Методическая разработка проекта
создания книги «Мы – Олимпийцы!»
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка проекта «Мы - Олимпийцы» ориентирована на реализацию федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада.
Пошагово с использованием технологических карт, модулей раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, которая построена на интеграции разных видов деятельности дошкольника с учетом содержания и задач разных образовательных областей.
Потенциальные пользователи данной методической разработки дошкольные работники детского сада, студенты педагогических колледжей и институтов, родители воспитанников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Необходимость внедрения интегративных процессов в образовательную деятельность дошкольников отражено в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Концепции Федеральной программы развития образования до 2015 г.г.
Определяя приоритеты работы с дошкольниками, стремились выбрать наиболее эффективное направление в развитии личности ребенка в соответствии с рекомендациями ФГТ к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. По определению многих специалистов, как практиков, так и представителей науки, развитие творческих способностей детей на данном этапе современности является актуальным.
Интеграция образовательных областей в проектной деятельности раскрывает большие возможности в реализации поставленной цели: развитие творческих способностей детей в познавательно-интеллектуальной и коммуникативной деятельности.
Поднимаемая проблема вызвала у дошкольных работников разного уровня (воспитателей, узких специалистов, психологов, руководителей) большой интерес и запрос на распространение опыта работы, связанного с реализацией новых федеральных государственных требований.
СВОЕОБРАЗИЕ И НОВИЗНА
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) – принцип интеграции образовательных областей.
Данный принцип является инновационным и обязывает дошкольную образовательную организацию коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
В опыте работы педагогического коллектива детского сада № 67 «Радость» в методической разработке проекта по созданию книги «Мы - олимпийцы» представлен материал по развитию творческих способностей детей в познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности.
Показана система работы воспитателя по освоению методики развития творческих способностей дошкольников через интеграцию образовательных областей в различных видах деятельности в НОД (непосредственно образовательная деятельность), совместной деятельности педагогов, родителей с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников.
ОБОСНОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Творчество - высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Детское творчество – основной способ развития личности и многомерное обширное пространство человеческой культуры, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности. В современных исследованиях творчество описывается как способ бытия личности (Г.Г.Панкова); высшая стадия развития личности (К.А.Абульханова-Славская); теоретические положения о развитии творческих способностей дошкольников как о целостном многокомпонентном процессе личностного развития дошкольника представлены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Лука, О.М.Дьяченко, Б.М.Теплова, Н.С. Лейтеса, Л.А.Венгера, Н.С. Варенцовой, В.Н. Дружинина, Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной.
Таким образом, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на творчество, формирования способов и приемов творческой деятельности в разных видах детской деятельности, в том числе проектной.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающий компетентностно – ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.
Методы решения проблем, связанных с идеями гуманистического направления в философии образования, рассматривали американский философ и педагог Дж. Дьюи, его ученик В.Х. Килпатрик. Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов, С.Т. Шацкий в 1905 году организовал творческую групп, исследовавшую проектные методы в практике преподавания.
В отечественной дидактике М.И. Махмутов, И.Я. Лернер уделяли внимание проблемному методу.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что бы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, быть способным прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
По мнению Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А.в основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве при решении проблем. Определяют следующие признаки проекта: присутствие новизны, наличие реальной проблемы, практическая направленность (полезность продукта), широта его использования, презентация результата проекта.
В работе с дошкольниками успешно реализуются различные типы проектов:
- творческий (деятельность детей намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизация, программа праздника, детский дизайн);
- исследовательский (участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видео зарисовок);
- игровой (дошкольники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают поставленную проблему , например в интерактивном спектакле;
- информационный, практико – ориентированный (участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляются в виде стендов, газет, витражей).
Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:
- выбор темы проекта, его типа, количества участников;
- возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
- обозначить проблему и выбрать наиболее актуальную и посильную задачу для детей на определенный отрезок времени;
- распределение задач по группам, обсуждение детального плана по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.);
- выполнение проекта – специально организованный и самостоятельно выполняемый комплекс действий, завершающий созданием творческого продукта;
- презентация результатов;
- последующее использование полученного результата и (или) расширение тематики при продолжении выполнения этого (или нового) проекта.
В реальной практике проведения проектов в образовательных учреждениях содержание каждого этапа может быть уточнено или изменено.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Цель: развивать творческий потенциал дошкольников и педагогов в проектной деятельности, основываясь на принципе интеграции образовательных областей.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в реализации творческих проектов, выстраивая образовательный процесс как системный, междисциплинарный в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
- способствовать преодолению стереотипности мышления и развитию творческого мышления и воображения у детей и педагогов;
- осуществлять перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;
- создавать условия для развития и самореализации творческого потенциала дошкольников и педагогов;
- помочь дошкольникам освоить многообразные формы межличностных отношений и общения, создавая условия для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества;
- формировать у детей потребность к творческой деятельности;
- развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны, мира;
- воспитывать у детей произвольность – умение довести начатый проект до определенного результата.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Описаны методические приемы реализации одной из форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка по развитию его творческих способностей в познавательно-интеллектуальной и коммуникативной деятельности, основанной на интеграции образовательных областей в проектной деятельности дошкольников.
Проект рассматривается какпоэтапная интегрированная деятельность детей, которая начинается с постановки проблемы, а заканчивается получением творческого продукта и презентацией результата. Проект предполагает самостоятельную деятельность детей под руководством взрослого.
Представлен информационный, практико-ориентированный проект, так как дошкольникам свойственна потребность в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Всё это он может воплотить в проектной деятельности.
Тема проекта «Мы – Олимпийцы!». Данный проект имеет следующие характеристики:
- по продолжительности выполнения – краткосрочный;
- по доминирующему виду детской деятельности - информационный, практико-ориентированный;
- по доминирующей образовательной области – межпредметный;
- по количеству участников - групповой.
Дидактическая цель данного проекта – получение информации, а книга является результатом полученных знаний.
Рассмотрим работу над созданием книги поэтапно.
На мотивационно - целевом этапе педагог определяет цель проекта, возможные варианты интеграции содержания образовательных областей. Дети осознают тематического поле проекта. В проекте «Мы - Олимпийцы!» мотивацией послужило письмо от первоклассников, которое пришло в детский сад. В нём бывшие выпускники предлагают нынешним выпускникам оставить на память малышам о себе интересные моменты из их жизни в детском саду.
На проектировочно - организационном этапе педагог продумывает возможные варианты решения проблемы, организует распределение подтем и задач по группам. В разработанном проекте «Мы - Олимпийцы!» была поставлена следующая проблема: «Что интересного произошло, о чём можно было бы рассказать малышам?» Дети вспоминают яркие события и самостоятельно принимают решение: создать книгу «Мы – Олимпийцы!». Воспитателями, родителями совместно с детьми проводится углубленная работа по сбору информации по обозначенной теме, детям предлагается самостоятельно распределиться по подгруппам для создания отдельных страниц книги: «Познавательная», «Интеллектуальная», «Игровая», «Спортивная», «Семейная», «Художественная», «Ответы журналисту», «Мастерская Олимпийцев». Для этого используется карта выбора «Олимпийские кольца» (Приложение 2).
На содержательно - деятельностном этапе педагог координирует деятельность детей и помогает в оформлении проекта, подводя детей к выводам по проблеме проекта.
В проекте «Мы – Олимпийцы!» дети совместно с родителями ведут сбор информации для создания книги (собирают интересные факты Олимпийских игр, Универсиады, записывают и придумывают загадки, составляют вопросы для викторины, отбирают фото на спортивную тематику, рисуют на заданную тему, проводят интервью с будущими спортсменами, рассуждают об Олимпийских играх).
