Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Заочно познавательное путешествие

«В ГОСТЯХ У ЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНОГО ЦАРСТВА» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое воспитание и образование учащихся – одно из основных направлений работы в системе образования. Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и перспективы. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, беспокойство за ее состояние.

Современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы, ее варварское использование, безоглядную и безответную манипуляцию объектами материального мира.

В Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет идет непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей, которая осуществляется через различные формы: игры, конкурсы, викторины и т.д. В качестве примера мы предлагаем вам заочное познавательное путешествие «В гостях у жителей подводного царства».

Данная игра имеет экологическую направленность и поддерживает интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывает бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Данное «путешествие» рассчитано на детей среднего школьного возраста. Принимают участие несколько объединений, которые составляют 5 команд. Задания даются всей команде, за правильные ответы начисляются баллы. В конце подсчитывается их количество. Награждение проводится сувенирами и памятными книгами.

Цель игры: формирование способности видеть, чувствовать красоту и гармонию окружающей природы; углубление и расширение экологических знаний.

Задачи игры:

  • формирование экологических знаний,
  • воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам,
  • способствовать формированию активного природоохранного сознания учащихся.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер,
  • проектор,
  • «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
  •  карточки с заданием.

ХОД ПРОГРАММЫ

 

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие в мир подводных жителей тропических морей. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Но прежде чем начать увлекательное путешествие, давайте  познакомимся! Сегодня в гостях ___ команд из кружков ЦРТДиЮ "Советский" и школ № _______.  Оценивать, выполненные задания, будет жюри, в состав которого входят:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итак, первое задание: в течение 1 минуты необходимо придумать название своей команде, и выбрать капитана.

  • Конкурс «Визитка»

Ведущий: Отлично, теперь мы с вами познакомились иготовы к путешествию! Ребята! Я вам предлагаю отправиться на дно морей и познакомиться с его обитателями.

С давних времен человека притягивал таинственный и чарующий подводный мир. И действительно, именно в морях с необычной силой и выразительностью представлены могущества и величественная красота природы. 

Ведущий:  А пропуском в глубины моря служит правильный ответ на загадку. Сейчас каждая команда получит карточки с загадками, в течение 2 минут вы должны отгадать и ответ записать, а затем  карточки отдать жюри. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

  • (После выполнения задания, ведущий зачитывает загадку и правильный ответ).

Загадки:

  1. Кругом вода, а с питьем беда (Море)
  2. По морю идет-идет,
    А до берега дойдет,
    Тут и пропадет.
                           (Волна)
  3. В буйном море-океане
    Рыба страшная живет.
    У нее большой живот,
    Пасть с ужасными клыками.
                          (Акула)
  4. Блинчик плавает живой –
    Он с хвостом и с головой.
                          (Камбала)
  5. Чудо-юдо-великан
    На спине везет фонтан.
                           (Кит)
  6. Без чего не умыться не напиться? (Без воды)
  7. Какая рыба если лежит, то все время на одном боку.
  8. Самая большая речная рыба. (Сом).
  • Конкурс «Отгадай загадку»

Ведущий: Молодцы, ребята, вы получили пропуск, а теперь давайте познакомимся с обитателями тропических морей. Вот плывут то чинною толпою, то в одиночку какие-то странные животные: с виду зонты или колокола из плотного студня. Вдали видны излучающие свет рыбы. В подводном мире можно увидеть и иные красочные картины. Ну, что давайте знакомиться?

Прошу подойти капитанов команд и получить листы с заданием. Необходимо как можно быстрее отгадать предложенные ребусы и отдать их на проверку жюри. За каждое правильно отгаданное слово команда получает по два балла.

  • Конкурс ребусов

Ведущий: А мы идем дальше. Если вы что-то знаете про этих животных, то поднимите руку, мы выслушаем ваш ответ. И за правильный ответ команда получит 1 балл.

