Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме:

«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Аннотация к уроку

     Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова». УМК «Начальная школа XXI  века».

     Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности  которого происходит чёткое осознание того, что  русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания – глубокого изучения.

     В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной – к самостоятельной.

     Содержание материала направлено на обогащение и  активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.

    Материал состоит из методической разработки урока с приложениями (карточками, лексическим домино, проектом, выводами по теме), технологической карты урока, презентации на доске StarBoar, упражнения для глаз в программе Power Point 2003 и  аннотации.

     При составлении были использованы:

-  материалы учебника «Русский язык. 2 класс» авторов С.В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой;

-  С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. –М.: Вентана-Граф, 2008;

- справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ ;

- служба русского языка SLOVARI.RU;

- культура письменной речи GRAMMA.RU и др.

     Урок содержит  разнообразный дополнительный материал, который можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку. 

     Тип урока: комбинированный.

     Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

     Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

     Оборудование: доска StarBoard, презентация, словари, проект «Устаревшие слова», учебник «Русский язык. 2 класс» авторов С.В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой; индивидуальные карточки с заданиями.

     Планируемые результаты

     Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.

     Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.

     Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

     Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.

     Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

     Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают  в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения; совместно составляют словарь  «Устаревших слов».

 

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  Пожелание  удачи друг другу.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Эпиграф к уроку: «Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна».

                                                                               Виталий Иванович Кодухов

 II.      Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.

1.    Каллиграфическая минутка. Пропись букв Н, К. – Что общего у этих букв?

Орфографическая минутка.

Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!

Космос, космонавт (Пополняется словарь). Назовите опасные места. (…). Орфографическое чтение.  – Запишите эти слова, выделяя орфограммы, обозначьте ударение. Прочитайте лексическое значение. Придумайте предложение с этими словами. ( Например: Юрий Алексеевич Гагарин  - первый космонавт, открывший дорогу в космос.) Придумать предложение вам поможет стихотворение Степанова.

 «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

                           В.Степанов

-Какие слова определяют главную мысль этих предложений? (Космос, космонавт.) Прочитайте лексическое значение. Ученик зачитывает лексическое значение слова по словарю.

2.   Определение темы и цели.

- Внимательно послушайте текст.

Просмотр фрагмента  мультфильма по былине «Илья Муромец» или учитель читает отрывок из былины «Илья Муромец» в обработке Василия Старостина:

И встал! И пошел! И открыл Илья!
И впустил Илья перехожих калик.
Заходили калики к Илье ладком,
Становилися перед ним рядком,
Доставали три чарки золоченые,
Наливали питья в них медвяного
От пчел с цветов да с лугов, да с лесов -
В нем вся сила земная исцелительная.
Подавали питье Илье Муромцу:
"Ты испей, добрый молодец, маленечко,
Не побрезгуй ты меду каличьего!"

Принимал-выпивал угощенье Илья.
Расходилася кровушка по жилочкам.
Уж такое ли веселье поднималось в душе,
Уж такие ли мысли зазвенели в голове,
Уж такая ли радость пала на сердце...

- Чем интересен этот текст? ( Текст выведен на интерактивной доске).  Смысл каких слов нужно проверить по словарю?  Подчеркните эти слова.  Какой словарь нужно использовать?

Учитель просит ребят обратить внимание на слайд, на котором  - компьютер, мобильный телефон и т. п.

- Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке? (…)

- О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит  тему и цель урока?(…)

 III.   Совместное включение в систему знаний и повторение.

1.    - Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

        Если буду я молчать, как сможете  меня понять?

        А выручить меня готово любимое, родное(Слово!)

Игра «Лексическое домино» на интерактивной доске или с карточками. Учащиеся по очереди вытягивают карточки:  в одной из них – начало предложения, в другой – конец предложения. Повтор правил фронтальный.

 Организация индивидуальной работы по карточкам.

      Карточки.

