Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Методика формирования синтаксической стороны речи посредством  дидактических игр у  дошкольников с общим недоразвитием речи.

(Методическое пособие для учителей-логопедов и воспитателей

логопедических групп дошкольных образовательных учреждений) 

Пояснительная записка

В настоящее время особую актуальность приобретают исследования синтаксиса детской речи. Интерес к этим исследованиям широкого круга специалистов объясняется, с одной стороны, необходимостью пересмотра временных рамок становления речевой функции в онтогенезе, с другой стороны, значимостью синтаксиса в процессе формирования у детей языковой системы.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Используются много средств формирования синтаксической стороны речи у детей с ОНР, но наиболее эффективным на наш взгляд является игра.

Нарушения синтаксических операций у детей с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей [39]. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению школьной программой.

Изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.

В методической литературе существует достаточное количество игр грамматического содержания. Однако они не систематизированы, к тому же размещены в разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков.

Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр в формировании синтаксического строя у дошкольников и недостаточным их использованием в практике.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений часто используют в своей воспитательно-образовательной работе развивающие игры и упражнения, но не в системе и без учета условий проведения данного вида игр. Поэтому полученные ими результаты, носят неустойчивый характер и количество синтаксических ошибок в речи детей не сокращается. Основное количество детей затрудняются в выражении в своей речи причинно-следственных, временных зависимостей виде сложноподчиненных предложений

Работа по формированию синтаксической стороны речи детей старшего дошкольного возраста должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако не всегда ей уделяется необходимое внимание работниками этих учреждений, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

1. Теоретические основы исследования проблемы развития синтаксической  стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Особенности формирования синтаксической стороны речи у детей с ОНР.

Исследователи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, С. Н. Шаховской.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упало);

5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла» вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»;

- дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что...?»

- неправильно иногда оформляется союзная связь:

- опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно»;

- один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»;

- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют».

Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Е.Ф. Соботович [39] выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией):

1 группа детей - в этой группе наблюдается преимущественно нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно – семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2 – 3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: “Мама мые мяси” (Мама моет мячик); “Деси иду коле” (Дети идут в школу); “Деська касаль касена” (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из 3-х семантических компонентов: субъект – предикат – объект; субъект – предикат – локатив.

Как видно из примеров, в структуре предложений сохранён порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

2 группа детей - в этой группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Например: “Много в лесу” (дети собрали в лесу много грибов) “Молоко разлило” (молоко разлито котёнком). Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют: а) инвестированные предложения, б) предложения пассивные, а так же - сложноподчинённые предложения.

Нарушение синтаксиса проявляется как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объективными – локативными - атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении. [13]

2. Методика формирование синтаксической стороны речи у  детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., Ладутько Л.К, Шкляр С.В, Букиневич Е.С., Лагунович А.Л., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки авторов, мы создали комплекс дидактических игр на формирование синтаксической стороны речи.

Организация дидактических игр логопедом в группе старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Основные задачи, стоящие перед логопедом  в его работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при коррекции синтаксических  нарушений:

- научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;

- научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов

- научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);

- формировать навыки связной речи.

Игровые задания и действия детей подобраны такие, которое предусматривают возможность каждого для ребенка неоднократного речевого участия. Ребенок отвечает на вопросы логопеда, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же синтаксические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало закреплению знаний детей, применению этих знаний в различных обстоятельствах

Коррекционная работа по формированию синтаксической стороны речи посредством дидактических игр осуществлялась поэтапно.

1 этап

Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предметлогопед  стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Главная задача на этом этапе обучения научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. (Приложение 1)

 Отработка этих понятий до занятий по теме «предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении.

2 этап.

Логопедическую работу над однородными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями. Если согласование прилагательных с существительными в именительном падеже усваивается детьми без особых трудностей, можно предложить им согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах единственного числа, а также согласованию существительных с глаголами. (Приложение 2)

3 этап

При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. (Приложение 3)

4 этап.

Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «чья вещь?», «чей хвост?», «составь предложение», «чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. Так в игре «человек и животные», дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением. (Приложение 5)

5 этап.

