Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Бинарный урок литературы и географии. 

Тема урока: «Двадцать тысяч лье под во­дой» Жюля Верна как научно-фантасти­ческий роман.

Форма урока: бинарный урок литературы и географии.

Цели:

  • познакомить учащихся с жанром на­учно-фантастического романа;закрепить навыки работы с картой;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать навык учебного сотрудничества в классе (работа в парах, групповые формы взаимодействия);
  • воспитывать  чувство дружбы и товарищества.

Формы организации деятельности учащихся:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • коллективная работа.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация к уроку «Путешествие с Жюлем Верном»;
  • глобусы;
  • настенная карта мира;
  • тексты романа;
  • контурные карты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Звучит шум прибоя, учитель декламирует: (слайды презентации)

«Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни».

«Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!»

- Кто автор этих строк?  (Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»)

II. Мотивация.

- Надеемся, вы еще не успели забыть ра­дости и волнения вашего путешествия в водные глубины с капитаном Немо. И вот колокол «Наутилуса» вновь приглашает вас в путь. Впереди вас ждут опасности, трудности и, конечно, новые знания.

Сейчас мы отправимся в необычное путе­шествие. Мы собираемся побить все рекор­ды Жюля Верна.

- За сколько дней один из его героев объехал вокруг света, заключив пари? (За 80 дней.)

   - А мы совершим кругосветное путеше­ствие за 45 минут.

Просмотр видеофрагмента из фильма «  Капитан Немо».

- Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его  поимки.)

- На каком судне они  отправляются в путь? («Наутилус»).

- «Наутилус» - это большая субмарина с острым бивнем на носу, ярким фонарём и мощным электрическим двигателем.  (Презентация)

- А в  каком  состоянии  находилась  подводная  навигация,  когда  Жюль  Верн задумал свой роман? (Сообщение ученика, увлекающегося историей технических открытий и научной фантастикой). ( Приложение 1)

 III. Формулировка темы и задач урока.  (Презентация, слайды с опорными словами)

Цель этапа: развитие умения самостоятельно формулировать тему и определять задачи своей работы.

- Перед героями разворачиваются чудеса Индийского и Тихого океанов, южных и северных морей. Они высаживаются на Южный полюс, путешествуют по морскому дну, охотятся в подводных лесах и сражаются со страшными представителями водной стихии.

- К какому жанру вы отнесете этот роман? (К научно-фантастическому)

- Сформулируйте исходя из этого тему урока, используя опорные слова:

«Двадцать тысяч лье под во­дой» Жюля Верна…. (научно-фантасти­ческий роман).

- Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его  поимки.)

                                       

- А какова наша задача? Обратите внимание на тему урока.

Опорные слова:  выявить особенности….(на­учно-фантастического романа).

 

- Для того, чтобы совершить путешествие, что необходимо знать? (Уметь ориентироваться на местности, читать географические карты).

- Исходя из ваших ответов, сформулируйте нашу задачу, используя опорные слова:

        Закрепить…. (навыки работы с картой).

IV.    Сведения о капитане нашего корабля.

- Вы, конечно, догадываетесь, что капита­ном на сегодняшнем уроке может быть только сам Жюль Верн.

Прием «Инсерт».

- Давайте поработаем с текстом. Читаем и делаем пометки: Что я знал, что узнал, что заинтересовало или вызвало вопросы.

Жюль Верн — знаменитый французский романист, по праву занимающий достой­ное место в истории мировой культуры. Главный труд его жизни — огромная серия книг «Необыкновенные путешествия», включающая 64 романа и два сборника по­вестей и рассказов. Жюль Верн был под­линным зачинателем научной фантасти­ки, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении. «Двад­цать тысяч лье под водой» — роман, под­нявший писателя на вершину славы.

Работая над книгой «Дети капитана Гранта», писатель обдумывал устройство «Наутилуса». Были уже сделаны первые наброски, когда издатель уговорил Жюля Верна поработать над «Иллюстрированной географией Франции и ее колоний». И толь­ко издав роман «Дети капитана Гранта», писатель всецело отдался осуществлению давно задуманного плана. Роман «Двадцать тысяч лье под водой» оказался второй частью трилогии, сюжетные линии которой сойдутся в «Таинственном острове».

Название романа относится к расстоянию, которое преодолели герои, а не к глубине погружения, поскольку 20 000 лье — это более 2 радиусов Земли. Наибольшая глубина, упоминаемая в книге, — 4 лье.

Французское название романа “Vingt mille lieues sous les mers (tour du monde sous marin)”  говорит о нескольких морях, подразумевая «Семь морей», по которым плавали персонажи романа.

- Афиширование результатов, обсуждение.

