Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Методическая разработка проекта

создания книги «Мы – Олимпийцы!»

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка проекта «Мы  - Олимпийцы» ориентирована на реализацию федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада.

Пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интеграции разных видов деятельности дошкольника  с учетом содержания и задач разных образовательных областей.

Потенциальные пользователи  данной методической разработки дошкольные работники детского сада, студенты педагогических колледжей и институтов, родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Необходимость внедрения интегративных процессов в образовательную деятельность дошкольников отражено в  Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.  «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Концепции Федеральной программы развития образования до 2015 г.г.

Определяя приоритеты работы с дошкольниками, стремились выбрать наиболее эффективное направление в развитии личности ребенка в соответствии с рекомендациями ФГТ к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. По определению многих специалистов, как практиков, так и представителей науки, развитие творческих способностей детей на данном этапе современности является актуальным.

Интеграция образовательных областей в проектной деятельности раскрывает большие возможности в реализации поставленной цели: развитие творческих способностей детей в познавательно-интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Поднимаемая проблема вызвала у дошкольных работников разного уровня (воспитателей, узких специалистов, психологов, руководителей) большой интерес и запрос на распространение опыта работы, связанного с реализацией новых федеральных государственных требований.

СВОЕОБРАЗИЕ И НОВИЗНА

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ)  – принцип интеграции образовательных областей.

Данный принцип является инновационным и обязывает дошкольную образовательную организацию коренным  образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

В опыте работы педагогического коллектива детского сада № 67 «Радость» в методической разработке проекта по созданию книги «Мы -  олимпийцы» представлен материал по развитию творческих способностей детей в познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности.

Показана система работы воспитателя по освоению методики развития творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей в различных видах деятельности в НОД (непосредственно образовательная деятельность), совместной деятельности педагогов, родителей с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников.

ОБОСНОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Творчество - высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека.  Детское творчество – основной способ развития личности и многомерное обширное пространство человеческой культуры, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности.  В современных  исследованиях творчество описывается как способ бытия личности (Г.Г.Панкова); высшая стадия развития личности (К.А.Абульханова-Славская); теоретические положения о развитии творческих способностей дошкольников как о целостном многокомпонентном процессе личностного развития дошкольника представлены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Лука, О.М.Дьяченко, Б.М.Теплова, Н.С. Лейтеса, Л.А.Венгера,  Н.С. Варенцовой, В.Н. Дружинина, Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной.

Таким образом, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на творчество, формирования способов и приемов творческой деятельности в разных видах детской деятельности, в том числе проектной.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающий компетентностно – ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.

Методы решения проблем, связанных с идеями гуманистического направления в философии образования, рассматривали американский философ и педагог Дж. Дьюи, его ученик В.Х. Килпатрик. Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов, С.Т. Шацкий в 1905 году организовал творческую групп, исследовавшую проектные методы в практике преподавания.

В отечественной дидактике М.И. Махмутов, И.Я. Лернер уделяли внимание проблемному методу.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

По мнению Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А.в основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве при решении проблем. Определяют  следующие признаки проекта: присутствие новизны, наличие реальной проблемы, практическая направленность (полезность продукта), широта его использования, презентация результата проекта.

В работе с дошкольниками успешно реализуются различные типы проектов:

- творческий (деятельность детей намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизация, программа праздника, детский дизайн);

- исследовательский (участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видео зарисовок);

- игровой (дошкольники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают поставленную проблему , например в интерактивном спектакле;

- информационный, практико –  ориентированный (участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляются в виде стендов, газет, витражей).

Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:

- выбор темы проекта, его типа, количества участников;

- возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

- обозначить проблему и выбрать наиболее актуальную и посильную задачу для детей на определенный отрезок времени;

- распределение задач по группам, обсуждение детального плана по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.);

- выполнение проекта – специально организованный и самостоятельно выполняемый комплекс действий, завершающий созданием творческого продукта;

- презентация результатов;

- последующее использование полученного результата и (или) расширение тематики при продолжении выполнения этого (или нового) проекта.

       В реальной практике проведения проектов в образовательных учреждениях содержание каждого этапа может быть уточнено или изменено.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Цель: развивать творческий потенциал дошкольников и педагогов в проектной деятельности, основываясь на принципе интеграции образовательных областей.

Задачи:

- повысить профессиональную компетентность педагогов в реализации творческих проектов, выстраивая образовательный процесс  как системный, междисциплинарный в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

- способствовать преодолению стереотипности мышления и развитию творческого мышления и воображения у детей и педагогов;

- осуществлять перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

- создавать условия для развития и самореализации творческого потенциала дошкольников и педагогов;

- помочь дошкольникам освоить многообразные формы межличностных отношений и общения, создавая условия для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества;

- формировать  у детей потребность к творческой деятельности;

- развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны, мира;

- воспитывать у детей произвольность – умение довести начатый проект до определенного результата.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Описаны методические  приемы  реализации одной из форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка по развитию его творческих способностей в познавательно-интеллектуальной и коммуникативной деятельности, основанной на интеграции образовательных областей в проектной деятельности дошкольников.