Работая над предлогами в предложениях, основной нашей задачей является: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях предлагается детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагается поиграть в загадки, отвечая на вопрос «у кого?» например: «у кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «когда это бывает?», «найди такое дерево», «ключи» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на». (Приложение 6)

6 этап.

Формирование сложных предложений (сложносочиненного и сложно подчиненного).

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросно-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. (Логопед: «Почему мишка сидит такой грустный?». Ребенок: «Потому что он устал».)

В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения, так как в придаточном предложении дети опускают то вторую часть, то подлежащее.

Учить составлять разные типы предложений:

- предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; 

- сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). 
 (Приложение 6)

Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками занятий становятся незнайка, петрушка, карлсон, пингвиненок  Лоло, солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного героя.

 

Приложения.

Приложение 1

Дидактические игры по  согласованию прилагательных с существительными и местоимениями, существительных с числительными в роде, числе и падеже, существительных с глаголами.

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила,
          В разноцветный сундучок.
          Ну-ка, Ира, загляни-ка,
          Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Сосчитай воробьев» 

Цель: учить согласованию существительного с числительным.

Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

«Сплетем веночек"

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: Настоящие одуванчики.

Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.

«Кто сумеет похвалить»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

 Игра «Добавь слово». 
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе. 

Ход игры: Логопед произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.
У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.). 
На моем пальто воротник (какой?) …
В комнате стоит шкаф (какой?) …
У моего брата варежки (какие?) …

Игра «Подумай и договори». 
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе. 

Ход игры: Логопед произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.
У моего платья рукава (какие?) … (короткие, длинные и т.д.). 
На моем пальто воротник (какой?) …
В комнате стоит шкаф (какой?) …
У моего брата варежки (какие?) …

 «Магазин»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, учить согласовывать прилагательные  с существительными.

Ход игры.

Дети «покупают» в магазине у логопеда «банки с компотом», вырезанные из картона. На  каждой  из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к логопеду и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот»; «Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот».

 «Умная стрелка» 
Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе.
Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.
Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой. И т. д.).
Овладение грамматическим строем речи ребенком с ОНР происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре. 
Поэтому отработанные грамматические конструкции включаются в сюжетно – ролевые игры, а также используются педагогом в режимные моменты. Вышеперечисленные игры и упражнения способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует коррекции грамматического строя речи детей с ОНР.                                                                                     

                                                                                                                                            

                                                                  Приложение 2

    Дидактические игры по обучению детей составлять простые предложения.

«Придумай предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову.

  Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

 Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

«Пара слов»

Цель: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Игровые действия: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы.

Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи:

Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова.

Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце».

- Медведь греется на солнце.

- Медведю в теплой шубе жарко на солнце.

- Медведь отнял солнце у крокодила.

Картинки: «муравей» и «цветок».

- Муравей залез на цветок.

- Муравей спрятался в цветке от дождя.

- Муравей качается на цветке.

«Кто интересней придумает»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

«Распутай слова»

 Цель: учить составлять предложения,  используя данные слова.

 Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.        

«Солнечные лучи».

Цель: учить строить простое полное предложение.

Материал: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

Воспитатель. Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.

Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».

Вариант 1. Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.

- Деревья, на, почки, появляются.

- Тают, сосульки, солнце, от.

- Лес, подснежник, в, расцвели.

- Трава, земля, расти, на.

- Капель, крыша, капать, с.

- Ручей, плыть, кораблик, по.

- Дерево, скворечник, повесили, на.

Вариант 2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.

- Весной дети…..

- Весной птицы…..

- Весной люди…..

- Весной в лесу…..

- До весны…..

- После весны…..

«Составь фразу»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                              веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

    

Приложение 3

    Дидактические игры по обучению детей распространять простое предложение.

   «Размытое письмо»

 Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

  Материал. Игрушечный мишка.

  Организация. Воспитатель:

 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

 Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить распространять  простое предложение.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Шейте сами»

Цель: формирование у детей целостного восприятия предмета, формирование навыка построения простых распространенных повествовательных предложений.