V. Работа с картой. Маршрут «Наутилу­са». 

Статистическая справка

Учитель географии:

- Вот небольшая статистическая справка, составленная известным советским уче­ным Я.И. Перельманом:

В десяти романах Жюля Верна действие происходит в Европе, в четырех — в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три романа — в Австралию; девять — в Амери­ку; три — в Арктику и Антарктиду. Отк­рытое море — место действия шести рома­нов Жюля Верна. В пяти книгах он описы­вает кругосветные путешествия. В самом деле, тут впору было бы поработать целому географическому обществу!

У писателя в библиотеке был огромый глобус, на котором он при написании каждого романа отмечал маршруты героев. Поэтому глобус был испещрен разноцветными линиями, которые скрещивались, переплетались, расходились в разные стороны, пересекая как раз те области, куда не ступала нога человека. К концу жизни Жюля Верна глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что и самому писателю было трудно выпутываться из этого лабиринта.

 

- Поскольку вы уже опытные путеше­ственники, то должны знать, что, прежде чем отправиться в путешествие, надо про­ложить маршрут. Слово нашему штурма­ну.

Ученик выступает с  сообщением.

Путешествие «Наутилуса» начинается в месте, координаты которого — 31" с.ш. и 36° в.д. (около 200 миль от Японии). Он пе­ресекает Тихий океан, от берегов Японии плывет к Австралии, проходит через Тор­ресов пролив в Индийский океан, входит в Красное море, отсюда через подводный туннель — в Средиземное море. Затем под­водная лодка выходит в Атлантику, на­правляется на юг, подо льдами проходит к Южному полюсу. И снова на север, мимо Канады, к Норвегии. Далее путь капитана Немо совпадает с движением вод Гольф­стрима.

- Нанесите перечисленные географиче­ские объекты на контурную карту, соеди­ните их фломастером — и получите марш­рут капитана Немо.

Учащиеся работают с картой в группах.

- Афиширование результатов, обсуждение.

VI. «Наука и фантастика». Работа в группах.

- Все ли гипотезы Жюля Верна верны? Ис­пользуйте знания по географии, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, приведенные писателем в романе.

1. Цитата из романа: «...вода занима­ет свыше тридцати восьми миллиардов гектаров земной поверхности. Объем этой жидкой массы равен двум миллиардам двумстам пятидесяти миллионам кубиче­ских миль; и если вообразить эту жидкую массу в форме шара, то окажется, что диа­метр его равен шестидесяти лье, а вес со­ставляет три квинтиллиона тонн».

Вопрос: Жюль Верн не согласен с учены­ми своего времени, считавшими, что пло­щадь суши превышает площадь Мирового океана. Он утверждает, что Мировой океан превышает по площади сушу. Так ли это?

2. Цитата из романа: «Пытливость на­туралиста навела меня на мысль, что под Суэцким перешейком должен существо­вать проход, никому не известный... И че­рез короткое время вы, господин профес­сор, переправитесь через Аравийский тун­нель» .

Вопрос: покажите на карте, где капитан Немо обнаружил Аравийский туннель. Что сейчас там расположено?

3. Цитата из романа: «Затем наша подводная лодка вышла в воды Атлантики и направилась на юг, подо льдами прошла к Южному полюсу Земли...»

Вопрос: покажите на современной карте Южный полюс. Все ли верно в тексте рома­на?

Динамическая пауза.  (Презентация).

VII. Жанр научно-фантастического рома­на.

- Надеюсь, вы помните, что сегодня мы де­лаем записи в судовые журналы, а их необ­ходимо заполнять аккуратно.

Фантастика в литературе подразделяет­ся на три основных вида:

  • научная,
  • социальная,
  • фэнтези.

Научная фантастика (или техническая) опирается на факты современной писателю науки и предполагает пути ее развития, иногда предвосхищая научные открытия. При этом герои продолжают жить в том вре­мени и в той социально-исторической обста­новке, когда жил и творил автор книги.

- Наше путешествие продолжается не по карте, а по страницам романа Жюля Вер­на. Обратимся к вашим запискам путеше­ственников.

Работа в группах.

Первая группа учеников под­готовит сообщение о научных и фантасти­ческих фактах в романе.

Как профессиональные литературоведы, ребята из другой группы составят анно­тацию к роману.

Третья группа подготовит характеристики героев романа. Каковы же, на ваш взгляд, эти герои?

Афиширование результатов, обсуждение.

 

VIII. Домашнее задание.

Инструктаж.

Дифференцированное задание:

1. С каждым годом «Наутилус» все больше устаревает. Но роман «Двадцать тысяч лье под  водой»  остается  одной  из любимых  книг  едва ли  не во всем  мире.  В чем же  секрет обаяния этой бессмертной книги? Напишите свои размышления на этот вопрос.

2. Что мы можем увидеть, глядя в иллюминатор «Наутилуса»? Сделать подборку отрывков из романа по теме, обобщить, составить кластер.

 

IX. Итог урока. Учитель заканчивает урок стихами В.Брюсова. Они прозвучали как гимн фантасту, предугадавшему пути научного технического прогресса

 

 Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,

 Что тени вымысла плоть обретут для нас;

 Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;

 Что полюс покорит упрямый Гаттерас;

 

 Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;

 Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;

 Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;

 Что капитан Робур прорежет небосклон.

