Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Урок  химии в 8 классе по теме «Химические уравнения. Типы химических реакций».

Тип урока –изучение нового материала.

Тема. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Цели.

1.  Закрепить знания о законе сохранения массы веществ и на его основе объяснить, что такое «химическая реакция»; правила составления реакций.  Познакомить с классификацией реакций.

2. Развивать умения писать уравнения химических реакций, определять тип реакции и правильно расставлять коэффициенты в уравнениях.

3. Развивать познавательный интерес к теме и к предмету, повышать творческую активность.

4. Вырабатывать умения логически рассуждать и грамотно выражать свои мысли.

Методы.    Беседа, рассказ, демонстрация опытов, работа в тетради, в рабочей тетради.

Оборудование: реактивы-магниевая лента, Fe и CuSO4, пробирки, спички, спички, скрепка (Fe).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Учитель.   Здравствуйте, ребята! Мы с вами начали в 8 классе изучать химию. Без нее прожить нельзя! И это действительно так, без нее никуда. Это наука – волшебница. Химия нас кормит, одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо наше общество. Каждый человек, каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций. Переваривание пищи. Сидение волос. Старение организма. Вокруг нас химические реакции – горение дров, горение бензина, скисание молока, квашение капусты, порча продуктов, гниение листьев. Что такое химическая реакция?

Тема нашего урока- «Химические уравнения. Типы химических реакций». Мы должны научиться писать химические уравнения, правильно проставлять коэффициенты и узнать, какие типы реакций существуют. К изучению данной темы, мы провели большую подготовительную работу: изучали химические элементы, валентность, научились составлять формулы. Давайте вспомним наиболее важные моменты.

Вопросы.

- По составу все вещества делятся на какие группы?

- Приведите примеры простых веществ.

- Какое вещество называется простым?

- Приведите примеры сложных веществ.

- Какие вещества называются сложными?

- Что такое химическая формула?

- Под диктовку на доске пишутся формулы: AL2O3, CuO, H20. Дайте названия.

- На доске написаны формулы веществ. Ученик правильно произносит.

- Составить формулу оксида Fe(III). Составить формулу соединения Na с S.

Молодцы! Последний вопрос, который нам необходим для составления уравнений – это знание   закона сохранения массы веществ. Дайте формулировку закона.

III. Новая тема.

Все химические реакции мы можем записать с помощью уравнений. Что это такое?

1) Химическим  уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических знаков и формул.

2) Демонстрация опытов.

а) Горение магния.

- При горении Mg взаимодействует с каким веществом?

- Какое вещество образуется?

2Mg+ O2 = 2MgO

Начинаем уравнивать количество атомов. Надо начать с того элемента, чьих атомов больше вступает в реакцию. Количество атомов до реакции и после должно быть равно. (Дети читают уравнение вслух).

Эта реакция лежит в основе фейерверков, бенгальских огней.

б) Горение Cu.

2Cu+ O2 = 2CuO (оксид меди).   Реакция соединения.

(Проверяем. Читаем вслух).

в) Горение фосфора.

4P+ 5O=  2P2O5  (оксид фосфора).   Реакция соединения.

(Проверяем. Читаем вслух).

3). Эти три реакции относятся к одному типу реакции. Что общего? Что происходит в этих реакциях?

Это реакции соединения (определение читаем из учебника).

4). Реакции разложения. Что происходит в ходе этих реакций?

2H2O = 2H2 + O2

(Определение – из учебника).

5). Реакции замещения.

Это реакции между простым и сложным веществом.

Демонстрация опыта.

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

(Определение – из учебника).

IV. Закрепление.

1). Каждую химическую реакцию мы можем записать в виде уравнения.

- Что называется химическим уравнением?

- Каким правилом мы должны пользоваться при расстановке коэффициентов?

-  Дать определения реакциям: соединения, разложения, замещения.

2).  Выполняется упражнение на расстановку коэффициентов в уравнениях реакций и на определение типа реакции.

V. Домашнее задание: п.27 (1), 30, упражнения в тетради.

Автор: Фаттахова Оксана Владимировна 

МБОУ "Гимназия № 22", г. Нижнекамск, Республика Татарстан