Ход игры.

Каждый ребенок берет со стола логопеда комплект с деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» - достают части одежды, на счет «три» - составляют платье, юбку, сарафан и т.д., В процессе работы дети рассказывают. Что они пришивают, как украшают свое изделие ( «Я пришиваю рукав и воротник к платью» и т.д.

 

Приложение 4

Дидактические игры по обучению детей составлять предложения с однородными членами.

Из двух предложений составить одно (по образцу):

(составление предложений с однородными членами)

 По нашей улице ходят троллейбусы. По нашей улице ходят трамваи.

По нашей улице ходят троллейбусы и трамваи.

 Дети любят петь. Дети любят рисовать.

Дети любят петь и рисовать.

 В этом лесу водятся волки. В этом лесу водятся медведи.

В этом лесу водятся волки и медведи.

 Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Сегодня пасмурный и дождливый день.

 Лисица – хитрое животное. Лисица – ловкое животное.

Лисица – хитрое и ловкое животное.

Игра «Справочное бюро».

Цель: учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.

Материал: фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».

Игровые действия: создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.

Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?  (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т.п.)

В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих  родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.

У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».

Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».

Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.

- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».

- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной  красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она  зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».

- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т.д.

Игра продолжается со сменой ролей.                

«Я иду гулять»

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.

Ход игры.

Логопед предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки. Образец речи детей: «Я надену трусы, майку, колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками».

Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренники в детском саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.

«Что за  чем мы будем мыть?»

Цель: активизация словаря по теме, формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.

Ход игры.

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды.

Логопед обращается к детям: «Ребята,  представьте себе ситуацию, что в доме отключили воду. В раковине осталась немытая посуда. У вас есть только два тазика воды – один с горячей, другой с холодной водой. Вы должны подумать, в каком порядке лучше всего мыть грязную посуду и почему? Разложите картинки в том порядке, в каком вы бы стали мыть посуду. А теперь опишите свои действия». Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание логопеда.

Предметные картинки: 1) стеклянный стакан, чашка, вилка, тарелка, сковорода; 2) чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. (Сначала моется посуда, наименее испачканная жиром.)

«Куда поставим мебель?»

Цель: закрепление представлений о различных видах мебели по ее назначению, формирование навыка составления предложений с однородными членами.

 Ход игры.

Из числа детей выбирается ведущий, который будет называть различные помещения в квартире. Остальные дети называют мебель, которую туда можно поставить.

Например: коридор – вешалка, трюмо, тумбочка и т.д.

Логопед в это время может выставлять на фланелеграф предметные картинки или ставить на стол игрушечную мебель. Затем детям предлагается рассказать о той мебели, которая с их помощью поставлена в разных комнатах.

Далее, в зависимости от цели занятия, можно попросить детей  составить либо рассказы – описания, либо предложения с однородными членами типа: «В коридоре стоят вешалка, трюмо и тумбочка».

 

Приложение 5

Дидактические игры по обучению  детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и составлять с ними предложения.

«Прятки»

 Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

 Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Ложка и стакан»

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.

Игра «Прогулка в лес».

Цель: учить строить предложения  с предлогами, закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные объекты.

Материал: фото или картинки  с изображением растений и обитателей леса.

Игровые действия: подбирать как можно больше вариантов окончания предложения, передавать предмет (шишку) как эстафетную палочку, разыгрывать «фанты».

Воспитатель. Ребята, сядем с вами в круг, как у костра на лесной опушке. У меня в руках шишка. Я задам вопрос, передам шишку соседу справа. Так шишка по кругу вернется  ко мне. Повторять окончания предложения нельзя: каждый придумает свое. Если ответа не знаешь, отдай «фант», который потом разыграем.

«Что и где я найду в лесу?»

Примеры ответов:

- В лесу под ёлкой я найду шишку.

- В лесу под дубом я найду желудь.

- В лесу под осинкой я найду подосиновик.

- В лесу на сосне я найду дупло.

- В лесу за пеньком я найду ёжика.

- В лесу в кустах я найду гнездо. И т.д.