         1) Приведи примеры слов–синонимов, слов-антонимов, слов-омонимов.

         _________________________________________________________________

         _________________________________________________________________

 

Из какого языка пришли к нам слова синоним, антоним, омоним?

_________________________________________________________________

 

2) Вспомни и запиши заимствованные слова, которые так и «не научились изменять свою форму». (У этих слов нет приставок и суффиксов).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

– Для чего служат слова, что они обозначают? (Слова служат для выражения своих мыслей чувств. Они обозначают действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

- Что значит лексическое значение слова?

- Какие слова по лексическому значению вы уже знаете?

- Назовите слова по происхождению лексики русского языка. (Слова исконные и заимствованные.  Например: огород – кроссовки, молоко – лев, корова – шорты). (Устаревшие слова и  новые слова. Например: сафьян – майл, кушак – лифтинг,  кольчуга – сникерс, твикс.)

- Обратите внимание на слайд.  Схема лексики русского языка.

- По каким причинам некоторые слова уходят из языка?  (Уходят старые предметы из обихода. На замену им появляются новые).

- Совершенно верно, сегодня не носят кафтан или кольчугу. Но  многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы. Наша задача – устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синонимами);учить работать с толковым словариком; воспитывать понимание того, что над обогащением своей речи нужно работать постоянно; учить работать в группах.

- Если вы не знаете лексическое значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть в толковом словарике).

2. Работа на доске StarBoard.

На слайде  Губы.

 - Что вы видите?  (Губы) Кто знает, как в старину называли губы? (Уста)

Учитель выводит слово.

 На следующем  слайде  Глаза.

- Что вы видите?  (Глаза) Кто знает, как раньше называли глаза? (очи, око)

Учитель выводит слово.

На слайде слово чело. Как вы думаете,  что может означать это слово? Это тоже часть лица, от него образовалось современное слово. Это лоб, современное слово чёлка.

Учитель выводит картинку.

На слайде детское лицо с розовыми щечками.

- Как вы думаете,  какую часть лица могли раньше называть ланиты? (Щёки). Учитель выводит картинку.

- Раньше называли дружество,  а сейчас …. (дружба).

- Раньше назвали зерцало, а сейчас…. (зеркало).

Вывод № 1. В русском языке некоторые устаревшие слова заменены синонимами.

    (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

IV. Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 85. Рубрика «Обрати внимание»

  1. - Прочтите  текст учебника на с. 85 со слов  «В современном языке…»

На доске: напёрсток, перстень, перст, перчатки – Каково общее лексическое значение этих слов?

-  Найдите общую часть  слова?  (-перст-) (Ученик  находит части слова, выделяет их).

 - Являются ли эти слова родственными?

Что означает устаревшее слово перст? (Палец на руке). Проверим по  толковому словарю.

- Каким способом образовалось это слово?

     На доске: купить, покупка, покупатель. – Найдите  общую часть слова. (-куп-). Значит эти слова называются… однокоренными. (Вызывается ученик, который выполняет разбор слов, объясняет каким способом образовались слова).

Что означает устаревшее слово купец? (Торговец). Проверим по  толковому словарю.

-  Какой вывод можем сделать?

Вывод № 2.  Некоторые  устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах. (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

1 вариант записывает толкование слова перст, 2 вариант - толкование слова купец. Проверка в парах.

Упражнение для глаз. (Упражнение для глаз выполнено в программе PowerPoint 2003).

 1.   Выполнение упражнения 1 с.86.  Наблюдение за значением слова, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.

Индивидуальное задание. Заменить слова с частицей не на синонимы. Записать на доске.

Упражнение 2.  Работа в трёх группах. Чтение задания.

– Кто понял, что нужно сделать? Найти в пословицах устаревшие слова, заменить их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.

- Первая группа будет работать (записывать) с первым предложением, вторая  группа – со вторым предложением, а третья  группа– с третьим предложением.