  • Ответы участников
  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ведущий:

Медуза

Сцифоидные медузы, широко распространенные по всему Мировому океану, представляют собой поколение морских беспозвоночных типа кишечнополостных. Некоторые из этих животных достигают 2,3 м в диаметре. Как и все кишечнополостные, медузы — хищники, убивающие свою добычу при помощи стрекательных клеток, расположенных на щупальцах.

Красный коралл

Красный, или благородный коралл является наиболее известным представителем отряда роговых кораллов — кишечнополостных животных класса коралловых полипов. Роговые кораллы  не имеют наружного известкового скелета, а их внутренние скелетные перегородки состоят из рогового вещества и углекислого кальция. Образующий древовидные колонии, красный коралл является объектом промысла. Из него изготавливают различные поделки и украшения. Эта веточка является жилищем очень простых по организации животных – полипов. Живут полипы обширными колониями, которые похожи на кусты. Полипы строят свои жилища из  извести или рогового вещества. Такие жилища называются полипниками, и ветка красного коралла есть частица полипника.

Осьминог

Осьминоги — активные хищники мелководных зон Мирового океана, в том числе и коралловых рифов. Основная добыча осьминогов — крабы, омары и лангусты. Длинные гибкие щупальца позволяют осьминогу извлекать жертву из любой норы. Поймав лангуста, осьминог «душит» его в объятиях, а затем разрывает на куски своим роговым клювом. Несмотря на множество ужасающих легенд об огромных осьминогах, они лишь изредка достигают 2 м в длину. Они совсем не агрессивны и склонны к уединению. Осьминоги известны своей заботой о потомстве. Пока длится насиживание яиц, обычно осьминоги ничего не едят, так как не переносят несвежую воду. Заботливые самки голодают иногда до 4 месяцев, боясь уронить даже мельчайшие остатки пищи на яйца. При этом самки постоянно поливают яйца струей воды из воронки — промывают их. Все гниющие остатки выбрасываются из гнезда. Часто в результате голодания самки погибают, дав жизнь новому поколению.

Рыба-еж

Рыбы-ежи входят в семейство двузубых, получившее свое название из-за того, что зубы на каждой челюсти этих рыб сливаются в единую режущую пластину. Благодаря этому кажется, что у рыб-ежей только два широких зуба — по одному на каждой челюсти. Эти рыбы обладают коротким телом, покрытым многочисленными шипами, и способны раздуваться в случае опасности, заглатывая воду или воздух. Шипы при этом встают торчком, и схватить такой колючий шар решится уже не всякий хищник. Большинство рыб-ежей — сравнительно крупные одиночные рыбы, достигающие 30 см в длину. Питаются они в основном ночью на различных брюхоногих моллюсков, фораминифер, крабов и своих тезок из типа иглокожих — морских ежей.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ведущий: А наше путешествие продолжается. Как известно в морях очень много рыб. Рыбы очень разные – желтые, белые, красные. Особенно много таких красавиц в Красном море. Ребята! Назовите морских рыб, которые вы знаете? За каждый правильный ответ 1 балл.

  • Ответы участников

Давайте окунемся в глубины морей и посмотрим, какие рыбы обитают в морях.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Королевская грамма

Королевская грамма — является, по современным представлениям, единственным представителем семейства граммовых рыб. Ранее ее относили к семейству каменных окуней. Эта окунеобразная рыба обладает прогонистым телом длиной до 13 см и крупными глазами. Необыкновенна окраска этой рыбки: передняя половина тела ярко-фиолетовая, в то время как задняя — ярко-желтая. Встречается грамма в водах Карибского бассейна, у берегов Вест-Индии и Багамских островов, где обитает в пустотах коралловых рифов. Каждый самец охраняет свою нору, в которую несколько самок откладывают клейкую икру.