Розыгрыш «фантов» проводится в конце игры.

Примерные задания для хозяев фантов:

- жонглировать 2 – 3 шишками;

- имитировать движения какого-либо лесного обитателя;

- рассказать четверостишие о любом растении или животном белорусского леса;

- метать 5 шишек в корзину. И т.д.                        

«Где лежат вещи?»

Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.

Ход игры.

1.Логопед демонстрирует детям действия с предметами и комментирует их: «Лампа стоит на столе, лампа висит над столом, лампа лежит в столе, лампа упала со стола, лампу поставили под стол, лампу вытащили из-под стола». Далее логопед просит детей назвать маленькие слова (предлоги), которые они услышали в предложениях.

2.Логопед просит детей придумать предложения по двум опорным картинкам  с использованием  маленьких слов «на», «над», «под», «в». Например: полка – кровать, платье – шкаф, портфель – стул, книга – стол, тапочки – кровать.

«Кормушка»

Цель: практическое  овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».

Ход  игры.

На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине.  На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы.

Дети отвечают на вопросы логопеда:

- Куда мы повесим кормушку? (На дерево)

- Куда насыплем корм? (В кормушку)

- Откуда вылетел  воробей? (Из гнезда)

- Куда села синица? (На рябину) и т.д.

«Незнайка»

Цель: практическое усвоение детьми предлогов «в», «на», «за», «из».

Ход игры.

Логопед сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке. Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины».

Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.

                                        

    Приложение 6

    Дидактические игры по обучению детей  составлять разные виды сложного предложения.

Игра «Расскажем о лесе».

Цель: активизировать в речи детей наречия, учить строить полное предложение с противительным союзом  «а»  по образцу.

Материал: картинки с изображением растений, обитателей белорусского леса.

Игровые действия: подбрасывать и ловить шишку, называть определения в сравнительной степени, образовывать слова-наречия, заканчивать правильно предложение с союзом «а».

Воспитатель. Ребята, Лесовик подарил мне волшебную шишку, которая поможет нам вспомнить подходящее слово о деревьях, лесе и его обитателях.

- Куст сирени высокий, а сосна ещё…..(выше).

- Куст черники низкий, а трава ещё…..(ниже).

- Роща большая, а лес ещё…….(больше).

- Ручей широкий, а река ещё…… (шире).

- Ручей мелкий, а ключ ещё……. (мельче).

- Волчонок ловкий, а волк ещё….(ловчее).

- Заяц хитрый, а лиса ещё……….(хитрее).

- Зубр сильный, а медведь ещё……(сильнее).

- Белка рыжая, а лиса ещё ………(рыжее).

- Береза старая, а дуб ещё………(старше).

- Парк густой, а лес ещё……….(гуще).

- Трава зеленая, а ель ещё…….(зеленее).

- У белки хвост пушистый, а у лисы ещё…..(пушистее).

- У лося ноги тонкие, а у оленя ещё……(тоньше). И т.д.

Игра «Скажи все наоборот».

Цель: учить сложное предложение с союзом «а», закреплять умения изменять слова во множественном числе, подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Материал: фото или картинки с изображением грибов, ягод; шляпа Лесовичка.

Игровые действия: придумать предложение с  опорой на картинку.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок любит спорить, делать все наоборот. А вы умеете играть в игру «Скажи все наоборот»? Лесовичок будет показывать вам картинки грибов, ягод, а вы называйте ему не один предмет, а много: «Боровик – боровики, лисичка – лисички, поганка – поганки и т.д.

Лесовичок гордится лесными богатствами и дарами. Как  он об этом говорит? Например: Лесовичок показывает картинку «мухомор».

- У тебя один мухомор, а в лесу много мухоморов.

- У тебя один куст черники, а в лесу много кустов черники.

- У тебя один опенок, а мы собрали много опят.

И так далее: в лесу много…лисичек, кустов ежевики, шишек, строчков и сморчков, кустиков брусники, кустов костяники, подосиновиков, подберезовиков, ягод клюквы, ягод морошки, пней.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей употреблять  сложноподчинённые предложения.

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                 Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)             Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)        Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.