 

 Свершились все мечты, что были так далёки.

 Победный ум прошёл за годы сотни миль:

 При электричестве пишу я эти строки,

 И у ворот, гудя, стоит автомобиль…

 

X. Рефлексия.

Прием «Плюс-минус-интересно».

+

-

интересно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Список литературы:

1.Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.

2.Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения зарубежных писателей». Романы Жюля Верна.  http://school.xvatit.com/index.php?title

3.Сайт Солнечный Селезневой Елены. http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/pmi-plius-minus-interesno-2.html

 

Приложение 1

К середине XIX в. строительство подводных лодок только начиналось.  Глубина  погружения  не превышала  нескольких  метров,  пройденное  под водой расстояние — нескольких километров. Главная трудность заключалась в отсутствии механического двигателя и надежной системы управления.

В 1776 году американец Башнелл построил первую в мире металлическую подводную лодку «Черепаха».  Она  напоминала  яйцо,  состоящее  из двух  половинок,  скрепленных болтами,  и приводилась  в движение  гребным  винтом,  который  вращался  рукояткой.

«Черепаха»  погибла  на рейде  Нью-Йорка  при  попытке  взорвать  английский  корабль «Игл».

В 1800 году  Роберт  Фултон  спустил  под  воду «Наутилус»,  судно  сигарообразной формы,  с гребным  винтом,  который  вращали  четыре  человека. Подводное  судно  делало не больше  трех  километров  в час,  поэтому  вскоре  опыты  с подводной  лодкой  были прекращены.

Название «Наутилус»,  прославленное  впоследствии  Жюлем  Верном,  стало традиционным для подводных кораблей.

Русский  инженер А. А. Шильдер  построил  в 1834 году  весельную  подводную  лодку, приводимую в движение физической силой моряков.

Ручным  двигателем  была  снабжена  и подводная  лодка  Аунлея «Давид».  Аунлей принимал участие в гражданской войне в США на стороне южан. В 1863 году он взорвал корабль северян и погиб вместе с экипажем «Давида».

От «Черепахи» до «Давида» прошло около 90 лет, но подводные лодки все  еще были неповоротливы,  медлительны  и,  главное,  не умели  сохранять  равновесие  под  водой: то камнем  плюхались  на дно,  то неожиданно  выпрыгивали  кормой  или  носом  вверх. Кроме того, они были слепы, как кроты.

Пытались  создать  конструкцию  с паровым двигателем, но вскоре отказались от этого и вернулись  к ручному  вороту.  Подводная  лодка  с паровой  машиной  стала  пленницей дымовой трубы: ее верхушка всегда должна была торчать на поверхности.

Пробовали  приспособить  воздушный  двигатель.  Поршни  машины  приводились в движение  сжатым  воздухом.  Однако  запаса  сжатого  воздуха  хватало  только  на час-полтора. Воздушный двигатель себя не оправдал.

Таково  было  состояние  подводной  навигации,  когда Жюль Верн  задумал «Двадцать тысяч лье под водой».

Писателю были хорошо известны конструкции и история подводных лодок.

Жюль Верн возлагал надежды на электричество, считая его силой, к которая преобразит мир. На смену века пара должен был прийти век электричества. Это было ясно передовым   людям  того  времени,  хотя  о мощном  электрическом  двигателе  можно  было  только мечтать.

Электроэнергия,  получаемая  из окружающей  водной  среды,  служит «Наутилусу» не только двигательной силой. Она используется для освещения, отопления, вентиляции, в боевых  действиях  и для  разных  бытовых  нужд.  Предусмотрены  десятки  способов применения электроэнергии, которые писатель сумел безошибочно предсказать.

Современникам Жюля Верна  все  это  казалось «научной  сказкой»,  но писатель  верил в осуществимость  своей мечты. «Все,  что  человек  способен представить  в воображении, другие  сумеют  претворить  в жизнь», —  писал Жюль Верн,  и он был  прав:  возможности науки и техники сильней воображения.

Атомный  двигатель  наделил  современную  субмарину  настоящим  могуществом. Трудно  перечислить  все  преимущества  современного  подводного  корабля  перед «Наутилусом».  Атомный  двигатель  и химическая  регенерация  воздуха  дают  ему возможность  месяцами  не всплывать  на поверхность.  Жюль  Верн,  естественно,  не мог предусмотреть  телевизора,  эхолота,  всевозможных  радиолокационных и радиотехнических  приборов,  разведывательного  телескопа  с ангаром,  не говоря  уже о перископе и торпеде.

Жюль Верн  в тумане  будущего  видел  прообраз  идеального  подводного  судна. В нем много сходства с позднее осуществленными конструкциями.

   Приложение 2

 Карта путешествий

  

Автор: Галанова Алёна Александровна

                                                             МБОУ «СОШ № 3»

г. Сургута Тюменской области