Итак, мы отправляемся в путешествие. И, первое, что нам встречается на пути, это Дом, в котором кто-то живет (слайд 6).

Задание 1: На экране изображены обитатели дома. Как можно назвать множество всех жителей дома? (животные) Какие подмножества здесь можно выделить? (птиц, домашних животных, диких животных).

  •  Игра «Назови животных».

Ведущий: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и мы получаем первую цифру (слайд 7). Продолжаем наше путешествие и мы видим красивые цветы (слайд 8).

Задание 2: Скажите, а из чего состоит цветок, каково его строение? (слайд 9) (лепестки, пестик, тычинки, рыльце, завязь, семяпочка). Давайте построим цветок сами.

  • Игра «Строение цветка».

Ведущий: Очень хорошо, вы заслуженно получаете вторую цифру (слайд 10). Мы продолжаем свой путь (слайд 11) и приходим в гости к мальчику, который задает нам задачу (слайд 12).

Задание 3: К мальчику в гости пришли три друга. Сколько всего будет рукопожатий, если каждый из них должен поздороваться со всеми другими (6 рукопожатий) (слайд 13). Давайте проверим. Мы с вами решали такие задачи с помощью графов. 1-ый должен поздороваться с 3-мя, 2-ой – с 2-мя, 3-ий – с 1-им. То есть 3+2+1=6.

  • Задание «Посчитай рукопожатие».

Ведущий: Прекрасно, мы заработали еще одну цифру (слайд 14). Продолжаем наше путешествие (слайд 15) и перед красивым светлым домом нам повстречалась бабочка. Скажите, к какому классу животных относится бабочка? (насекомые) (слайд 16).

Задание 4: Как можно отличить насекомых от других маленьких животных? Назовите три основных признака (слайд 17) (шесть лап, три части тела, насечки на брюшке). Мы знаем, что у насекомых рождаются детки-личинки, которые могут быть немного похожи на взрослых насекомых, а могут и быть совсем не похожи на них. Давайте попробуем определить, чьи личинки изображены на экране (слайд 18-21) (таракан, бабочка, стрекоза, майский жук). Вы уже знаете, что циклы развития у насекомых бывают полный и неполный. Какие насекомые относятся к группе с неполным превращением? А какие – с полным? (слайд 22)

  • Задание «Ох уж эти насекомые!»

Ведущий: Молодцы, вы успешно прошли и это испытание, заработав еще одну цифру (слайд 23). А вот смотрите, (слайд 24) на нашем пути повстречался многоэтажный многоквартирный дом, в котором живут люди и кошки (слайд 25).

Задание 5: Какая из девочек живет в комнате? (2) (слайд 26) Какая кошка живет вместе девочкой? (3)

Ведущий: Очень хорошо. Мы получили еще одну цифру (слайд 27). Продолжаем наш путь по тропинке (слайд 28) и видим мальчика, который смотрит в телескоп. Как вы думаете, что он увидел через него? (солнечную систему)

Задание 6: Давайте вспомним строение солнечной системы (слайд 29). Назовите планеты в том порядке, в каком они располагаются вокруг солнца. Игра «Строение Солнечной системы».

Ведущий: Прекрасно, еще одна цифра наша (слайд 30). Продолжаем наше путешествие и подходим к озеру (слайд 31). А что мы можем увидеть в воде, если наклонимся? (отражение). Совершенно верно. Мы с вами это тоже проходили на наших занятиях. Давайте посмотрим, какое же испытание нас ждет здесь (слайд 32).

Задание 7: Один клоун является отражением другого. Найдите ошибки в изображениях (пуговица, ноги раскрашены разными цветами, шарики не симметричны, неправильно закрашены костюмы, расстояния от оси симметрии не одинаковые) – 5 отличий

Ведущий: Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились (слайд 33). Смотрите, на нашем пути – луг (слайд 34). На одном из занятий мы познакомились с теми, кто живет на лугу.

Задание 8: Перечислите жителей луга. Составьте пищевую цепочку (слайд 35) (солнце, растения, травоядные животные, хищные животные). Игра «Пищевая цепь на лугу».

Ведущий: Вот и еще одна цифра нам известна (слайд 36). Мы продолжаем наш путь (слайд 37) и, наконец, перед нами дуб, под которым находится сундук с паролем. Чтобы открыть его, нам нужен код, который мы собрали (слайд 38).

Задание 9: Расшифруйте слово, которое закодировано с помощью цифр телефонной клавиатуры.

Ведущий: Молодцы – это слово «биоценоз», (слайд 39) которое и является паролем для входа в компьютер Дино. А в компьютере Дино хранятся рисунки, которые вы подготовили для конкурса на тему «Пищевые цепи». (слайд 40).

  • Награждение победителей конкурса рисунков.

Список литературы:

 

1.   Агафонов И.Н. Учимся думать. - СПб: МиМ-Экспресс, 1996.

2.   Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн-Пресс, 2003 г.

3.   Копытов Н.А. Лучшие задачи на развитие логики. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

4.   Тарабарина Т.И., Соколова Е.Н. «И учеба и игра: природоведение». - Ярославль: Академия развития, 1997.

5.   Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики.- СПб: БХВ-Петербург, 2005.

6.   Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7.   Шпотова Т.В. Игровая экология. Методические рекомендации к программе. - Москва: Исар, 1999.

8.   Энциклопедия для детей. Аванта +, том 19, Экология. - Москва, 2001.

Приложение.

 Автор: Шуляк Юлия Борисовна

педагог дополнительного образования

                                                             МАОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Советский»»

г. Липецк Липецкая область