Ход игры.  Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить,  для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

 «Весна к нам в дом стучится».

Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: весенние пейзажи, сюжетные картинки о весне, любые предметные картинки.

Игровые действия: объяснять смысл пословиц, фраз, народных примет своими словами, составляя полное развернутое высказывание.

Воспитатель. Ребята, за что люди любят весну? Про это время  года много сложено пословиц, поговорок, примет. Попробуйте  объяснить несколько из них, а некоторые – продолжить.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Ласточка день начинает, а соловей кончает.

- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Появились проталины, потому что……

- Подснежник называется так, потому что…..

- Люди увозят снег из города на поля, чтобы….

- Грачи собирают ветки и прутья для того, чтобы….

- Весенний день год кормит.

- Март без воды – апрель без травы.

- Коли в мае дождь, будет и рожь.

- Майская трава и голодного накормит.

«Что для чего»

Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.

Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.

Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.

Игра «Закончи предложение».

Цель: учить строить сложное предложение доказательной формы высказывания, упражнять детей  в установлении прчинноследственных  связей.

Материал: незаконченные фразы по теме «Птицы».

Методические рекомендации: завершить незаконченные фразы, подбирая интересные и оригинальные ответы.

Воспитатель. Ребята, закончите предложения. За правильный ответ – фишка. Победит тот, кто соберет наибольшее количество фишек. Поощряются ответы с фантазией и юмором.

1. Курица – это птица, потому что…..

2. Ласточки улетают в теплые края, потому что….

3. Лебеди плавают по водоёму, чтобы….

4. У цапли, журавля, аиста длинные ноги, чтобы…

5. У чайки, утки, гуся  на лапках есть перепонки, чтобы….

6. Совы – хищные птицы, потому что….

7. У утки широкий плоский клюв, чтобы….

8. Дятлов называют санитарами леса, потому что….

9. Кукушки подкладывают свои яйца в чужие гнезда, потому что…

10. Люди любят соловьев за то, что…..

11. Гнезда диких птиц трогать нельзя, потому что….

12. Люди делают зимой кормушки, чтобы….

13. Скворечники нужны весной для того, чтобы….

14. Многих птиц записывают в Красную книгу, чтобы…

15. В лесу нельзя шуметь, потому что….

16. Нельзя трогать птенцов в гнезде, потому что…..

17. Люди привлекают аистов к своему жилью, чтобы…

18. Орнитологи изучают повадки птиц, чтобы…. Т.д.

- Ребята, дома с родителями придумайте новые незаконченные фразы для этой игры.

Игра. «Про Потому и Почему».

Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Описание игры. Логопед читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

«Жили -  были  Почему и Потому. Видят они, – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросило Почему.

-   Потому что оно круглое, - ответило Потому.

-   А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.

Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

- Почему она летит? - спросило Почему.

- Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.

- А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.

- Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.»

Далее мы задавали вопросы по сказке (почему?..), дети отвечали (потому.)

 

                                 Список литературы

1. Аванесова В. А. дидактические игры для дошкольников. - М.    Просвещение, 1982

2.  Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-пресс, 2003.- 128 с.

3. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская, Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.

5. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001.

6. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. -- 1984. -- № 5.

7.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

8. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991 г. – 207.

10. Букиневич Е.С., Лагунович А.Л.Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.- Минск: Содействие, 2011 г.-104с.

11.Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка: Этимология. Изд. Стереотип. 2013. 288

12. Валявко, С. М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Н. В. Дроздова // Специальная психология. - 2007. - N 3. - С. 46-53.

13. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с.

14. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.

15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.

16. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.

17. Глухов, В. И. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Л., 1987.

18. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. - М., 1991.

19. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - 2006. - N 2. - С. 22-27.

20. Жукова, Н. С, Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. M., 1990.

21. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. M., 1994.

22. Климонтович, Е. Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2006. - N 2. - С. 55-58.

23. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2008. - N 1. - С. 43-46.

 

Автор: Биккинина Эльмира Шамилевна

                                                             МАДОУ «Детский сад № 42

комбинированного вида»

Приволжского района г. Казани

Республики Татарстан