Проверка по слайду (в парах).

- Всякий Еремей дело разумей (понимай).

Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).

Пословица недаром молвится (говорится).

- Ещё в народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока». Как вы понимаете это выражение? (Заботливо, бережливо относиться к своему здоровью).

Вывод  № 3. Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках. (Вывод выводится на интерактивной доске и  вывешивается на обычной доске).

 V.    Физкультурная минутка. (Выполняется под музыкальное сопровождение учителя на фортепиано).

У. Вспомните строки из "Сказки о мертвой царевне...".

 Фрагмент из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина.

...И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощелкивать перстами...

(Выполнение упражнений под музыкальный аккомпанемент).

 VI.      Работа над материалом (продолжение)

1.  Рубрику «Путешествие в прошлое» читает хорошо читающий ученик.

2.  Выполнение упражнения 3. Наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок= 4,5 см; аршин = 71 см). После этого учитель может предложить измерить рост Конька-Горбунка и длину его ушей (если вершок = 4,5 см, то три вершка = 13,5 см; уши же у Конька-Горбунка – 71 см).

- Как вы понимаете выражения «катит время чередом»? (Чередом – друг за другом, в свою очередь).

- Почему неделю раньше называли седьмицей? (Потому что в неделе семь дней).

- Раньше неделя называла выходной день, воскресенье. Так что значит понедельник? (После недели, первый день после выходного).

- Слово воскресенье стало называть выходной день в память о Воскресении  Иисуса Христа в этот день люди не должны были работать. Значит,  слово воскресенье вытеснило слово неделя, которое не исчезло, а свою очередь вытеснило слово седмица.

Вывод4. Некоторые устаревшие  слова живут в нашем языке, изменив свой первоначальный смысл. (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

 3.  Работа в группах. Чтение Рубрики «Тайны языка». – Как ещё проходят в наш язык новые слова? 

(Вывод 5. Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов).

-Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.  В.Г.Белинский

 4.   Давайте представим себя  в цирке (лат.) Поднимите руку, кто из вас был в цирке. Что особенно вам запомнилось? Кто выступал на арене? (Клоуны, дрессировщики,  …)

В цирке живёт очень много заимствованных слов.  Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задания на своих карточках.

1 группа: Прочитай слова. Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»). Из какого языка пришли эти слова в русский язык? Используя данные слова, составь предложения.

  Конферансье, купол, цирк, артисты, трюк, арена , клоуны  велосипед, дрессировщик, аплодисменты.

2 группа: Прочитай рассказ. Обрати внимание на выделенные слова. Понятно ли тебе значение этих слов? Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»).

 Конферансье объявляет номера, под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые клоуны .А на велосипеде едут дрессированные  медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты.

Творческая самостоятельная работа. Придумайте цирковую афишу, используя в ней французские слова карусель, аттракцион, сюрприз и немецкие слова фокус, фейерверк.

Анализ результата совместной деятельности .

5.   Наблюдение за жизнью слов.

- Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке? (Объяснения учащихся. Далее можно поискать в интернете, если он есть, или воспользоваться словарем).

–Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер "Баян". Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII веке слово Баян было именем собственным, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. (Показ рисунка). В поэме Пушкина "Руслан и Людмила" слово употреблено в этом значении:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

- Можно ли сказать, что слово баян прожило в языке три жизни? (Можно…)

- Почему?

Д. Слово баян прожило три жизни, так как в разные времена у этого слова были разные лексические значения:

1) древнерусский певец, поэт;

2) название крейсера;

3) название инструмента.

Исполнение учителем  пляски «Барыня» на баяне.  – Кто узнал это произведение?

- Это произведение называется барыня. Кто может объяснить смысл слова? Сверимся по словарю.

