Экологический проект
«Волшебница-вода»
в рамках лексической темы «Зима»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели)
Предмет исследования: свойства воды
По количеству участников: групповой (старший и подготовительный возраст)
Актуальность темы проекта:
В ФОГС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры малышей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей.
Цель:
Создание условий для формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе.
Задачи по видам деятельности:
Этапы реализации проекта
1.Организационный
- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми
- анализ литературы по данной теме
- разработка плана реализации проекта
2. Деятельный
- образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта
- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта
3. Заключительный
1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:
- рисование «Вода красива в разных состояниях»;
- рисование «Зачем нужно беречь воду?».
2.Сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки».
3.Коллективный рисунок по мотивам сочиненной сказки.
4. Развлечение в библиотеке «Вода - источник жизни на планете Земля»
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта
«Волшебница-вода» для детей старшего дошкольного возраста
Вид деятельности
|
Совместная деятельность детей и взрослых |
Задачи по содержанию мероприятий |
Взаимодействие с родителями |
Интеграция образ-ых видов деятельности |
1 неделя |
||||
Познавательно-исследовательская деятельность
|
1.Беседа с детьми «Живая вода» 2.Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе» 3.Наблюдение в природе на прогулке за снегом, льдом, инеем.
|
Формирование представлений детей о значении воды в жизни живых существ на Земле, о свойствах воды (текучесть, разное состояние в виде жидкости, льда, снега, пара, инея); о круговороте воды в природе. Развитие у детей элементов логического мышления. Расширение представлений детей о свойствах снега и льда. |
Предложить родителям в домашних условиях и на прогулках закрепить свойства воды. Провести опыты: «Шутка со спичками», «Тонет не тонет», «Когда вода приобретает запах и вкус».
|
Познание Здоровье Коммуникация Социализация Труд
|
Игровая и здоровье сберегающая деятельность
|
Зимние игры-забавы: «Следопыты», «Меткие снайперы», «Крепость», катание на лыжах, на санках.
|
Воспитание у детей любви к зимней природе, развитие эмоциональности, физических качеств, закрепление в играх свойств снега. |
|
Физическая культура Коммуникация Социализация Познание
|
Литературно-речевая
|
Чтение худ. литературы: С. Маршак «Загадка о дожде»; Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»; И. Мельничук «Дождик», «Гололед»; Б. Сокров «Облака». |
Расширение представлений детей о свойствах воды, о её разных состояниях, об использовании воды в жизни человека.
|
Домашнее задание: сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки». Проведение беседы с детьми «Почему идет дождь?». |
Коммуникация Познание Здоровье Чтение худ. литературы Худ. тв-во
|
Музыкальная
|
Прослушивание звукозаписей «Как звучит вода?».
|
Закрепление представлений детей о звучании воды: шум дождя, журчание ручейка, шум водопада, волны, звук льющейся воды из крана, звук падающей капли и т.д. |
|
Музыка Познание
|
Продуктивная |
Рисование на тему: «Вода красива в разных состояниях» Выставка детских рисунков для родителей. |
Развитие детского творчества, воображения в изображении воды в разных состояниях.
|
|
Худ-ое тв-во Познание Социализация
|
2 неделя |
||||
Познавательно-исследовательская
|
Беседа: «Для чего человеку нужна вода?» Экспериментирование: «Тонет или не тонет?», «Умная галка», «Почему он не тонет или все зависит от формы?». Моделирование к опытам, определяемым свойства воды.
|
Формирование представлений детей о том, как и где человек использует воду; закрепление знаний детей о свойствах воды; развитие умения рассуждать и делать выводы, умения пользоваться условными заместителями при определении свойств воды. |
Домашнее задание: провести с детьми опыты: «Когда вода является растворителем?».
|
Познание Социализация Коммуникация Труд
|
Игровая и здоровье сберегающая
|
Дидактические игры: «Определи свойства воды (с использованием условных заместителей); «Путешествие к морю» (с использованием сюжетных картинок с изображением морей, глобуса). Подвижные игры-забавы на прогулке: метание снежков в цель и на дальность, скольжение по ледяной дорожке, катание на санках и ледянках с горки и т.д. |
Развитие умения пользоваться условными заместителями и по ним узнавать свойства воды, закрепление знаний детей о пресных и соленых морях. Повышение эмоционального тонуса детей, развития внимания, выдержки, физических качеств. |
Домашнее задание: обучение детей ходьбе на лыжах разными способами.
|
Познание Социализация Здоровье Физическая культура Коммуникация
|
Литературно-речевая
|
Чтение худ. произведений: А. Кушнер «Корабли»; Л. Толстой «Хотела галка пить»; Е. Пермяк «Как самовар запрягли». Словесно-дидактическая игра «Назови свой «Водопад» слов о воде» |
Знакомство детей с использованием воды в жизни человека, её свойствами.