Процесс работы над созданием готового творческого продукта увлек детей, организовав сюжетно-ролевую игру «Мастерская Олимпийцев» дошкольники издали свою книгу, а затем родители сделали ее электронную версию, которую подарили всем желающим и разместили на сайте детского сада (Приложение 1).
На заключительном – оценочно - рефлексивном этапе в проекте «Мы - Олимпийцы!» была проведена презентация книги для малышей. Дети рассказали, сколько удовольствия получили в процессе поиска информации и при создании книги. Выпускникам очень хотелось бы, чтобы малыши продолжили эту традицию. Книга остаётся в детском саду на память.
Созданная книга является средством отражения знаний, полученных в результате проекта.
Предложенный современный подход к организации проектной деятельности позволяет реализовывать любую комплексную программу, утвержденную Министерством образования РФ, через разные виды детской деятельности, соблюдая принцип интеграции образовательных областей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методическая разработка проектной деятельности
старших дошкольников
Тема: проект создания книги «Мы - Олимпийцы!»
Разновидность: информационный, практико-ориентированный.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Дидактические единицы:
- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки.
- «Книга»: назначение, структура книги:
Перечень материалов и оборудования:
- иллюстрации и фотографии в соответствии с содержанием страниц книги;
- листы бумаги разной фактуры, цвета и размера;
- буквы азбуки для составления слов;
- цветные фломастеры, маркеры, гуашь, гелевые ручки, карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки;
- папки-скоросшиватели, файлы.
Виды интегрированной деятельности:
- коммуникативно - познавательная;
- продуктивно-познавательная;
- продуктивно-трудовая.
Таблица 1
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
(вид, способы предъявления и способы представления решения)
№ п/п |
Содержание заданий |
Способы предъявления заданий |
Способы предъявления решений |
1. |
диалог, взаимодействие |
рассказ
|
Устный (словесный) Рассказ |
2. |
моделирование: |
незаконченная деталь |
Исполнение заданного объекта |
3. |
поисковая деятельность. |
знаковые алгоритмы деятельности пиктограммы |
Условно-символический -знаковые алгоритмы деятельности -пиктограммы |
4. |
аппликация
|
картины, портреты картинки(сюжетные, предметные)-иллюстрации фотографии |
Демонстрация иллюстративного материала: -картины, портреты; -картинки(сюжетные, предметные); -иллюстрации; -фотографии. |
5. |
трудовая. ручной труд.
|
изготовление книги рисование
|
Действенно-практическая: -изготовление книги; -рисование. |
Таблица 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
проекта создания книги «Мы - Олимпийцы!»
Интеграция задач образовательных областей (ОО) |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
ОО «Познание»: Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов. Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях. ОО «Коммуникация»: Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнение партнера. ОО «Социализация» Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме ОО «Художественное творчество» ОО«Безопасность» Отрабатывать приемы работы ножницами при вырезывании по контуру; развивать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания ОО «Труд» Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги
|
Мотивационно - целевой этап – предоставление информации о проекте и возможности участия в нём. |
||
1.Формирует суть предстоящего мероприятия. Беседует о том, что гордится достижениями детей. Предлагает вспомнить самые яркие события года, связанные с Олимпийским движением (спортивный праздник «Малые Олимпийские игры», соревнования «Веселые старты «Навстречу к Олимпиаде», литературная викторина «Что ты знаешь о спорте», сюжетно-ролевая игра «Олимпийская деревня», выставка детского «Вперед, к победе!» и др.). Предполагает, что дети средних и старших групп не так много знают о жизни и победах спортсменов, об Олимпиаде. Подводит детей к мысли о том, что они скоро уйдут в школу, младшие дети будут рады получить подарок от выпускников, который расскажет не только о победах великих спортсменов, но и о победах и спортивных мероприятиях детей нашего детского сада. 2.Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия: - Как вы думаете, какой подарок о спорте мы можем подарить малышам на память? 3.Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание - У нас есть в группе часть материалов, но этого для книги мало. Что можно сделать для создания книги? 4.Определение (принятие) цели деятельности: - Предлагаю в группе открыть мастерскую по изготовлению книги под названием «Мы – Олимпийцы!». |
1.Осознают суть данного мероприятия. 2.Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, что на данный момент у них сделано, что могут сделать. 3.Концентрируются на поиске решений в своей деятельности. 4.Решают данную проблему, определяют какие страницы в книге могут быть оформлены. |
||
Проектировочно - организационный этап – подготовка проекта |
|||
1.Организует детей для работы (на примере тематики содержания книги). «Чтобы работа по подготовке к Ярмарке шла быстро и эффективно предлагаю каждой группе детей оформить страницу по содержанию». - А для этого у нас имеется карта выбора «Олимпийские кольца» 2.Определение программы деятельности (номенклатура действий, их последовательность). 3.Распределение ролей действий между субъектами согласно принятой модели взаимодействия. |
1.Выбор детьми партнеров для совместной деятельности. 2.Использование алгоритма деятельности. |
||
Содержательно - деятельностный этап – проведение проекта |
|||
1.Вовлекает детей в процесс совместной деятельности. 2.Предлагает план или программу совместной деятельности. 3.Предлагает использовать для работы различные материалы и оборудование для сувениров: - «Для изготовления книги нам понадобятся различные изобразительные материалы и оборудование: картинки, клей, фломастеры, буквы. Ребята, которые работают над страницами «Интеллектуальная» и«Познавательная»будут собирать информацию с родителями. При работе над страницей «Ответы журналисту» ребята будут использовать диктофон. 4.Предлагает взаимопомощь друг другу и помощь взрослого (педагога). 5.Осуществляет контроль правильности выполнения задания. |
1.Проявляют интерес, активность, высказывают свое отношение к деятельности. 2.Выполнение детьми действий в соответствии с предложенным планом (инструкцией) или программой. 3.Использование детьми различных материалов и работы детей. 4.Согласование взаимодействия детей друг с другом в процессе совместной деятельности. 5.Самоконтроль правильности выполнения задания |
||
Оценочно-рефлексивный этап – подведение итогов и презентация проекта |
|||
Побуждает детей к итогу проделанной работы: - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. У нас получилось красивая и содержательная книга. Можем её подарить и рассказать о её содержании. 2.Организует презентацию: - Ребята, чтобы малыши поняли, о чём книга, предлагаю рассказать о каждой ее странице. 3.Оценка результатов. Подвести детей к рефлексии своей деятельности, Предложить дать свою оценку презентации страниц книги, у кого это получилось ярче, интереснее и почему. |
1.Оценивают свою работы и любуются продуктом. 2.Проявляет творческую активность в презентации книги. 3.Оценивают свои возможности и умения. |
||
ПРОЕКТ
предметно-развивающей среды по организации
самостоятельной интегрированной деятельности детей
проекта создания книги «Мы - Олимпийцы!»
Модуль 1 «Характеристика самостоятельной
интегрированной деятельности детей»
Образовательная программа: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» /Под ред. О.М. Дьяченко - М.: "Гном-Пресс", 2007.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Дидактические единицы:
- «Родина» - название страны (Россия);
- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки;
- символика Российского государства - герб, флаг, текст и фонограмма Гимна;
- «Книга»: назначение, структура, книги.