- Можно ли сказать, что у этого слова тоже несколько жизней? (Можно…)

6. Сейчас мы, ребята,  проведем небольшое  исследование слов в группах.  Схема исследования на экране. Помогут вам карточки - помощницы. Пополним наш словарь.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  •  Употребление слова  в пословицах, поговорках, крылатых выражениях, фразеологизмах.
  • *Подбери антонимы, синонимы, омонимы.

  Защита проектов.  Затем демонстрация проекта «Устаревшие слова».

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? (Слайд с устаревшими словами, их  около 30).

Д. Мы повторили многие устаревшие слова,  учились подбирать к ним синонимы,  узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

- Какое задание понравилось больше? (…)

- Кому было трудно на уроке?(…)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?

Д. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова – это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.

Учитель рассказывает о видах словарей, в том числе электронных, демонстрирует  их в различных поисковиках.

Д/з: мини-исследования слов-неологизмов по индивидуальным карточкам.

Самооценивание  по методике «Горка». Учитель,  в случае надобности, корректирует самоанализ учащихся.

 

Приложение № 1.

Лексическое домино

Из разрезанных карточек  нужно составить цепочку с предложениями–вопросами и предложениями–ответами. Первая карточка содержит только вопрос, последняя –

только ответ.

 

***************************************

       Для чего служат слова, что они обозначают?

 

___________________________________________________

 

Слова служат для обозначения  предметов, действий,

признаков, количества, явлений, состояний и др.

**********************************************

Как называется раздел русского языка, изучающий

словарный состав?

 

_________________________________________________

 

Лексика. Слово пришло к нам из древнегреческого

языка лексис значит «слово», «выражение».

***********************************************

     

        Что значит лексическое значение слова?

       

____________________________________________

 

       

       Лексическое значение – это полный рассказ о предмете.

       В лексическом значении кроется смысл слова.

************************************************

       Слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.

       Это зависит от того, ...

__________________________________________________

 

 

       ...   есть ли между значениями слов что-то общее, то,  что их

       объединяет.

*********************************************************

 

        Слова деревянный и  стол сочетаются, потому ...

___________________________________________________

 

 

      ... что стол может быть сделан из дерева.

*********************************************************

 

Слова водяной и стол не сочетаются, так как ...

______________________________________________________

 

 

...столы из воды не делают.

*********************************************************

 

Если ты не знаешь лексического значения слова, то....

______________________________________________________

  

 

... значение слова  можно узнать в толковом словаре.

*********************************************************

 

Объяснение лексического значения слова в словаре называют ...

______________________________________________________

 

 

...словарной статьёй.

**************************************************

 

Слова берёза, спектакль, стол имеют одно значение,

значит это ....

______________________________________________________

______________________________________________________

 

 

... однозначные слова.

******************************************************

 

Слова свет, кисть, корень, иголка имеют несколько

 значений, значит...

 

______________________________________________________

 

... это многозначные слова

***********************************************

 

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тоже вопрос...

______________________________________________________

 

...называются синонимами. Например: дети-ребята-

детвора- малыши.

***********************************************

 

Антонимы - это ...

______________________________________________________

 

 ... слова, отвечающие на один и тот же  вопрос,

но противоположные по значению. Например:

весёлый - грустный, север – юг, быстро – медленно.

**************************************************

 

Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению ...

____________________________________________________

 

... это омонимы. Например, атлас мира – дорогой

атлас, дорогой – дорогой, мука- мука, горький лук –

тугой лук.

 *******************************************************

 

По происхождению лексики русского языка слова бывают ...

____________________________________________________

 

... слова исконные и заимствованные. Например:

огород – кроссовки, молоко – лев, корова – шорты.

Устаревшие слова и  новые слова. Например:

сафьян – майл, кушак – лифтинг,  кольчуга – сникерс, твикс.

*********************************************************

 

По каким причинам некоторые слова уходят из языка?

 

____________________________________________________

 

Уходят старые предметы из обихода.

На замену им появляются новые.

************************************************

 

Приложение № 2.

Домашнее задание.