Проект рассматривается какпоэтапная интегрированная деятельность детей, которая начинается с постановки  проблемы, а заканчивается получением творческого продукта и презентацией результата. Проект предполагает самостоятельную деятельность детей под руководством взрослого.

 Представлен информационный, практико-ориентированный проект, так как дошкольникам свойственна  потребность в активных действиях, общении, самовыражении,  разнообразных  впечатлениях. Всё это он может воплотить в проектной деятельности.

 Тема проекта  «Мы – Олимпийцы!». Данный проект имеет следующие характеристики:

- по продолжительности выполнения – краткосрочный;

- по доминирующему виду  детской деятельности - информационный, практико-ориентированный;

- по доминирующей образовательной области – межпредметный;

- по количеству участников - групповой.

Дидактическая цель данного проекта – получение информации, а книга является результатом полученных знаний.

Рассмотрим работу над созданием книги поэтапно.

На мотивационно - целевом этапе педагог определяет цель проекта, возможные варианты интеграции содержания образовательных областей. Дети осознают тематического поле проекта. В проекте «Мы - Олимпийцы!» мотивацией послужило письмо от  первоклассников, которое пришло в детский сад. В нём бывшие выпускники предлагают нынешним выпускникам оставить на память малышам о себе интересные моменты  из их  жизни в детском саду.

На проектировочно - организационном этапе  педагог продумывает возможные варианты решения  проблемы, организует распределение подтем и задач по группам. В разработанном проекте «Мы - Олимпийцы!» была поставлена следующая  проблема: «Что интересного произошло, о чём можно было бы рассказать малышам?» Дети вспоминают яркие события и самостоятельно принимают решение: создать книгу «Мы – Олимпийцы!». Воспитателями, родителями совместно с детьми проводится углубленная работа по сбору информации по обозначенной теме, детям предлагается самостоятельно распределиться по подгруппам для создания отдельных страниц книги:  «Познавательная», «Интеллектуальная», «Игровая», «Спортивная», «Семейная», «Художественная», «Ответы журналисту», «Мастерская Олимпийцев». Для этого используется карта выбора  «Олимпийские кольца» (Приложение  2).

На содержательно - деятельностном этапе  педагог координирует деятельность детей и помогает в оформлении проекта, подводя детей к выводам по проблеме проекта.

В проекте  «Мы – Олимпийцы!» дети совместно с родителями ведут сбор информации для создания книги (собирают интересные факты Олимпийских игр, Универсиады, записывают и придумывают загадки, составляют вопросы для  викторины, отбирают  фото на спортивную тематику, рисуют на заданную тему, проводят интервью с будущими спортсменами, рассуждают об Олимпийских играх).

Процесс работы над созданием готового творческого продукта увлек детей, организовав сюжетно-ролевую игру «Мастерская Олимпийцев» дошкольники издали свою книгу, а затем родители сделали ее электронную версию, которую подарили всем желающим  и разместили на сайте детского сада (Приложение 1).

На заключительном – оценочно - рефлексивном этапе в проекте «Мы - Олимпийцы!» была проведена презентация книги для малышей. Дети рассказали, сколько удовольствия получили в процессе поиска информации и при создании книги. Выпускникам очень хотелось бы, чтобы малыши продолжили эту традицию. Книга остаётся в детском саду на память.

Созданная книга является средством отражения знаний, полученных в результате проекта.

Предложенный современный подход к организации проектной деятельности позволяет  реализовывать любую комплексную программу, утвержденную Министерством образования РФ, через разные виды детской деятельности, соблюдая принцип интеграции образовательных областей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическая разработка проектной деятельности

старших дошкольников

Тема: проект создания  книги «Мы - Олимпийцы!»

Разновидность: информационный,  практико-ориентированный.

Возрастная группа:  подготовительная к школе группа.

Дидактические единицы:

- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки.

- «Книга»: назначение, структура книги:

  • переплет – прочная покрышка книги из картона, верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу;
  • форзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой;
  • титульный лист (автор, заглавие книги, подзаголовочные данные, выходные данные);
  • аннотация – краткая характеристика книги (находится на обороте титульного листа);
  • предисловие (перед текстом, может содержать сведения об авторе, о замысле книги и т.д.);
  • иллюстрации, таблицы;
  • колонцифра – порядковый номер страницы;
  • содержание - перечень тем, информации с указанием страницы, находится в начале или в конце книги.

Перечень материалов и оборудования:

- иллюстрации и фотографии в соответствии с содержанием страниц книги;

- листы бумаги разной фактуры, цвета и размера;

- буквы азбуки для составления слов;

- цветные фломастеры, маркеры, гуашь,  гелевые ручки, карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки;

- папки-скоросшиватели, файлы.

Виды интегрированной деятельности:

- коммуникативно - познавательная;

- продуктивно-познавательная;

- продуктивно-трудовая.