Таблица 3
Задания для совместной деятельности детей
Задание (действие и его содержание) |
Реализуемая модель сотрудничества |
Способ предъявления задания |
Способ презентации результатов выполнения задания |
Изготовить книгу «Мы - Олимпийцы!» |
Совместно-индивидуальная |
Предложение воспитателем изготовить книгу «Мы - Олимпийцы!» для детей детского сада как подарок от выпускников на память. |
Презентация книги (демонстрация, показ) |
Таблица 4
Характеристика деятельности детей и образовательных задач
Название интегрированной деятельности |
Виды, разновидности и содержание деятельности детей
|
Интеграция задач ОО (в соответствие с ФГТ)
|
|
Коммуника-тивно- познава-тельная
|
ОО «Коммуникация ». Разновидность деятельности: диалог, взаимодействие. Содержание: Дети обсуждают, о чем будет книга, договариваются, кто с кем будет работать, как будут взаимодействовать, рассказывают о созданной книге.
|
Задачи ОО: коммуникация + социализация. - Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнение партнера. - Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме Задачи ОО: познавательная + коммуникативная. - Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов. - Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях. |
|
Продуктив- но-познава-тельная
|
ОО «Познание». Разновидность деятельности: моделирование: Содержание: выполнение действий по наглядному алгоритму; составление слова из букв азбуки, чтение текстов (названия видов спорта, имена знаменитых спортсменов- земляков и др.); написание печатными буквами своего имени и фамилии, нумерация страниц. Вид деятельности: поисковая деятельность. Содержание: решение поисковой задачи по определению содержания книги. |
Задачи ОО: художественное творчество + познание. - Развивать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания. - Развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны и мира. - Развивать умение решать поисковые задачи. - Отрабатывать приемы работы ножницами при вырезывании по контуру.
|
|
Продуктивно-трудовая
|
ОО «Художественное творчество». Вид деятельности: аппликация Содержание: Вырезание по контуру иллюстраций, текста, символов; их распределение на листе и наклеивание. ОО «Труд» Вид деятельности: трудовая. Разновидность: ручной труд. Содержание: изготовление книги из отдельных страниц, нумерация, дооформление обложки и «содержания». |
Задачи ОО: труд + познание - Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги |
Модуль 2 «Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»
Таблица 5
Характеристика компонентов среды
Название центра (микро-центра) |
Материальный компонент среды |
Организационный компонент среды (ГДЕ и КАК ПРЕДСТАВЛЕНЫ?) |
Личностный компонент среды (ЧТО ДЕЛАЮТ?) |
|
Перечень материалов (ЧТО?) |
Характеристика материалов (КАКИЕ?) |
|||
Коммуни-кативно- познавательная
Продук-тивно-трудовая
|
Стимульный материал Обложка книги, лист «содержание»
Материалы и оборудование для деятельности иллюстрации в соответствии с предложенным «содержанием»; листы с отпечатанными текстами, словами, буквы азбуки для составления слов; цветные фломастеры и карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки, листы-страницы; папки-скоросшиватели, файлы. Дидактический материал:
наглядный алгоритм изготовления книги; образцы правильного написания слов. |
На обложке название и нет перечня авторов. В содержании указаны разделы, но нет указания страниц. Весь иллюстратив-ный и текстовой материал представ-лен как тематические листы для вырезывания. Иллюстрации: символика Олипиады, карта России с границами небольшие напечатанные фото спортсменов в различных видах спорта, государственная символика Содержание книги: 1 – главные слова, 2 – государственные символы, 3 – Олимпийские символы, 4 – талисманы Олимпиады 5 – зимние виды спорта,. - летние виды спорта, -знаменитые спортсмены-земляки, -«Мы - Олимпийцы» (фото спортивного праздника «Весёлые старты») |
Весь материал размещается на модуле: заготовки, оборудование и материалы на боковых полках (в контейнерах, папках). На поверхности стола дети работают. Для индивидуальной работы дети используют столы в группе.