  Карточка 1

Мини-исследование слова космос.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

  Карточка 2

Мини-исследование слова архивация.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

  Карточка 3

Мини-исследование слова дизайнер.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

  Карточка 4

Мини-исследование слова веб-браузер.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

  Карточка 5

Мини-исследование слова интернет.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

  Карточка 6

Мини-исследование слова компьютер.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 7

Мини-исследование слова  прайс-лист.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 8

Мини-исследование слова маркетинг.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 9

Мини-исследование слова  сервис.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 10

Мини-исследование слова брокер.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 11

Мини-исследование слова  биржа.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 12

Мини-исследование слова  терминал.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

 

  Карточка 13

Мини-исследование слова трафик.

Алгоритм  исследования слова.

  • История  происхождения слова.
  • Лексическое значение слова.
  • Однокоренные слова.
  • Употребление слова  в пословицах,

        поговорках, крылатых выражениях.

  • Подбери  синонимы, антонимы, омонимы.

Приложение № 3

 

    Выполнили ученики 2 в класса

МБОУ «Каргалинская гимназия»

1.   Амбар - АМБА́Р, амбара, ·муж. (·перс. ). Строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров. «Заказывать обед и ужин, в амбар и погреб заглянуть.» Пушкин.

2.   Аршин - АРШИ́Н, аршина, ·муж. (от ·перс. - локоть).

1. Русская мера длины, равная 0,711 метра (71 см), применявшаяся до введения метрической системы.

2. Линейка длиною в один аршин с нанесенными на ней делениями, служащая для измерения. Деревянный аршин. Складной аршин.

Мерить на свой аршин - быть односторонним, истолковывая или оценивая что-нибудь со своей личной точки зрения. Как (или будто, словно) аршин проглотил (·разг.) - о вытянувшемся, держащемся неестественно прямо человеке.

3.   Баклуши -   деревянные чурки, предназначенные для выделки из них

посуды (чашек, мисок, ложек и т.п.).

     Однокоренные слова: баклушка (деревянная пробка),  баклан (приморская птица, питающаяся  рыбой), бакланить, баклушничать (бездельничать), баклушник ( лес, приготовленный на баклуши).

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое пустячное дело, не требующее особого умения. Отсюда, из  насмешки мастеров над подсобными рабочими возникло выражение «баклуши бить».

Бить баклуши (·разг.) - бездельничать (·первонач., как предполагают, делать очень несложное дело - раскалывать полено на баклуши, ·т.е. чурки, для выделки из них мелких щепных изделий, напр. деревянных ложек).

 «Вот, рыскают по свету, бьют баклуши, воротятся - от них порядка жди!» Грибоедов.

4.   Боярин – человек старинного знатного рода, приближённый к князю,

царю.; господин, человек высшего сословия; дворянин. К др.-русск бояринъ восходит и сокращённая в бытовой речи форма баринъ, получившая общее значение «хозяин».

     Жить барином – широко, пышно; жить по-барски – в изобилии.

5.   Баян -  имя собственное древнерусского певца, поэта; название крейсера; название музыкального  инструмента.

6.   Благо – добро, благополучие.

     Однокоренные слова: благосостояние (достаток, обеспеченность), благодарить (выражать благодарность кому-нибудь), благодарность (чувство признательности за оказанное добро), благодарный (чувствующий или выражающий признательность), благополучный (удачный, успешный), благоприятный (способствующий успеху), благородный (высоконравственный, честный).

Благодарю Вас – формула вежливости. Благополучное  прибытие.   Благоприятный момент. Благородный поступок. Проявить благородство.

7.   Веретено – 1) приспособление для прядения (ручного или машинного)

утолщённый стержень для навивания нити; 2) вращающаяся ось в некоторых машинах.

 Или дремлешь под жужжанье своего веретена? (Пушкин А.С.)

 Без веретена пряжи не спрядёшь. (посл.)