Таблица 1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

(вид, способы предъявления и способы представления решения)

№ п/п

Содержание заданий

Способы предъявления заданий

Способы предъявления

решений

1.

диалог, взаимодействие

рассказ

 

Устный (словесный)

Рассказ

2.

моделирование:

незаконченная деталь

Исполнение заданного объекта

3.

поисковая деятельность.

знаковые алгоритмы деятельности

пиктограммы

Условно-символический

-знаковые алгоритмы деятельности

-пиктограммы

4.

аппликация

 

 

картины, портреты

картинки(сюжетные, предметные)-иллюстрации

фотографии

Демонстрация иллюстративного материала:

-картины, портреты;

-картинки(сюжетные, предметные);

-иллюстрации;

-фотографии.

5.

трудовая. ручной труд.

 

изготовление книги

рисование

 

Действенно-практическая:

-изготовление книги;

-рисование.

Таблица 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 проекта создания  книги «Мы - Олимпийцы!»

 

Интеграция задач

образовательных областей (ОО)

 

Деятельность педагога

Деятельность

 детей

ОО «Познание»:

Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов.

Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях.                                                                

ОО «Коммуникация»:

Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог,  учитывая мнение партнера.                                                      

ОО «Социализация»

Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме

ОО «Художественное творчество»

ОО«Безопасность» 

Отрабатывать приемы работы ножницами при вырезывании по контуру; развивать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания

ОО «Труд»

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги

 

Мотивационно - целевой этап – предоставление информации

о проекте и возможности участия в нём.

1.Формирует суть предстоящего мероприятия. Беседует о том, что гордится достижениями детей. Предлагает вспомнить самые яркие события года, связанные с Олимпийским движением (спортивный праздник «Малые Олимпийские игры», соревнования «Веселые старты «Навстречу к Олимпиаде», литературная викторина «Что ты знаешь о спорте», сюжетно-ролевая игра «Олимпийская деревня», выставка детского «Вперед, к победе!» и др.).

Предполагает, что дети средних и старших групп не так много знают о жизни и победах спортсменов, об Олимпиаде. Подводит детей к мысли о том, что они скоро уйдут в школу, младшие дети будут рады получить подарок от выпускников, который расскажет не только о победах великих спортсменов, но и о победах и спортивных мероприятиях детей нашего детского сада.

2.Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия:

- Как вы думаете, какой подарок о спорте мы можем подарить малышам на память?

3.Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание

- У нас есть в группе часть материалов, но этого для книги мало. Что можно  сделать для создания книги?

4.Определение (принятие) цели деятельности:

- Предлагаю  в группе  открыть мастерскую по изготовлению книги под названием «Мы – Олимпийцы!».

1.Осознают суть данного мероприятия.

2.Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, что на данный момент у них сделано, что могут сделать.

3.Концентрируются на поиске решений в своей деятельности.

4.Решают данную проблему, определяют какие страницы в книге могут быть оформлены.

Проектировочно - организационный этап – подготовка проекта

1.Организует детей для работы (на примере тематики содержания книги). «Чтобы работа по подготовке к Ярмарке шла быстро и эффективно предлагаю каждой группе детей оформить страницу по содержанию».

- А для этого у нас имеется карта выбора «Олимпийские кольца»

2.Определение программы деятельности (номенклатура действий, их последовательность).

3.Распределение ролей действий между субъектами согласно принятой модели взаимодействия.

1.Выбор детьми партнеров для совместной деятельности.

2.Использование алгоритма деятельности.

Содержательно - деятельностный этап – проведение проекта

1.Вовлекает детей в процесс совместной деятельности. 

2.Предлагает план или программу совместной деятельности.

3.Предлагает использовать для работы различные материалы и оборудование для сувениров:

- «Для изготовления книги  нам понадобятся различные изобразительные материалы и оборудование: картинки, клей, фломастеры, буквы.   Ребята, которые работают над страницами «Интеллектуальная» и«Познавательная»будут собирать информацию с родителями.

При работе над страницей «Ответы журналисту» ребята будут использовать диктофон.

4.Предлагает взаимопомощь друг другу и помощь взрослого (педагога).

5.Осуществляет контроль правильности выполнения задания.

1.Проявляют интерес, активность, высказывают свое отношение к деятельности.

2.Выполнение детьми действий в соответствии с предложенным планом (инструкцией) или программой.

3.Использование детьми различных материалов и работы детей.

4.Согласование взаимодействия детей друг с другом в процессе совместной деятельности. 

5.Самоконтроль правильности выполнения задания

Оценочно-рефлексивный этап – подведение итогов и презентация проекта

Побуждает детей к итогу проделанной работы:

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо  потрудились. У нас получилось красивая и содержательная книга. Можем её подарить и рассказать о её содержании.

2.Организует презентацию:

- Ребята, чтобы малыши поняли, о чём книга, предлагаю рассказать о каждой ее странице.

3.Оценка результатов.