Активизация словаря детей на тему «Вода». |
Домашнее задание: составление «водопада» слов относящихся к воде, ее свойствам и проявлениям. |
Коммуникация Социализация Познание Чтение худ. лит-ры
|
Музыкальная
|
Музыкальная игра «Вырастим цветы» под музыку Тамер Эванс «Музыка покоя».
|
Развитие выразительных движений: имитация роста цветов под «воздействием» воды. |
|
Музыка Познание Коммуникация Социализация
|
Продуктивная |
Выставка-ширма сюжетных картин «Использование воды в жизни человека»; беседа с детьми. Рисование «Как беречь воду». |
Закрепление знаний детей об использовании свойств воды в жизни человека во время рассматривания картин. |
|
Коммуникация Социализация Познание Худ-ое тв-во
|
3 неделя |
||||
Познавательно-исследовательская
|
Познавательно-тематическое занятие «Смешарики о воде». Экспериментирование: «Круговорот воды в природе»; «Фильтрование воды».
|
Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом. Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья; закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. |
|
Познание Коммуникация Социализация Труд
|
Литературно-речевая
|
Чтение художественных произведений: Н.А. Рыжова «Вода»; загадывание загадок о воде; И. Одоевский «Мороз Иванович»; Б. Заходер «Что случилось с рекой?» |
Закрепление знаний детей о значении воды для человека, развитие связной речи детей
|
Домашнее задание: Заучивание дома загадок, стихов о воде при подготовке к литературной викторине |
Коммуникация Социализация Познание
|
Игровая и здоровье сберегающая
|
Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды».
|
Развитие внимания, логического мышления; закрепление знаний об использовании воды человеком и закрепление представлений о свойствах воды с помощью условных заместителей. |
|
Познание Социализация Коммуникация
|
Продуктивная |
Прослушивание сочинений детей и родителей «Путешествие звонкой капельки» Беседа с детьми о том, какие картинки – иллюстрации к этим сочинениям можно нарисовать. |
Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, связной речи. |
Закрепить дома опыты «Когда вода является растворителем?». |
Познание Коммуникация Худ-ое тв-во Социализация |
4 неделя |
||||
Познавательно-исследовательская
|
Беседа «Без воды невозможна жизнь на Земле». Эксперимент-ие «Вода пресная-вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса). Итоговое развлечение в библиотеке «Вода – источник жизни на Земле». |
Закрепление представлений детей о том, что жизнь на земле невозможна без воды, что пресной воды на земном шаре мало и её нужно использовать бережно.
|
Домашнее задание: организовать и провести опыт «Батискаф с яйцом» и обсудить с детьми результаты опыта о свойствах соленой и пресной воды. |
Познание Социализация Коммуникация Труд Музыка Худ-ое тв-во
|
Игровая и здоровье сберегающая
|
Подвижные зимние игры на прогулках, катание на санках, лыжах, игры – эстафеты. Зимний спортивный праздник |
Развивать у детей эмоциональность, сотрудничество, физические качества, внимание, выносливость, способствовать оздоровлению детей. |
Привлечение родителей к организации и участию зимнего спортивного праздника с детьми. |
Здоровье Физическая культура Познание Социализация Коммуникация
|
Литературно-речевая
|
Чтение детьми стихов о зиме, о воде; загадывание загадок о зиме, о воде. Литературно-познавательная викторина «Кому нужна вода?» |
Развитие у детей связной речи, внимания, памяти, закрепление знаний детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, животных, растений. |
|
Познание Социализация Коммуникация Музыка Художественное творчество |
Музыкальная
|
Слушание музыкального произведения со звуками воды в природе (ручеек, море, фонтан, водопад, дождь и т.д.). |
Развитие воображения, создания выразительных образов при слушании музыкальных произведений. |
|
Музыка Познание
|
Продуктивная |
Коллективная работа «Путешествие звонкой капельки с использованием рисования, лепки и аппликации по мотивам сочиненных сказок Украшение зимних построек на участке цветными льдинками при подготовке к празднику |
Развитие художественных, творческих способностей детей, умения сотрудничать в коллективной работе
|
|
Познание Художественное творчество Коммуникация Социализация Труд
|
Результат проекта:
1. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой.
2. Дети узнали, что вода есть всюду: океанах, морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе.
3. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Используемая литература:
1. А.Н. Поддъяков. Экспериментирование дошкольников, 1991г.
2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2008г.
3. Т.Н. Зенина. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами, 2006г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2012г. ст. «Волшебная вода».
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2012г. ст. «Волшебница вода».
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2012г. ст. «Учение с увлечением».
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2013г. ст. «Я - исследователь».
8. М.Ю. Картушина. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, 2010г.
9. Т.В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
Познавательно-тематическое занятие «Смешарики о воде»
Опыт «Почему идет дождь?»
Подвижная игра «Капельки и солнце»
Опыт «Фильтрование воды»
Опыт «Фильтрование воды»
Автор: Иванова Елена Борисовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»
г. Ярославль Ярославской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)