Однокоренные слова:| уменьш. веретёнце, прил. веретённый

 8.   Вершок – старая русская мера длины, равная 4,5 см. Когда измеряли рост человека или животного, то количество вершков прибавляли к двум аршинам – 1м 42 см. Значит рост Конька Горбунка – 1 м42 см + 13,5 см= 1 м  55,5 см.

От горшка два вершка – маленький, молоденький.

9.   Гости – люди, которые занимались торговлей.

10.Кафтан (тюрк. кафтан — верхняя одежда, халат) — первонач. только

верх. муж. одежда, вдальнейшем верх. Одежда вообще (муж. и жен.). Мат-лом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Став предметом широкого употребления, К. шились из разл. тканей и разного покроя.

     Часто фигурирует в загадках: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный — арбуз", "По горам, по долам ходят шуба да кафтан — баран". Фразеологизм лит. происхождения "Тришкин кафтан" — о попытках исправить что-л. за счет ухудшения в других отношениях (из басни И. Крылова, где портной ставит заплаты на К., отрезая их от других, целых частей того же К.).

11. Кольчуга – старинная воинская защитная одежда.

Ко́льчатыйдоспе́хдоспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног. Интересно, что, несмотря на кажущуюся очевидность происхождения слова кольчуга от кольцо, в санскрите имеется слово kajcuka с тем же значением.

Кольчуги получили широкое распространение, как в Европе, так и в Азии благодаря простоте изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сотен человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

В настоящее время кольчуги из нержавеющей стали в виде нагрудника с фартуком различной длины используются на мясоперерабатывающих заводах при разделке туш, из плетеных колец делают также кольчужные перчатки для защиты рук (обычно левой, в правой держат обвалочный нож).

12.Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый.

13. Льзя (устаревшее) -  можно.

14.Мешок – предметы из меха для хранения вещей.

15.Молвить (устаревшее)- сказать, говорить, произнести. Молвить словечко

16.Неделя – выходной день, воскресенье.

17. Око (очи, очеса) – глаз.

     Стереги, оком не смигни! (Стереги очень тщательно).

     Око видит, да зуб неймёт.

     Око за око, зуб за зуб. (Моисеев закон)

     Он к тебе оком, а ты к нему боком.

Не верь чужим речам, а верь своим очам!

Не верь своим очам, а верь моим речам!

18.Очи  – глаза.

Однокоренные слова: очки, очёчник, (укладочка для очков), воочию (увидеть своими глазами).  Протри очки!

Очки очками, а всё без глаз нельзя!

Дать им очную ставку – с глазу на глазВ современном русском языке: очарование. Очаровать – произвести впечатление на кого-либо, подчинить своему обаянию.

Очко –дыра, лазок, маленькое отверстие.

     Втереть очки (кому-то)- одурачить

Очарован твоей красотой (любуюсь тобой).

19. Пестерь – 1) корзина, кузов  для носки сена и корма скоту; 2) неуклюжий, неловкий человек.

Пестери в Сибири часто изготавливалась из бересты.

Синонимы: корзина, короб, кузов, плетёнка, бурачок.

20. Пирог – хлеб для пира.

21. Прореха (устаревшее) – дыра.

22. Разуметь (устаревшее)-  понимать. Сытый голодного не разумеет.

23.Сафьян - кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов, тонкая кожа.

24.Седмица (устаревшее) - неделя

25. Сусек - СУСЕК м. вост. сусе́ка ж. ряз. (сосекать) за́сек, закром, сукро́м, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба. || Сусе́к, ряз. чан, кадь, для держания зернового хлеба, б. ч. дупляни́к, дуплянка, цельный, из липового пня.

Полны сусеки, богатый мужик. По сусеку глядя месят квашню. Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко. Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили. Не то хлеб, что в поле,а  то хлеб, что в сусеке. В сусек не пойдет, а в брюхо пойдет, съедят.