Подвести детей к рефлексии своей деятельности, Предложить дать свою оценку презентации страниц книги, у кого это получилось ярче, интереснее и почему.

1.Оценивают свою работы и любуются продуктом.

2.Проявляет творческую активность в презентации книги.

3.Оценивают свои возможности и умения.

        

ПРОЕКТ

предметно-развивающей среды по организации

самостоятельной интегрированной деятельности детей

проекта создания книги «Мы - Олимпийцы!»

Модуль 1 «Характеристика самостоятельной

интегрированной деятельности детей»

Образовательная программа: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» /Под ред. О.М. Дьяченко - М.: "Гном-Пресс", 2007.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Дидактические единицы:

- «Родина» - название страны  (Россия);

- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки;

- символика Российского государства - герб, флаг, текст и фонограмма Гимна;

- «Книга»: назначение, структура, книги.

Таблица 3

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его

содержание)

Реализуемая модель сотрудничества

Способ

 предъявления

задания

Способ

презентации

результатов выполнения задания

Изготовить книгу «Мы - Олимпийцы!»

Совместно-индивидуальная

Предложение воспитателем изготовить книгу «Мы - Олимпийцы!» для детей детского сада как подарок от выпускников на память.

Презентация книги (демонстрация, показ)

 

Таблица 4

Характеристика деятельности детей и образовательных задач

 

Название интегрированной деятельности

Виды, разновидности и содержание деятельности детей

 

Интеграция задач ОО

(в соответствие с ФГТ)

 

 
 

 

 

Коммуника-тивно- познава-тельная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОО «Коммуникация ».

Разновидность  деятельности: диалог, взаимодействие.

Содержание:

Дети обсуждают, о чем будет книга, договариваются, кто с кем будет работать, как будут взаимодействовать,  рассказывают о созданной книге.

 

 

Задачи ОО:  коммуникация + социализация.

- Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог,  учитывая мнение партнера.                                                      

- Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме

Задачи ОО:  познавательная + коммуникативная.

- Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов.

- Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях.                                                                   

 

Продуктив-

но-познава-тельная

 

 

 

 

ОО «Познание».

Разновидность деятельности: моделирование:

Содержание: выполнение действий по наглядному алгоритму; составление слова из букв азбуки, чтение текстов (названия видов спорта, имена знаменитых спортсменов- земляков и др.); написание печатными буквами своего имени и фамилии, нумерация страниц.

Вид деятельности: поисковая деятельность.

Содержание: решение поисковой задачи по определению содержания книги.

Задачи ОО:   художественное творчество + познание.

- Развивать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания.   

- Развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны и мира.

- Развивать умение решать поисковые задачи.                                                             - Отрабатывать приемы работы ножницами при вырезывании по контуру.

 

 

 

Продуктивно-трудовая

 

 

ОО «Художественное творчество».

Вид деятельности: аппликация

Содержание:

Вырезание по контуру иллюстраций, текста, символов; их распределение на листе и наклеивание.

ОО «Труд»

Вид деятельности: трудовая.

Разновидность: ручной труд.

Содержание: изготовление книги из отдельных страниц, нумерация, дооформление обложки и «содержания».

Задачи ОО: труд + познание

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги

 

 

 Модуль 2 «Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»

 

Таблица 5

Характеристика компонентов среды

 

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

 

 

Коммуни-кативно- познавательная

 

 

 

 

 

 

Продук-тивно-трудовая

 

 

Стимульный материал

Обложка книги, лист «содержание»

 

Материалы и оборудование для деятельности

иллюстрации в соответствии с предложенным «содержанием»;

листы с отпечатанными текстами, словами, буквы азбуки для составления слов;

цветные фломастеры и карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки, листы-страницы; папки-скоросшиватели,

файлы.

Дидактический материал:

 

наглядный алгоритм изготовления книги;

образцы правильного написания слов.

На обложке название и нет перечня авторов. В содержании указаны разделы, но нет указания страниц.

Весь иллюстратив-ный и текстовой материал представ-лен  как тематические листы для вырезывания.

Иллюстрации: символика Олипиады, карта России с границами небольшие напечатанные фото спортсменов в различных видах спорта, государственная символика

Содержание книги:

1 – главные слова,

2 –  государственные символы,

3 – Олимпийские символы,

4 – талисманы Олимпиады

5 – зимние виды спорта,.

- летние виды спорта,

-знаменитые спортсмены-земляки,

-«Мы - Олимпийцы»

(фото спортивного праздника «Весёлые старты»)

Весь материал размещается на модуле:

заготовки, оборудование и  материалы на боковых полках  (в контейнерах, папках).

На поверхности стола дети работают.

 Для индивидуальной работы дети  используют  столы  в группе.

 

 

Дети принимают решение помочь создать книгу «Мы -Олимпийцы!» в подарок детскому саду, Дети обсуждают, о чем будет книга, рассматривая страницу «содержание» книги, договариваются, кто с кем будет работать, объединяясь в четверки, выбирают раздел, который будут выполнять, обсуждают, каким может быть  содержания книги и как ее создать.

Дети обсуждают в подгруппах содержание каждой странички в соответствии с выбранной темой раздела книги.

Совместно рассматривают, отбирают нужные иллюстрации и тексты. Вместе продумывают общую композицию каждой страницы (всех элементов).

Используя предложенный материал, находят тексты, слова-названия (видов спорта, символики и т.д), вырезают их по контуру, составляют из букв азбуки различные слова-названия из букв по наглядному образцу правильного написания. Подбирают слова-подписи к вырезанным иллюстрациям.

Договариваются между собой в своей подгруппе, кто ответственен за страничку и приступают к наклеиванию своей страницы (индивидуально).

Дооформляют обложку: пишут свои фамилии и имена. Компонуют все страницы по порядку в соответствии с предложенным «содержанием». После выполнения работы, и, высыхания клея, складывают страницы в файлы и затем в папку-скоросшиватель. Проверяют соответствие всех страниц на соответствие содержания и проставляют номера страниц в «содержании».

 По завершении работы дети рассказывают о своей книге.

 

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей 

по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»

Образовательная программа: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» /Под ред. О.М. Дьяченко - М.: "Гном-Пресс", 2007.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:  интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Безопасность».

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

- «Родина»: название страны  -  Россия;

- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки;

- «Символика государства Россия» - герб, флаг, текст Гимна;

- «Книга»: назначение, структура, книги (обложка, страницы, оглавление, авторы).

Таблица 6

Задание для совместной деятельности детей

(вид, способы предъявления и способы представления решения):

Задание

(действие и его содержание)

Реализуемая модель сотрудничества

Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

Создать книгу «Мы - Олимпийцы!»

Совместно-индивидуальная

Предложение воспитателем изготовить книгу о ярких событиях для детей детского сада как подарок от выпускников на память.

Презентация книги (демонстрация, показ)

 

Интеграция задач образовательных областей (ОО)

Задачи ОО «Коммуникация» и «Социализация»:

- Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог,  учитывая мнение партнера.                                                      

 - Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме

Задачи ОО «Познание»

- Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов.

- Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях.                                                                   

Задачи ОО «Художественное творчество + «Безопасность» + Познание»

- Формировать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания, приемы работы ножницами при вырезывании по контуру, навык безопасной работы с острыми предметами.

- Развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны и мира, умение решать поисковые задачи

Задачи ОО «Труд» + «Познание».

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– обложка книги, титульный лист (автор, заглавие книги, подзаголовочные данные, выходные данные), лист «содержание».

2. Материалы для деятельности детей:

2.1.материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– иллюстрации в соответствии с предложенным «содержанием»;

- листы с отпечатанными текстами, словами, буквы азбуки для составления слов;

2.2.материалы для преобразования и  трансформации:

– цветные фломастеры и карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки, листы-страницы; папки-скоросшиватели, файлы.

3. Дидактический материал:

– наглядный алгоритм изготовления книги; образцы правильного написания слов.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– ТСО для прослушивания Гимна, спортивных маршей.

Таблица 7

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотиваци-онно-

целевой

1.Формирует суть предстоящего мероприятия. Беседует о том, что гордится достижениями детей. Предлагает вспомнить самые яркие события года, связанные с Олимпийским движением (спортивный праздник «Малые Олимпийские игры», соревнования «Веселые старты «Навстречу к Олимпиаде», литературная викторина «Что ты знаешь о спорте», сюжетно-ролевая игра «Олимпийская деревня», выставка детского «Вперед, к победе!» и др.).

Предполагает, что дети средних и старших групп не так много знают о жизни и победах спортсменов, об Олимпиаде. Подводит детей к мысли о том, что они скоро уйдут в школу, младшие дети будут рады получить подарок от выпускников, который расскажет не только о победах великих спортсменов, но и о победах и спортивных мероприятиях детей нашего детского сада.

2.Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия:

- Как вы думаете, какой подарок о спорте мы можем подарить малышам на память?

3.Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание

- У нас есть в группе часть материалов, но этого для книги мало. Что можно  сделать для создания книги?

4.Определение (принятие) цели деятельности:

- Предлагаю  в группе  открыть мастерскую по изготовлению книги под названием «Мы – Олимпийцы!».

1.Осознают суть данного мероприятия.

2.Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, что на данный момент у них сделано, что могут сделать.

3.Концентрируются на поиске решений в своей деятельности.

4.Решают данную проблему, определяют какие страницы в книге могут быть оформлены.

 

 

Содержа-тельно-деятельно-стный

1.Организует детей для работы (на примере тематики содержания книги). «Чтобы шла быстро и эффективно предлагаю каждой группе детей оформить страницу по содержанию».

2.Определение программы деятельности (номенклатура действий, их последовательность).

3.Распределение ролей действий между субъектами согласно принятой модели взаимодействия.

1.Выбор детьми партнеров для совместной деятельности.

2.Использование алгоритма деятельности.