|
Дети принимают решение помочь создать книгу «Мы -Олимпийцы!» в подарок детскому саду, Дети обсуждают, о чем будет книга, рассматривая страницу «содержание» книги, договариваются, кто с кем будет работать, объединяясь в четверки, выбирают раздел, который будут выполнять, обсуждают, каким может быть содержания книги и как ее создать. Дети обсуждают в подгруппах содержание каждой странички в соответствии с выбранной темой раздела книги. Совместно рассматривают, отбирают нужные иллюстрации и тексты. Вместе продумывают общую композицию каждой страницы (всех элементов). Используя предложенный материал, находят тексты, слова-названия (видов спорта, символики и т.д), вырезают их по контуру, составляют из букв азбуки различные слова-названия из букв по наглядному образцу правильного написания. Подбирают слова-подписи к вырезанным иллюстрациям. Договариваются между собой в своей подгруппе, кто ответственен за страничку и приступают к наклеиванию своей страницы (индивидуально). Дооформляют обложку: пишут свои фамилии и имена. Компонуют все страницы по порядку в соответствии с предложенным «содержанием». После выполнения работы, и, высыхания клея, складывают страницы в файлы и затем в папку-скоросшиватель. Проверяют соответствие всех страниц на соответствие содержания и проставляют номера страниц в «содержании». По завершении работы дети рассказывают о своей книге. |
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Образовательная программа: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» /Под ред. О.М. Дьяченко - М.: "Гном-Пресс", 2007.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Безопасность».
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- «Родина»: название страны - Россия;
- «Олимпиада»: название видов спорта, классификация видов спорта, символика Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр, знаменитые спортсмены-земляки;
- «Символика государства Россия» - герб, флаг, текст Гимна;
- «Книга»: назначение, структура, книги (обложка, страницы, оглавление, авторы).
Таблица 6
Задание для совместной деятельности детей
(вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание (действие и его содержание) |
Реализуемая модель сотрудничества |
Способ предъявления задания |
Способ презентации результатов выполнения задания |
Создать книгу «Мы - Олимпийцы!» |
Совместно-индивидуальная |
Предложение воспитателем изготовить книгу о ярких событиях для детей детского сада как подарок от выпускников на память. |
Презентация книги (демонстрация, показ) |
Интеграция задач образовательных областей (ОО)
Задачи ОО «Коммуникация» и «Социализация»:
- Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнение партнера.
- Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме
Задачи ОО «Познание»
- Понимать условные символы и, действия, которые обозначены с помощью этих условных символов.
- Уточнять представления детей о России, государственной символике, национальностях.
Задачи ОО «Художественное творчество + «Безопасность» + Познание»
- Формировать чувство композиции;отрабатывать навык аккуратного наклеивания, приемы работы ножницами при вырезывании по контуру, навык безопасной работы с острыми предметами.
- Развивать активный познавательный интерес к спортивным событиям страны и мира, умение решать поисковые задачи
Задачи ОО «Труд» + «Познание».
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам, выполнять действия по изготовлению книги в соответствии с наглядным алгоритмом изготовления книги.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– обложка книги, титульный лист (автор, заглавие книги, подзаголовочные данные, выходные данные), лист «содержание».
2. Материалы для деятельности детей:
2.1.материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– иллюстрации в соответствии с предложенным «содержанием»;
- листы с отпечатанными текстами, словами, буквы азбуки для составления слов;
2.2.материалы для преобразования и трансформации:
– цветные фломастеры и карандаши, ножницы, клей, тканевые салфетки, листы-страницы; папки-скоросшиватели, файлы.
3. Дидактический материал:
– наглядный алгоритм изготовления книги; образцы правильного написания слов.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– ТСО для прослушивания Гимна, спортивных маршей.