26.Терем – дом в виде башни. ТЕ́РЕМ, терема, мн. терема, ·муж. В дре

ней Руси - жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. Девичий терем. Боярский терем.

«Черноокая далеко в пышном тереме своем.» Лермонтов.

«В тереме высоком вмиг растворится окно.» А.Кольцов.

 «Тебя я повезу в мой светлый терем, в тайную светлицу.» Пушкин.

27.Уста - рот, губы.

Однокоренные слова: устне, устно, изустно.

Например. Устная беседа.  Передай ответ устно, я писать не стану.

Сомкнуть, разомкнуть Уста. Целовать в Уста. 

Устами младенца глаголет истина (посл.).

Всяк несет уста, где вода чиста (посл.).

Из твоих уст, да Богу в уши (посл.).

Заградить кому уста (заставить молчать).

Устить (кого) наущать, наустить, подговаривать, подбивать, соблазнять.

28. Чело -  лоб, часть головы от темени до бровей. В современном языке –

чёлка (волосы на лбу  девочек).

Бить челом – кланяться, отдать поклон (перен. :просить, ходатайствовать о чем-н. ; устар.).

Я тебе челом, а ты уж знаешь о чём (посл.).

Высокое Чело (глава, голова чего-либо, начало или верх, перед). Например: Чело горы.  Туманное чело Казбека. Чело войска. Быть на челе посольства.

29. Ланиты - щеки.

Его чело, его ланиты  Мгновенным пламенем  горят. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».

Он спит, и длинные ресницы Закрыли очи под собой; В ланитах кровь, как у девицы, Играет розовой струёй. Лермонтов М. Ю. «Измаил-Бей».

 

 

В русском языке некоторые устаревшие слова

заменены синонимами.

 

 

Значения некоторых  устаревших слов мы

можем встретить в

современных словах.

 

 

Устаревшие слова используются в

пословицах, поговорках.

 

 

Многие слова заимствуются из других языков,

но тоже в связи с появлением новых

предметов.

 

 

Иногда слово живет в течение нескольких

столетий, но живет с разными значениями.

 

Технологическая карта урока, формирующего УДД, на основе технологической карты урока Копотевой Г. Л., Логиновой И. М.

Русский язык. 2 класс

Автор

Заишлова Виктория Викторовна,  учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольского района Республики Татарстан

Класс

2 класс

Тема

«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»

УМК

Учебник «Русский язык. 2 класс», авторы: С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова.

112 (год), 48 (2 полугодие)

Тип

комбинированный

Планируемый результат

Выпускник научится:

- устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синонимами) и появления новых слов;

 - работать с толковым словариком;

 - сотрудничать в группах. 

Выпускник получит возможность научиться:

- проектировать свою деятельность, ставить цели и находить пути их достижения;

- применять знания о языке на практике, направленной на профориентационную деятельность;

- устанавливать межличностные отношения.

 Ход урока

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляе-мые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляе-мые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности

Настраивает учащихся на плодотворную работу, организовывает субъект-субъектные отношения,

использует установки в форме убеждения

Внимательно слушают учителя.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Желают удачи друг другу.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Контролируют свою готовность к уроку.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 

2. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.

1.Организует  работу со словарными словами, каллиграфическую минутку.   Анализ текстов:

- спрашивает, чем интересны тексты? Смысл каких слов нужно проверить по словарю?

 - просит подчеркнуть эти слова, - интересуется, какой словарь нужно использовать?

Прописывают буквы, слова, составляют предложения.

Читают текст.

Слушают вопросы учителя.

Рассматривают иллюстрации. Работают со словарем.

 

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов учащихся.

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

 

 

2.Просит выдвинуть предположение о теме и цели урока.

Выдвигают предположения о предлагаемой теме урока.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем.

Воспринимать на слух ответы учащихся; строить понятные для собеседника

высказывания.