оценочно-рефлексивный

Побуждает детей к итогу проделанной работы:

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо  потрудились. У нас получилось красивая и содержательная книга. Можем её подарить и рассказать о её содержании.

2.Организует презентацию:

- Ребята, чтобы малыши поняли, о чём книга, надо рассказать о ней.

3.Оценка результатов. Подвести детей к рефлексии своей деятельности, Предложить дать свою оценку презентации страниц книги, у кого это получилось ярче, интереснее и почему.

1.Оценивают свою работу и любуются продуктом.

 

 

 

 

2.Проявляет творческую активность в презентации книги.

3.Оценивают свои возможности и умения.

Методы и приемы:

1.Дидактическая игра на классификацию видов спорта.

Цель: формировать умение распределять виды спорта по классам:

- зимние, летние;

- на суше, на воде;

- в помещении, на воздухе.

2. Алгоритм создания книги (Приложение 2).

3.План составления книги:

1.1. обложка книги;

1.2.содержание;

1.3. познавательная страница;

1.4.интеллектуальная страница;

1.5. игровая страница;

1.6. спортивная страница;

1.7.семейная страница;

1.8. художественная страница;

1.9.мастерская Олимпийцев;

1.10.интервью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная система планирования проектной деятельности дошкольников реализует комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей, способствует развитию творческого потенциала дошкольников и педагогов.

Решение программных  образовательных задач (в соответствии с Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 23 ноября 2009г. №655) решается в непосредственно образовательной деятельности; совместной деятельности взрослого и детей; самостоятельной деятельности детей.

 В данной разработке представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Труд»» в течение дня с учетом принципа тематического единства и деятельностного подхода.

Данная методическая разработка  жестко не привязана к определенной программе, ориентирована на совместную деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции всех образовательных областей, учитывает возрастные особенности развития детей с учетом принципов развивающего обучения дошкольников. Взаимодействие воспитателя с детьми, детей друг с другом носят характер диалога и активного сотрудничества, основывается наконцепции Л.С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I РАЗДЕЛ

История вопроса. «Метод проектов» как специфический  метод обучения.

 Сравнительный анализ  становления теории и практики проектного обучения.

  1. Knoll M. Die Projektmethode –Lehren aus ihrer Geschichte // Erziehung und Unterricht. – 1996. Jg 146, N 1.- S. 2-11.146. История «метода проектов» как специфического метода обучения: зарождение в средние века в Европе, развитие У.Килпатриком и Дж.Дьюи в начале 20 века в США, увлечение этим методом в Европе и, в особенности, в СССР в 30-е годы, возрождение интереса к нему в 60-е годы.
  2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. В кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.с.520-545.
  3. Дьюи Д. Школа и общество. М., 1924.
  4. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма  обучения в народной школе. В кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. С.218-221
  5. Кареев Н.И. Общественная школа и личное самообразование. В  кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. с.367-369.
  6. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. М., 1925.
  7. Кропоткин П.А. Умственный и ручной труд. В кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. с.422-426.
  8. Магомедов Н.М. Неизвестная школа. Самара., 1993.
  9. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.
  10. Малкова И.Ю. Актуализация метода проектов в контексте исторического развития России, [20-е гг.ХХ в.] // Образование в Сибири. –1995.-№2.-с.134-138.
  11. Пряникова В.Г., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли. –М., 1995.
  12. Рачунский С.А. Начальная школа и сельское хозяйство. В кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. С.275-276.
  13. Ушинский К.Д. Труд в его психическом  и воспитательном учреждении.  В кн. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. С.45-51.
  14. Шацкий С.Т. О  том, как мы учили, и как следует учить… Избр. соч-е Т. 2 с. 169-172.
  15. Эпштейн М. Метод проектов: немного истории \ М. Энштейн // Первое сентября.-сентябрь.-2000.-25 н..(№85).-с.385.

 

II РАЗДЕЛ

Зарубежный опыт применения проектного метода в учебном процессе. Теоретические и практические рекомендации. Рекомендации по организации проектного обучения.  

  1. Bastian J. Combe A.  Gudjons H. Lernen in Profilen / J. Bastian, A.Combe, H. Gudjons e.a. // Paedagogik.-2000. – Jg. 52, N 3. –S. 34-37. 52. Обучение по  профилям как один из путей реформирования  образования в старших классах полной  средней школы ФРГ. Осуществление такого эксперимента в школе им. Макса Брауэра (г. Гамбург).  Компоновка предметов  на основах проектного обучения по трем профилям: «Коммуникация» (немецкий язык, ИЗО, философия, математика, информатика), «Окружающая среда» (география, биология, религия, физика, математика), «Язык и культуры» (история, английский\испанский язык, религия, музыка).
  2. Das Projektbuch Grundschule/ Hrsg. von D. Haensel. –Weinheim; Basel: Beltz, 1995.-278 S.:III.-Bibliogr.: S. 273-278.  Метод проектов и возможности его использования в учебном процессе начальной школы ФРГ: теоретические основы  и практические рекомендации. Опыт проведения школами разного типа, в том числе альтернативными  и экспериментальными, проектов по темам: классная корреспонденция, школьные праздники, жизнь и быт индейцев, жизнь детей в других странах, питание и здоровье, детские страхи, мое тело и др. Возможности проведения «недель проектов»,  их специфика и преимущества.
  3. Faecheruebergreifendes Lerner // Paedagogische Welt. –1996. –Jg. 50,  N 1. –S. 16-24.50.  Тема номера – межпредметные связи  и их использование в учебном процессе начальной школы. Метод проектов как пример осуществления  межпредметных связей.
  4. Grunder H. –U. Neue  Lernformen – neue Beurteilungsformen?!/ H.-U. Grunder, Th. Bohl, K. Broszat // Peadagogik. –2001. –Jg. 53, N 11. –S 45-48. 53. Необходимость введения новых форм оценки знаний учащихся средних школ, соответствующих новым формам обучения (например, открытому обучению). Опыт разработки альтернативных форм оценки учебного продукта учащихся одной из школ ФРГ в рамках их деятельности по методу проектов.
  5. Gudjons, Herbert Handlungsorientiert Lehren und Lehren: Schueleraktivierung – Sellbstaetigkeit – Rrojektarbeit / Von H. Gudjons. –4. Aufl. - Bad  Heilbrunn: Klinkhardt, 1994. –136 S. Активизация учащихся и ориентация обучения на самостоятельную деятельность школьников как основа современного  учебного процесса. Педагогические и психологические объяснения основ подобного подхода. Метод проектов как классический вариант построения учебного процесса, происхождение и признаки этого метода. Возможности использования активизирующих методов в рамках традиционного предметного обучения (практические рекомендации).
  6. Gumnasiale Oberstufe Gestalten/ J. Schnack (Hg.). –Hamburg: Bergmann+Helbig, 1996. – 186 S. Методические рекомендации по использованию альтернативных методов обучения в старших классах гимназии ФРГ с целью оживления  учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся, развития у них самостоятельности и творческих способностей. На примере учебных проектов, группового обучения,  профильного обучения, профориентации, межпредметных связей и др. (опыт конкретных гимназий). В помощь учителю.
  7. Russel J.D., Reiser R.A., Hruskocy C. Strategies for teaching projekt-based courses // Educational technology. – 1999. – Vol. 39, N 2. –P.56-59. 39.
  8. Витанов Л. Работа по темам проекта  в действие  по интересам по естественным наукам и технологии / Л. Витанов // Начальное образование. –1999.
  9. Преподавание отдельных учебных курсов методом проектов как один из вариантов стратегии обучения в школах США. Деление класса на группы, учебного времени – на семестры, материала – на темы. Выполнение заданий в группах, последующий  анализ,  сопоставление с работой других групп, дискуссия, оценка,  обратная –связь. Роль ассистента учителя в данном процессе.

 

III РАЗДЕЛ

Метод проектов  и возможности его использования в учебном процессе.

Практика применения метода проектов в современной российской школе.

  1. Аспидов В.В. Мотивация  обучения в среде ЛОГО. // Информатика и образование. –1998. -№ 7. –с.118-120.
  2. Воронцов А. Формула собственного маршрута: проект. Деятельность как путь к взрослению: /А. Воронцов // Первое сентября. –2001. –3.11.2001. (№ 78) –с.3-78.
  3. Елесин А.М. Роль и место  проектов школьников в региональном компоненте образовательной  области «Технология». // Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика. –Рязань, 1997. –с.39-43.
  4. Железнякова  Ю.В., Назаренко В.М. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии // Химия в шк. –1999.-№3. –С.47-50.
  5. Житковская Г. Нетрадиционные подходы  к изучению экономики. // Народное образование. – 2001. -№ 1. –с. 144-149.
  6. Исламгулов Р.Ш. Метод проектов при изучении народных ремесел. // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. – М., 1998. –Т. № 3. –с.192-200.
  7. Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в V-VII классах: [С пример. программой и вариантами заданий] // Шк. и пр-во. –1998. -№ 1. –с.15-20.
  8. Карачаев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся: [при изучении эксприм. прогр. «Технология» в средней школе] // Шк. и пр-во. –1997. - № 2. С. 10-11.
  9. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: в поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. –2001. -№2. –с.3-11.
  10. Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории // История: Ежедн. прил. к газете  «Первое сентября». –2000. -март (№ 11). –С. 10-12.
  11. Крылова О. Освоение Амазонии, или  использование метода проектов в преподавании // Директор шк. –1999. -№2. –с.71.
  12. Куранов А. Математический муравейник. Мультимедийный сборник задач для детей от детей: интегративный проект./ Дом, который  построили МЫ: Сборник // Я вхожу в  мир искусства. В 3. М., 2000.-с.121.
  13. Курбатов  Р. Педагогика ковчега: (Инновац. проект): [Обучение по «методу проектов»]// Частная школа. 1995.
  14. Липканская К.Л. Современный взгляд на учебный проект. // Искусство и образование. –1999. -№1. –с.77-79.
  15. Луканина И.Г. Метод проектов в арсенале учителя географии. // География: ежедн. прил. к газете  «Первое сентября». –2000.-00 авг. (№ 31). –С. 29-31.
  16. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностр. яз.  в шк. -1999. -№4. –с.19-20, 38.
  17. Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. – 2000. -№ 4. –С. 38-43.
  18. Мельников В.Е. Метод проектирования в преподавании образовательной области «Технология». – Великий Новгород: НРЦРО, 1999.
  19. Пахомова Н. Учебные проекты . Методология поиска. // Учитель. –2000. - №1. –с.41-45.
  20. Пахомова Н. Учебный проект его возможности // Учитель. –2000. -№ 4. – с.52-55.
  21. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и иобразование. –1996. № 1. –с.46-50.
  22. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в шк. –2000. -№ 2. –С. 3-10.
  23. Попов А. Технология и творчество: [Об эксперим. прогр. «Технолоия», разраб. для работы по методу проектов (авт. – Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко)] // Нар. образование. – 1995. -№ 6. –с.82-86.
  24. Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельно исследование. // Школьные технологии. –1998. -№4. –с.144-148.
  25. Салтовская Г.Н., Васильева И.Н. Лингводидактический подход в проектной работе в младших классах школы. Пятигорск, 1997. –с.11-16.
  26. Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: Кн. Для учителя технологии и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. университета,  1995. С. 219.
  27. Семенов С.В. Проектный подход: [В школ. курсе информатики: Из опыта работы эксперим. шк. № 106 «Универс.» г. Красноярска] // Информатика  и образование. –1997. -№5. С. 37-38.
  28. Суслова О., Афонина Н. Создание литературного журнала «Сказочные перепевки». Из опыта работы., 2001.
  29. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: НМЦ «Технология», 1996. С.237.
  30. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ин-ов повышения квалификации работников образования. – Барнаул. 1996. С. 94.
  31. Хотунцев Ю.Л., Балдина С.В. Применение метода проектов в рамках раздела «Производство и окружающая среда» образовательной области   «Технология»: [Опыт учеб. –произв. комбината «Замоскворечье»,  г. Москва ] // Наука и шк. –1998. -№ 1. –с.33-37.
  32. Шмаков П.А. Колледж для одаренных и увлеченных. [Академ. Колледж для одарен. Старшеклассников при Казан. гос. ун-те] // Magister. –1995. -№ 5. С.80-95.
  33. Яковлева Е.И., Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в начальной школе. // Информатика и образование. –1998. - № 7, -с.10-15.
  34. Ястребцова Е. Ликбез по освоению сети для учителя-предметника: Проект – оптимал. вариант интеграции телекоммуникаций в учебном процессе // Лицейс. и гимназ. образование.  –1998. -№ 5. –с.59-62.

 

IVРАЗДЕЛ

Проблемы и перспективы проектного обучения.

Метод проектов как средство формирования творческих  способностей.

  1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
  2. Бычков А.В. Метод проектов  в современной школе / А.В. Бычков. – М.: Изд-во МГУ,  2000. –с. 47.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
  5. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. – М., 1999.
  6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей)/ Под ред. Н.Д.Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шпичко В.Н. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления. // Образование в современной школе. № 11-12, 2000. – с. 33-35.
  8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  9. Евсеев Л. Метод проектов в сфере дистанционного обучения // Новые знания. –2000. -№ 3. С.17-20.
  10. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.
  11. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  12. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
  13. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.
  14. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
  15. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
  16. Круглова О.С. Технология проектного обучения. // Завуч. № 6. 1999. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании //Директор школы. 1999, № 2. С .71-76.
  17. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  18. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
  19. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА»,2008
  20. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.
  21. Мезенева О.В., Учайкина И.Р. Проектирование  в процессе обучения. –Самара, 2001.
  22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  23. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  24. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
  25. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
  26. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
  27. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
  28. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  29. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и др.М.:Аркти,2003
  30. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  31. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.
  32. Сагадеева А. А Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология..// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.
  33. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
  34. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.
  35. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.
  36. Хуторский А.В. Методы эвристического обучения. // Шк. техн. –1999. -№ 1.2. –С.233-243.
  37. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
  38. Чечель И. Метод проектов: субъективная  и объективная оценка  результатов. // Дир. шк. –1998. -№4. –с. 3-10.
  39. Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя// Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Образовательные технологии. Вып. №3. - Самара: Изд-во "Профи", 2003.
  40. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы. 1998, № 4. С. 3-16.
  41. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированныйый подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
  42. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
  43. Шишов С.В., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  44. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

Приложение №1

Приложение №2

 

Автор: Батаева Марина Викторовна

зам. заведующего по ВМР

                                                             АНО ДО «Планета детства «Лада»,

детский сад № 67 «Радость»»

г.о. Тольятти Самарской области