Таблица 7
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотиваци-онно- целевой |
1.Формирует суть предстоящего мероприятия. Беседует о том, что гордится достижениями детей. Предлагает вспомнить самые яркие события года, связанные с Олимпийским движением (спортивный праздник «Малые Олимпийские игры», соревнования «Веселые старты «Навстречу к Олимпиаде», литературная викторина «Что ты знаешь о спорте», сюжетно-ролевая игра «Олимпийская деревня», выставка детского «Вперед, к победе!» и др.). Предполагает, что дети средних и старших групп не так много знают о жизни и победах спортсменов, об Олимпиаде. Подводит детей к мысли о том, что они скоро уйдут в школу, младшие дети будут рады получить подарок от выпускников, который расскажет не только о победах великих спортсменов, но и о победах и спортивных мероприятиях детей нашего детского сада. 2.Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия: - Как вы думаете, какой подарок о спорте мы можем подарить малышам на память? 3.Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание - У нас есть в группе часть материалов, но этого для книги мало. Что можно сделать для создания книги? 4.Определение (принятие) цели деятельности: - Предлагаю в группе открыть мастерскую по изготовлению книги под названием «Мы – Олимпийцы!». |
1.Осознают суть данного мероприятия. 2.Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками проекта, что на данный момент у них сделано, что могут сделать. 3.Концентрируются на поиске решений в своей деятельности. 4.Решают данную проблему, определяют какие страницы в книге могут быть оформлены.
|
Содержа-тельно-деятельно-стный |
1.Организует детей для работы (на примере тематики содержания книги). «Чтобы шла быстро и эффективно предлагаю каждой группе детей оформить страницу по содержанию». 2.Определение программы деятельности (номенклатура действий, их последовательность). 3.Распределение ролей действий между субъектами согласно принятой модели взаимодействия. |
1.Выбор детьми партнеров для совместной деятельности. 2.Использование алгоритма деятельности. |
оценочно-рефлексивный |
Побуждает детей к итогу проделанной работы: - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. У нас получилось красивая и содержательная книга. Можем её подарить и рассказать о её содержании. 2.Организует презентацию: - Ребята, чтобы малыши поняли, о чём книга, надо рассказать о ней. 3.Оценка результатов. Подвести детей к рефлексии своей деятельности, Предложить дать свою оценку презентации страниц книги, у кого это получилось ярче, интереснее и почему. |
1.Оценивают свою работу и любуются продуктом.
2.Проявляет творческую активность в презентации книги. 3.Оценивают свои возможности и умения. |
Методы и приемы:
1.Дидактическая игра на классификацию видов спорта.
Цель: формировать умение распределять виды спорта по классам:
- зимние, летние;
- на суше, на воде;
- в помещении, на воздухе.
2. Алгоритм создания книги (Приложение 2).
3.План составления книги:
1.1. обложка книги;
1.2.содержание;
1.3. познавательная страница;
1.4.интеллектуальная страница;
1.5. игровая страница;
1.6. спортивная страница;
1.7.семейная страница;
1.8. художественная страница;
1.9.мастерская Олимпийцев;
1.10.интервью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная система планирования проектной деятельности дошкольников реализует комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей, способствует развитию творческого потенциала дошкольников и педагогов.
Решение программных образовательных задач (в соответствии с Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 23 ноября 2009г. №655) решается в непосредственно образовательной деятельности; совместной деятельности взрослого и детей; самостоятельной деятельности детей.
В данной разработке представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Труд»» в течение дня с учетом принципа тематического единства и деятельностного подхода.
Данная методическая разработка жестко не привязана к определенной программе, ориентирована на совместную деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции всех образовательных областей, учитывает возрастные особенности развития детей с учетом принципов развивающего обучения дошкольников. Взаимодействие воспитателя с детьми, детей друг с другом носят характер диалога и активного сотрудничества, основывается наконцепции Л.С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I РАЗДЕЛ
История вопроса. «Метод проектов» как специфический метод обучения.
Сравнительный анализ становления теории и практики проектного обучения.
II РАЗДЕЛ
Зарубежный опыт применения проектного метода в учебном процессе. Теоретические и практические рекомендации. Рекомендации по организации проектного обучения.
III РАЗДЕЛ
Метод проектов и возможности его использования в учебном процессе.
Практика применения метода проектов в современной российской школе.
IVРАЗДЕЛ
Проблемы и перспективы проектного обучения.
Метод проектов как средство формирования творческих способностей.
Автор: Батаева Марина Викторовна
зам. заведующего по ВМР
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
детский сад № 67 «Радость»»
г.о. Тольятти Самарской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)