Осуществляют самоконтроль понимания цели урока.

Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый контроль по результату.

 

2.Подводит итог беседы о цели урока. Поощряет выдвинувших правильное предположение.

Слушают учителя

 

 

Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя.

 

Адекватно воспринимать оценку учителя.

3.Совместное включение в систему знаний и повторение

1.Организует игру «Лексическое домино» на интерактивной доске, индивидуальную работу.

Вспоминают правила, находят правильные формулировки

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем и друг с другом

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

Слушают в соответствии с целевой установкой; дополняют и уточняют высказанные мнения.

Готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

 

2.Подводит итог беседы, просит рассмотреть  схему «Лексика русского языка».

Рассматривают схему «Лексика русского языка».

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Взаимодействуют с учителем и друг с другом

 

 

Адекватно воспринимать оценку учителя

 

3.Организует фронтальный опрос на знание устаревших слов, поводит к первому выводу о том, что в русском языке некоторые устаревшие слова заменены синонимами.

Рассматривают иллюстрации

Осуществлять актуализацию знаний.

Взаимодействуют с учителем и  одноклассниками во время фронтального опроса

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели

Вспоминают знакомые устаревшие слова

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Упражнение для глаз

Просит обратить внимание на слайд

Проговаривают слова: «Ветер по морю гуляет…», следят за корабликом глазами

Выполняют упражнение для глаз

Взаимодействуют с учителем и  одноклассниками

Учатся строить продуктивное самостоятельное действие

Осуществляют контроль процесса выполнения заданий

Уметь контролировать  своё действие

4.Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 85. Рубрика «Обрати внимание»

3.Организует работу с родственными словами, подводит ко второму выводу, что отголоски значений  устаревших слов  можно найти в современных словах. Учит работать по вариантам в парах.

Слушают учителя, находят корень, делают вывод.

Использовать знаково- символические средства

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Осуществляют контроль процесса выполнения заданий

Уметь контролировать действие партнёра.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

 

4. Организует работу с пословицами, опрашивает учащихся. Подводит итоги работы.

Читают пословицы, подбирают синонимы. Записывают правильные варианты.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Воспринимать на слух ответы одноклассников.

 

Принимают решение о правильности подбора слова-синонима.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Адекватно воспринимать оценку учителя

5.Физичес-кая минутка

Аккомпанирует

Поют и выполняют движения под музыкальное сопровождение

Осознанное и произвольное  построение речевого высказывание

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками

Хоровое пение – восприятие на слух пения одноклассников

Контролируют правильность выполнения движений

Адекватно воспринимать  побуждение к действию.

 

6. Работа над материалом (продолжение)

5.Беседует с детьми, организует наблюдение за языковым материалом, работу в группах, подводит итоги данного этапа работы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Анализировать объекты с выделением существенных и не  существенных признаков.

Взаимодействуют  в группах.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

 

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 

6.Организует творческую самостоятельную работу в группах – составление афиши. Организует обсуждение работ.

Составляют тексты, учатся работать мотивированно: знать, что умение пригодится в профессии.

Умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Взаимодействуют  в группах

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Осуществляют самоконтроль в процессе выполнения заданий. Анализируют свои работы и сверстников.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

7.Ведет эвристическую беседу о  жизни слов баян и барыня в русском языке. Организует мини исследование  слова по алгоритму. Подводит итоги этапа.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают со словарём, осуществляют помощь друг другу.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Осуществляют самоконтроль в процессе выполнения заданий. Анализируют свои работы и сверстников.

 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Демонстрирует проект, оценивает деятельность учащихся, хвалит активных учащихся, раздаёт карточки с заданиями.

Слушают учителя

Выбор оснований и критериев для сравнения

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками

 

Оценивают свою работу и одноклассников.

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

 Приложение №1

Автор: Заишлова Виктория Викторовна

                                                             МБОУ  «Каргалинская гимназия»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан