Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Экологический проект

 «Волшебница-вода»

в рамках лексической темы «Зима»

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели)

Предмет исследования: свойства воды

По количеству участников: групповой (старший и подготовительный возраст)


Актуальность темы проекта:

В ФОГС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры малышей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.

Цель:

Создание условий  для формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе.

Задачи по видам деятельности:

  1. Познавательно-исследовательская: сформировать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе.  Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, как человек использует воду. Воспитывать бережное  и разумное отношение к воде и её использованию.
  2. Здоровье сберегающая: расширение представлений детей о значении  и роли воды для здоровья человека.
  3. Игровая: развивать у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.
  4. Литературно-речевая: познакомить детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.
  5. Продуктивная: развивать творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация, сочинение историй и сказок).
  6. Музыкальная: развивать творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)
  7. Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.

Этапы реализации проекта

1.Организационный

- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми

- анализ литературы по данной теме

- разработка плана реализации проекта

2. Деятельный

- образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта

- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта

3. Заключительный

1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:

- рисование  «Вода красива в разных состояниях»;

- рисование «Зачем нужно беречь воду?».

2.Сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки».

3.Коллективный рисунок по мотивам сочиненной сказки.

4. Развлечение в библиотеке «Вода - источник жизни на планете Земля»

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта

 «Волшебница-вода» для детей старшего дошкольного возраста

Вид деятельности

 

Совместная деятельность детей и взрослых

Задачи по содержанию мероприятий

Взаимодействие с родителями

Интеграция образ-ых видов деятельности

1 неделя

Познавательно-исследовательская деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Беседа с детьми «Живая вода»

2.Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе»

3.Наблюдение в природе на прогулке за снегом,  льдом, инеем.

 

 

 

 

 

Формирование представлений детей о значении воды в жизни живых существ на Земле, о свойствах воды (текучесть, разное состояние в виде жидкости, льда, снега, пара, инея); о круговороте воды в природе. Развитие у детей элементов логического мышления.

Расширение представлений детей о свойствах снега и льда.

Предложить родителям в домашних условиях и на прогулках закрепить свойства воды.

Провести опыты: «Шутка со спичками», «Тонет не тонет», «Когда вода приобретает запах и вкус».

 

 Познание

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая и здоровье сберегающая деятельность

 

 

 

 

Зимние игры-забавы:

«Следопыты», «Меткие снайперы», «Крепость»,

 катание на лыжах,

 на санках.

 

Воспитание у детей любви к зимней природе, развитие эмоциональности, физических качеств, закрепление в играх свойств снега.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура

Коммуникация

Социализация

Познание

 

 

Литературно-речевая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение худ. литературы:

 С. Маршак «Загадка о дожде»;

Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»;

И. Мельничук «Дождик», «Гололед»;

Б. Сокров «Облака».

Расширение представлений детей о свойствах воды, о её разных состояниях, об использовании воды в жизни человека.

 

 

 

 

Домашнее задание: сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки».

Проведение беседы с детьми «Почему идет дождь?».

Коммуникация

Познание

Здоровье

Чтение худ. литературы

Худ. тв-во

 

 

 

 

 

Музыкальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание звукозаписей «Как звучит вода?».

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление представлений детей о звучании воды: шум дождя, журчание ручейка, шум водопада, волны, звук льющейся воды из крана, звук падающей капли и т.д.

 

Музыка

Познание

 

 

 

 

 

 

Продуктивная

Рисование на тему: «Вода красива в разных состояниях»

Выставка детских рисунков для родителей.

Развитие детского творчества, воображения в изображении воды в разных состояниях.

 

 

Худ-ое тв-во

Познание

Социализация

 

2 неделя

Познавательно-исследовательская

 

Беседа: «Для чего человеку нужна вода?»

Экспериментирование: «Тонет или не тонет?», «Умная галка», «Почему он не тонет или все зависит от формы?».

Моделирование к опытам, определяемым свойства воды.

 

 

Формирование представлений детей о том, как и где человек использует воду;

закрепление знаний детей о свойствах воды;

развитие умения рассуждать и делать выводы,

умения пользоваться условными заместителями при определении свойств воды.

Домашнее задание:

провести с детьми опыты: «Когда вода является растворителем?».

 

 

 

Познание

Социализация

Коммуникация

Труд

 

 

 

Игровая и здоровье сберегающая

 

Дидактические игры:

 «Определи свойства воды

(с использованием условных заместителей);

 «Путешествие к морю»

 (с использованием сюжетных картинок с изображением морей, глобуса).

Подвижные игры-забавы на прогулке: метание снежков в цель и на дальность, скольжение по ледяной дорожке, катание на санках и ледянках с горки и т.д.

Развитие умения пользоваться условными заместителями и по ним узнавать свойства воды, закрепление знаний детей о пресных и соленых морях.

Повышение эмоционального тонуса детей, развития внимания, выдержки, физических качеств.

Домашнее задание:

обучение детей ходьбе на лыжах разными способами.

 

 

 

Познание

Социализация

Здоровье

Физическая культура

Коммуникация

 

 

Литературно-речевая

 

 

Чтение худ. произведений:

А. Кушнер «Корабли»;

Л. Толстой «Хотела галка пить»;

Е. Пермяк «Как самовар запрягли». Словесно-дидактическая игра «Назови свой «Водопад» слов о воде»

Знакомство детей с использованием воды в жизни человека, её свойствами.

 

 

Активизация словаря детей на тему «Вода».

Домашнее задание: составление «водопада» слов относящихся к воде, ее свойствам и проявлениям.

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение худ. лит-ры

 

Музыкальная

 

Музыкальная игра «Вырастим цветы» под музыку Тамер Эванс

«Музыка покоя».

 

Развитие выразительных движений: имитация роста цветов под «воздействием» воды.

 

Музыка

Познание

Коммуникация

Социализация

 

Продуктивная

Выставка-ширма сюжетных картин «Использование воды в жизни человека»; беседа с детьми.

Рисование «Как беречь воду».

Закрепление знаний детей об использовании свойств воды в жизни человека во время рассматривания картин.

 

Коммуникация

Социализация

Познание

Худ-ое тв-во

 

 

3 неделя

Познавательно-исследовательская

 

Познавательно-тематическое занятие «Смешарики о воде».

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе»; «Фильтрование воды».

 

 

 

 

 

 

Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом.

Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья;

закрепление представлений детей о круговороте воды в природе.

 

Познание

Коммуникация

Социализация

Труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературно-речевая

 

 

Чтение художественных произведений:

Н.А. Рыжова «Вода»;

загадывание загадок о воде;

И. Одоевский «Мороз Иванович»;

Б. Заходер «Что случилось с рекой?»

Закрепление знаний детей о значении воды для человека, развитие связной речи детей

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: Заучивание дома загадок, стихов о воде при подготовке к литературной викторине

Коммуникация

Социализация

Познание

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая и здоровье сберегающая

 

Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды».

 

 

Развитие внимания, логического мышления; закрепление знаний об использовании воды человеком и

закрепление представлений о свойствах воды с помощью условных заместителей.

 

Познание

Социализация

Коммуникация

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная

Прослушивание сочинений детей и родителей «Путешествие звонкой капельки»

Беседа с детьми о том, какие картинки – иллюстрации к этим сочинениям можно нарисовать.

Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, связной речи.

Закрепить дома опыты «Когда вода является растворителем?».

Познание

Коммуникация

Худ-ое тв-во

Социализация

4 неделя

Познавательно-исследовательская

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Без воды невозможна жизнь на Земле».

Эксперимент-ие «Вода пресная-вода соленая»

(с использованием моделирования, глобуса).

Итоговое развлечение в

библиотеке «Вода – источник жизни на Земле».

Закрепление представлений детей о том, что жизнь на земле невозможна без воды, что пресной воды на земном шаре мало и её нужно использовать бережно.

 

 

Домашнее задание: организовать и провести опыт «Батискаф с яйцом» и обсудить с детьми результаты опыта о свойствах соленой и пресной воды.

Познание

Социализация

Коммуникация

Труд

Музыка

Худ-ое тв-во

 

 

 

 

 

Игровая и здоровье сберегающая

 

Подвижные  зимние игры на прогулках, катание на санках, лыжах, игры – эстафеты.

Зимний спортивный праздник

Развивать у детей эмоциональность, сотрудничество, физические качества, внимание, выносливость, способствовать оздоровлению детей.

Привлечение родителей к организации и участию зимнего спортивного праздника с детьми.

Здоровье

Физическая культура

Познание

Социализация

Коммуникация

 

Литературно-речевая

 

 

Чтение детьми стихов о зиме, о воде;

загадывание загадок о зиме, о воде.

Литературно-познавательная  викторина «Кому нужна вода?»

Развитие у детей связной речи, внимания, памяти, закрепление знаний детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, животных, растений.

 

Познание

Социализация

Коммуникация

Музыка

Художественное творчество

Музыкальная

 

Слушание музыкального произведения со звуками воды в природе (ручеек, море, фонтан, водопад, дождь и т.д.).

Развитие воображения, создания выразительных образов при слушании музыкальных произведений.

 

Музыка

Познание

 

Продуктивная

Коллективная работа «Путешествие звонкой капельки с использованием рисования, лепки и аппликации по мотивам сочиненных сказок

Украшение зимних построек на участке цветными льдинками при подготовке к празднику

Развитие художественных, творческих способностей детей, умения сотрудничать в коллективной работе

 

 

 

 

 

 

 

Познание

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

Труд

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат проекта:  

1. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой.

2.  Дети узнали, что вода есть всюду:  океанах, морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях,  животных,  человеке,  воздухе.

3. У детей сформированы представления, что вода  источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

 

Используемая литература:

1. А.Н. Поддъяков. Экспериментирование дошкольников, 1991г.

2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.  Детское экспериментирование, 2008г.

3. Т.Н. Зенина. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами, 2006г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2012г. ст. «Волшебная вода».

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2012г. ст. «Волшебница вода».

6. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2012г. ст. «Учение с увлечением».

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2013г. ст. «Я - исследователь».

8. М.Ю. Картушина. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, 2010г.

9. Т.В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.


Познавательно-тематическое занятие «Смешарики о воде»

Опыт «Почему идет дождь?»

Подвижная игра «Капельки и солнце»

Опыт «Фильтрование воды»

Опыт «Фильтрование воды»

Автор: Иванова Елена Борисовна

воспитатель высшей квалификационной категории

                                                             МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

г. Ярославль Ярославской области