Рыба-клоун

Коралловая рыбка отличается плотным телом и насыщенной темно-красной окраской, а также наличием двух больших шипов под каждым глазом. Обитает эта рыба среди коралловых рифов Индийского и Тихого океанов. Как и другие рыбы-клоуны, она живет в симбиозе с актиниями, смертельно опасными для других рыб. От яда стрекательных клеток актинии рыб-клоунов защищает кожная слизь. Польза такого сожительства для рыб-клоунов очевидна — эффективная защита от хищников, что же касается выгоды актиний, то в ее отношении существует несколько версий. Предполагается, например, что им перепадают остатки корма рыб. Основную пищу рыб-клоунов составляют донные водоросли, зообентос и планктон. Интересно, что рыбы-клоуны способны менять свой пол во взрослом состоянии.

Императорский ангел

Императорский ангел — типичный обитатель коралловых рифов, относящийся к группе родов рыб-ангелов из семейства щетинозубов. Обитает эта рыба в водах Индийского и Тихого океанов, от восточного побережья Африки (включая Красное море) до Австралии и Гавайских островов. Императорские ангелы — одни из самых красивых коралловых рыб, которые, к тому же, меняют свою окраску в течение жизни. Молодь имеет черное тело с белыми и голубыми концентрическими полосами. У взрослых особей тело ярко-фиолетовое с приблизительно 25 тонкими диагональными полосами желто-оранжевого цвета. Голова становится с возрастом изумрудной сверху и красно-коричневой снизу, с характерной яркой маской вокруг глаз. Императорские ангелы всеядны и ведут одиночный образ жизни.

Трехцветный холакант

Трехцветный холакант известен также под названиями трехцветная рыба-ангел. Эта красивая коралловая рыба, обитающая в Западной Атлантике, входит в группу родов рыб-ангелов из семейства щетинозубов. Замечательна окраска этой рыбы, построенная на контрасте ярко-желтого, синего и черного цветов, причем у молодых рыб темное пятно на боку поначалу невелико и смещено назад, в то время как у взрослых рыб оно занимает уже 3/4 тела. Яркая окраска тела этих рыб имеет сигнальное значение. Трехцветная рыба-ангел питается нитчаткой, водорослями-макрофитами, растительным детритом, губками.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ведущий: Продолжаем наше путешествие. Сейчас каждая команда получит по листу бумаги и фломастеры, вам необходимо коллективно нарисовать рисунок на тему «Что спрятано на дне океана?». Необходимо нарисовать обитателей морей, жюри оценивает данный конкурс по пятибалльной системе. Ну что задание понятно? Тогда вперед!

  • Конкурс «Зоологическая эстафета»
  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ведущий: А сейчас давайте окунемся в глубины морей и посмотрим, кто еще там обитает.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Лангуст

Лангусты из отряда десятиногих ракообразных очень похожи на колючих омаров, но без клешней. Зато у лангустов есть длинные антенны, которыми они отпугивают врагов. Распространены лангусты главным образом в теплых морях. Как и омары, лангусты могут достигать 60 см в длину. Лангусты из Карибского моря прославились тем, что каждую осень, когда вода на мелководье остывает, они, выстроившись в длинные очереди, так что каждый касается антеннами брюшка впереди идущего, уходят в более глубокое место.

Морская звезда

Морские звезды — типичные и повсеместно распространенные обитатели морей и океанов, населяющие главным образом мелководные участки дна, хотя несколько видов найдено и на больших глубинах, в том числе в Филиппинском желобе (9990 м). Морские звезды очень чувствительны к солености воды и никогда не встречаются в пресных водах. Передвигаются морские звезды с помощью так называемых амбулакральных ножек, расположенных на нижней стороне лучей. Эти мелкие и многочисленные ножки обычно снабжены присосками, позволяющими звезде прочно прикрепляться к субстрату, в том числе вертикально расположенному. Большинство морских звезд — хищники, питающиеся прежде всего двустворчатыми моллюсками, чьи створки они с легкостью раскрывают, используя упомянутые присоски, а затем переваривает мягкие ткани моллюска прямо в его раковине, вывернув наизнанку желудок. Поедают также коралловые полипы, губок, плеченогих и т. п. Не брезгуют морские звезды и трупами рыб и других животных.

Краб

Крабы относятся к отряду десятиногих ракообразных  и характеризуются коротким брюшком, подвернутым под головогрудь, за что и были названы иначе короткохвостыми раками. Мелководные зоны тропических морей населяет огромное множество разнообразных крабов. Одни из них ярко окрашены, другие имеют покровительственную окраску. Крабы не могут плавать, а лишь ползают по субстрату. Многие виды живут в различных укрытиях. Питаются крабы беспозвоночными и падалью.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Ведущий: Ну что, а наше путешествие продолжается. В следующем конкурсе все может решить быстрота реакции и сообразительность. Необходимо назвать одним словом предложенные высказывания,  быстро поднять руку для ответа, за правильный ответ команда получает по 2 балла. За нарушение дисциплины баллы снимаются.

Назовите:

  1. Реку, разделяющую Россию и Китай, и рыбу. (Амур).
  2. Мужское имя и рыбу.
  3. Того, кто проводит корабли по акватории порта, и рыбу (Лоцман).
  4. Чудовище на портале собора Парижской Богоматери и рыбу. (Химера).
  5. Обрезанную сторону ствола дерева и рыбу. (Горбыль)
  6. «Золотого» героя сказки Пушкина и аквариумную рыбку (Петушок).
  7. Звание Ришелье и аквариумную рыбку (Кардинал).
  8. Приспособление для наблюдение за звездами и аквариумную рыбку (Телескоп).
  9. Небесное тело и аквариумную рыбку (Комета).
  •  Конкурс на сообразительность

Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь давайте обратимся к нашей электронной энциклопедии и продолжим наше знакомство с обитателями тропических морей.

  • Рассказ с использованием «Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Рифовая акула

Рифовые акулы достигают 2 м в длину и широко распространенны на коралловых рифах. Охотятся они преимущественно на больных и малоподвижных рыб, а также подбирают трупы. Этих акул часто можно увидеть «дежурящими» у проходов во флете, где они дожидаются начала прилива, когда вода бурным потоком устремляется в лагуну, и хватают рыб, потерявших ориентировку в потоке.

Барракуда

Рыбы из семейства барракуд — это крупные хищники, достигающие 3 метров в длину. Обитают барракуды главным образом в прибрежной зоне, у внешнего склона коралловых рифов, но иногда встречаются и в лагуне. Питающиеся исключительно рыбами, барракуды подкарауливают свою жертву в засаде, подобно тому, как это делает щука, или неподвижно дрейфуют в направлении стаи рыб, а затем, приблизившись на достаточное расстояние, совершают неожиданный молниеносный бросок. Иногда барракуды объединяются для совместной охоты в стаи, которые уже не дожидаются добычи, а активно разыскивают и преследуют ее.

Акула-молот

Акулы-молоты получили свое название за характерную форму головы, имеющей по бокам два больших выступа, на концах которых располагаются глаза. Акулы-молоты — крупные хищники, имеющие размер от 3,5 до 6 метров и массу до полутоны. Встречаются акулы-молоты как в открытом океане, так и у побережий, на мелководье, что делает их опасными для людей. Заплывают они и в устья рек. Распространены акулы-молоты преимущественно в тропических странах, хотя иногда их встречают и в умеренных широтах — у берегов Англии, Северо-Востока США, Японии, а в пределах России — в заливе Петра Великого. Размножаются молотоголовые акулы, в зависимости от вида, путем живорождения или яйцеживорождения.

 

Ведущий: Ну вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. И мы с вами, уставшие, поумневшие возвращаемся в нашу реальность. Нам осталось всего лишь подвести итог. Просьба капитанов команд подойти к жюри и получить свидетельство о прохождении заочно познавательного путешествия «В гостях у жителей подводного царства». До новых встреч!

 

Автор: Арнаутова Ирина Викторовна

педагог дополнительного образования

                                                             МАОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Советский»»

г. Липецк Липецкая область